Тип объекта: Города Месторасположение: Карагандинская область, Казахстан Охраняемость: полная Состояние: плохое
Описание
Город Приозёрск основан в 1956 году, его населением стал военный и гражданский персонал испытательного полигона систем противоракетной обороны (ПРО) Сары-Шаган. Благодаря проведенным в том числе и на базе данного полигона в конце 50-х — 70-х годах испытаниям систем обнаружения и уничтожения средств доставки ядерных зарядов, СССР смог создать эффективные ракеты-перехватчики для системы ПРО. Тем самым был достигнут паритет в гонке вооружений с США и угроза ядерной войны между двумя сверхдержавами перестала быть насущной проблемой мировой политики.
Приозерск — один из двух специфических городов Казахстана, судьба которых тесно связана с «оборонкой» и которые находятся практически в двойном подчинении. В годы расцвета гонки вооружений в напрочь засекреченном городе на западном берегу Балхаша жило около 100 тысяч человек преимущественно в военной форме, действовало 60 гостиниц, прекрасные дворцы культуры, рестораны, которых не было в ту пору в ином областном центре. После развала Союза и последующего сокращения полигона большинство военнослужащих уехали, бросив обжитые квартиры, и сегодня в Приозерске насчитывается всего 13 тысяч «аборигенов», из которых почти половина россияне. Из 90 многоэтажек в «живых» осталось около сорока. Остальные законсервированы — их окна заложены кирпичами в надежде на появление в будущем новых хозяев. В городе нет никакой промышленности, малый бизнес только расправляет крылья.
.Резко «похудевшее» население не в состоянии содержать городскую котельную и водоканальное хозяйство, которые были рассчитаны на обслуживание когда-то 100-тысячного города и все еще являются государственной собственностью. Чтобы окупить все затраты, областной антимонопольный департамент утвердил чудовищный тариф на тепло- и электроэнергию, в соответствии с которым за обогрев двухкомнатной квартиры среднестатистическая семья теперь должна здесь ежемесячно выкладывать 2-3 тысячи рублей!
Одним словом, был полигон — были люди. Не стало полигона — военные уехали вместе с семьями.
Город закрытый, однако, попасть в него становится все проще и проще. Во-первых, ничего секретного там больше нет. Во-вторых, сами местные жители водят экскурсии по своей разрушенной Родине.