Предприятия, закрытые в 2004 году

В эту категорию помещаются статьи о предприятиях (промышленных, торговых, транспортных имущественных комплексах, для которых характерны определённое и неизменное местоположение и стабильная отраслевая направленность). Статьи о компаниях помещаются в категории, включённые в категорию «Компании». Например, статья о российской металлургической компании «Русал» будет включена в категории «Металлургические компании России» и «Горнодобывающие компании России». В то же время, статья о входящем в состав Российского алюминия Красноярском алюминиевом заводе будет включена в категории «Предприятия Красноярского края» и «Предприятия цветной металлургии России».

Бывает, что обособленное предприятие является одновременно и компанией. Например, статья о московском ликёро-водочном заводе «Кристалл», не входящем в какие-либо крупные компании, должна включаться, с одной стороны, в категории «Компании Москвы» и «Производители алкогольных напитков России», а с другой стороны — в категории «Предприятия Москвы» и «Предприятия пищевой промышленности».

Материал из Википедии — свободной энциклопедии


Архангельский трамвай

Архангельский трамвай — закрытая трамвайная система, существовавшая в городе Архангельске с 1916 по 2004 годы. Долгое время являлась самой северной трамвайной системой в мире. В годы Великой Отечественной войны использовалась для перевозки военных грузов. 21 июля 2004 года трамвайная система была закрыта по экономическим причинам, содержание трамвайного парка было признано убыточным. Трамвайные пути вскоре были демонтированы.

Архангельский трамвай
Описание
Страна СССР
 Россия
Расположение Архангельск
Дата открытия25 июня 1916 года
Дата закрытия21 июля 2004 года
ЭксплуатантАМТТП
Маршрутная сеть
Число маршрутов1 (на момент закрытия)
Длина сети29,9 км
Длина маршрутов48,1 км
Подвижной состав
Основные типы ПСФХМКТМ-1КТМ-2ЛМ-57ЛМ-68ЛМ-68МРВЗ-6М2ЛВС-86ЛМ-93 и др.[1]
Число депо0
Технические данные
Ширина колеи1524 мм
Стоимость проезда5 руб. на момент закрытия
Электрификация550 вольт
Схема маршрутов
 Медиафайлы на Викискладе

Фиолетовым обозначена трамвайная сеть Архангельска в 2004 году. Чёрным обозначены железные дороги

Ликвидация архангельского трамвая стала результатом целенаправленной политики руководства города и занимавшего в то время пост мэра Олега Нилова, закрывшего 13 мая 2003 года единственный рентабельный трамвайный маршрут № 1. После этого закрытие всей системы стало неизбежным[2].

Трамвайная подстанция по адресу улица Суворова, 13 была построена в 1914 году и является памятником архитектуры Архангельска[3].

Общая длина трамвайных путей на пике развития системы составляла около 30 км[4]

История

Идея строительства системы трамвая в Архангельске начала обсуждаться в 1898 году[5]. К 1913 году, после завершения строительства Северной железной дороги между Москвой и Архангельском, город получил серьёзный импульс к развитию. По этой причине в 1913 году было решено построить городскую железную дорогу. В те времена в Архангельске было много деревянных домов. Для безопасности деревянных домов было принято решение о строительстве электрической системы. Руководителем строительства электрического трамвая был инженер Константин Репин, который был автором проекта электрификации конки в Пскове в 1911—1912 годах. Репин контролировал все строительные работы, а также приобретение оборудования.Строительство электрической трамвайной сети, 1914—1916

Строительные работы начались в 1914 году. Несмотря на начало Первой мировой войны, Константин Репин довел дело до конца. В течение трёх лет в городе были проложены трамвайные пути (двухпутные, ширина колеи 1524 мм), установлена воздушная контактная сеть, были построены трамвайное депо и тяговая подстанция. Тяговая подстанция была построена в 1914 году (ул. Пермская, 13 (ныне улица Суворова)). Трамвайное депо было построено на пересечении Почтового тракта (ныне Ленинградский проспект) и Набережной Северной Двины (ныне ул. Чапаева). Во время Первой мировой войны Архангельск стал главным портом, куда доставлялась помощь союзников. Грузовой тоннаж морского порта Архангельска увеличился в 20 раз[5].

