Тип объекта: Города Месторасположение: Республика Саха, Россия Охраняемость: нулевая Состояние: среднее
Описание
Бухта Нордвик. Частично берега ее относятся к Таймырскому полуострову, частично — к Якутии. 72-74 параллель. Море Лаптевых, самая середина Северного морского пути. Сейчас эта территория с заброшенными, развалившимися поселками, кладбищами ржавеющей техники и человеческими кладбищами. А полвека назад там жили люди, и кипела работа.
В августе 1739 года участники Ленско-Хатангского отряда Великой Северной экспедиции (1733-1743) под командованием лейтенанта X.Лаптева на дубель-шлюпке «Якутск» открыли бухту и дали ей имя Нордвик (Северный залив).
С XIX века было известно, что в районе бухты Нордвик есть ископаемые: нефть, уголь, соль. Не одна геологическая экспедиция там поработала: И.П.Толмачев, О.О.Баклунд, Т.М.Емельянцев, Л.П.Смирнов, А.И.Берзин, Ю.А.Колодяжный, Н.Н.Урванцев. К середине 30-х годов было принято решение к их освоению. 25 июля 1936 года по постановлению Совета Труда и Обороны (СТО) СССР создан трест «Нордвикстрой» в составе Главного управления Севморпути (ГУСМП). Постановление обязывало «Нордвикстрой» закончить разведку на соль для определения сооружения соляных рудников, географические и портоизыскательские работы, подготовить технический проект строительства Нордвикского горно-промышленного комбината. Начальником был назначен Б.В.Лавров. Рабочую силу обязали обеспечить Норильский ИТЛ ГУЛАГа. В составе Нордвикстроя была также основана Московская контора треста, которая производила вербовку и отправку рабочей силы, заготовку оборудования и т.д. Работа осуществлялась кроме Нордвика в поселках Нордвиксоль, Угольный, Кожевниково, Котуй, Тигян и других.
В районе бухты населенных пунктов не было. Ближайшие поселения Саскылах и Хатанга находились в 350 и 500 км. Рубленые дома, буровые вышки в разобранном виде доставлялись из Архангельска. Стоимость одного жилого дома на 20 человек составляла 25 тысяч рублей. В Нордвикстрое до приезда в навигацию 1937-го работали на месте 114 человек, из них 96 — специальной рабочей силы. Вольнонаемные, жили в поселке вне лагерной зоны. Вышки и колючая проволока отсутствовала. Связь поддерживалась с помощью тракторов, «запряженных» в сани. В 1937-м на Нордвикстрое велись проектные работы по канатно-подвесной дороге.
Условия выживания в Нордвиглаге были нечеловеческие: среди заключенных свирепствовала повальная цинга, людей, изнуренных болезнями, непосильным каторжным трудом, лютыми морозами и пургами, косил массовый мор. Но шахты действовали.
Однако в конце 40-х годов был поставлен вопрос об ликвидации треста. Нордвикского политотдела Михаил Лаврушенков в записке в Главсевморпуть и Совмин СССР подводит итоги освоения Севера: «Добыча велась кустарно, и в результате отсутствия опыта, неправильного ведения горных работ и тяжелых гидрогеологических условий обе шахты — сначала вертикальная, потом наклонная — после неоднократных затоплений рухнули и обрушились, чем были только испорчены месторождения. Разработку Нордвикского месторождения можно и должно производить, но, учитывая нерешенность вопроса о вывозе соли к местам потребления и дорогостоящую рабочую силу, а также некоторый эффект от больших капиталовложений, ограничить эти капиталовложения, сократив их до минимума. Передать строительство и эксплуатацию солерудника Норильскому комбинату с тем, чтобы создать здесь лагерь заключенных, используя их как более дешевую рабсилу на всех работах, связанных с сооружением Нордвикского комплекса и дальнейшей его эксплуатацией, изъяв его из ведения ГУСМП».
В 49-м шахту на мысе Илья закрыли, в том же году, 26 августа, последовал приказ о консервации солерудника на Нордвике.