Трамваи были сделаны на Мытищинском заводе. Система трамвая была открыта 25 июня 1916 года. Первый трамвай прошёл от депо к зданию Городской Думы (ныне Северный государственный медицинский университет, пересечение Троицкого просп. и Полицейской ул. (ныне ул. Свободы)). Первыми пассажирами были городские чиновники и купцы. На следующий день трамвай был открыт для всех пассажиров. В день открытия работало 8 трамвайных вагонов (типа «М»). В целом, к концу 1916 года насчитывалось 17 пассажирских трамвайных вагонов. Десять из этих трамваев (№ 11—20) были сделаны на заводе в Мытищах в 1915 году, ещё семь (№ 21—27) — в 1916 году. Кроме самих вагонов был также приобретен снегоочиститель[5].

В то время существовало 2 маршрута:Трамвайная сеть в Архангельске в 1916 г. Маршрут № 1 — красный, маршрут № 2 — голубой, пути в депо — серый

1) ул. Архиерейская (ныне ул. Урицкого) — Троицкий просп. — ул. Полицейская (ныне ул. Свободы); 2) ул. Полицейская (ныне ул. Свободы) — Троицкий просп. — ул. Пермская (ныне ул. Суворова). Разворотное кольцо проходило от улицы Пермской по Среднему проспекту до улицы Лопарской (ныне ул. Комсомольская) и обратно на Троицкий проспект

Эксплуатация системы трамвая была очень выгодна: ежедневная прибыль была свыше 1 000 рублей. Проезд на маршруте № 1 составлял 7 копеек, на маршруте № 2 — 10 копеек. Вскоре городские власти, желая увеличить прибыль, решили увеличить оплату проезда до 10 и 15 копеек соответственно. Новый тариф был введен со 2 июля 1916 года. В результате, за первые сутки ежедневная прибыль увеличилась до 1 949 рублей (2 июля), но очень скоро снизилась до 1248 рублей (5 июля). Годовой пассажиропоток составил 3 107 600 человек.

Первое ДТП произошло 3 ноября 1916 г. на пересечении Троицкого просп. и Соборной ул. (ныне ул. К. Либкнехта). В результате пешеход Петр Савинов потерял ногу и умер по дороге в городскую больницу. К счастью, подобные случаи были очень редки.

2 февраля 1917 года открылась трамвайная линия в Соломбалу. Этот район расположен на другом берегу реки Кузнечихи, делящей город на две части. До Октябрьской революции, в летний период, Соломбальский остров был связан временным деревянным мостом с центральной частью города. Однако никакой постоянной переправы через реку не было. По этой причине, зимой трамвайные пути прокладывались непосредственно на временных деревянных опорах на льду (подобный метод был использован в Санкт-Петербурге в 1895—1910 гг. и в Нижнем Новгороде в течение 1896—1910-х годов). Позже была построена трамвайная линия до 6-й версты (в настоящее время Лесозавод № 3). Длина трамвайной сети составляла 14,84 км[5].

Несмотря ни на какие политические изменения, трамвайное движение в Архангельске не было остановлено во время Первой мировой войны, Февральской революцииОктябрьской революции и Гражданской войны в России. Каждая власть пыталась спасти трамвайную сеть (например, во время Интервенции, трамваи водили американские солдаты, поскольку архангельские вагоновожатые устроили забастовку). Трамвайная система стала лучшей в РСФСР по итогам Первой Всероссийской трамвайной конференции, которая состоялась в Москве в декабре 1922 года[5].

До 1956 года трамвайная сеть Архангельска состояла из двух независимых систем — одна в центре и на юге города, с маршрутами № 1 и 2, другая в Соломбале, с маршрутами № 3 и 4. Вскоре открылся Кузнечевский мост, и вагоны первого маршрута пошли в Соломбалу. Также появился маршрут № 5, ходивший от улицы Октябрят до улицы Гагарина.

В начале XXI века для трамвая наступили тяжёлые времена. Сначала закрылся маршрут № 5. В 2002 году с закрытием Кузнечевского моста на ремонт маршрут № 1 был укорочен до улицы Гагарина, а маршруты № 3 и 4 были отрезаны от сети в центре города. 1 октября 2002 года они были закрыты, и началась ликвидация трамвая в Архангельске. Вскоре маршруты № 1 и 2 объединили в № 2 от Лесозавода № 2 до улицы Гагарина и открыли маршрут № 2к по трассе бывшей «двойки». Длинная «двойка» была закрыта в 2003 году со снятием линии по Троицкому проспекту. 21 июля 2004 года был закрыт последний маршрут № 2к, который к тому времени уже был просто № 2.

Маршруты

Узнать большеВ этом разделе не хватает ссылок на источники информации.
№ МаршрутаНаправлениеПутьПодвижной состав
№ 1ул. Урицкого — СРЗ Красная кузница(В пятидесятых годах 20 века — «Центральный маршрут»)ул. Урицкогопросп. Ломоносоваул. ВыучейскогоТроицкий просп.ул. Суворовапросп. Ломоносоваул. Гагарина (обратно Троицкий просп.)Таймырская ул.ул. Валявкина (СРЗ Красная кузница)ЛМ-93ЛВС-86РВЗ-6М2
№ 2ул. Выучейского — 2 л/зул. Выучейскогонаб. Северной Двиныул. Урицкого (обратно просп. Ломоносова, ул. Выучейского)Ленинградский просп.2 л/зЛМ-93ЛВС-86РВЗ-6М2
№ 3СРЗ Красная кузница — ул. БауманаСРЗ Красная кузницаНикольский просп.ул. БауманаРВЗ-6М2
№ 4СРЗ Красная кузница — ул. МалиновскогоСРЗ Красная кузницаНикольский просп.ул. Красных ПартизанКировская ул.ул. Химиковул. МалиновскогоРВЗ-6М2
№ 5ул. Октябрят — ул. Гагаринаул. Октябрятул. КасаткинойЛенинградский просп.просп. Ломоносоваул. Выучейского (обратно наб. Северной Двины, ул. Урицкого)Троицкий просп.ул. Суворовапросп. Ломоносоваул. Гагарина (обратно Троицкий просп.)ЛМ-93ЛВС-86РВЗ-6М2

Схема расположения трамвайных путей и троллейбусных линий в период максимального развития системы в 1994 году

10 мая 2003 года был закрыт маршрут № 1, после чего сразу же был начат демонтаж рельсов на пути маршрута (по Троицкому проспекту).

В июле 2004 года был закрыт последний трамвайный маршрут № 2.

  • № 1.

Маршрут укорочен до ул. Гагарина с 14.05.2002 г. Закрыт с 11 мая 2003 г.

  • № 2.

Маршрут закрыт 21 июля 2004 г.

  • № 3.

Маршрут закрыт в 2002 г.

  • № 4.

Маршрут закрыт в 2002 г.

  • № 5.

Маршрут закрыт в 2000 г.

Изображения

  • Бывшая трамвайная подстанция на улице Суворова
  • Частично демонтированные трамвайные рельсы в Архангельске (Соломбала, 2005 год)
  •  Трамвайный билет Архангельска
  • На графике изображено снижение пассажиропотока в трамвае Архангельска с 1995 по 2004 гг.[6]

См. также

Примечания

  1.  Список функционировавших в Архангельске трамваев (недоступная ссылка)
  2.  Правда Севера — В последний путь трамвай отправился. Вагончик тронулся. С чем мы останемся? (недоступная ссылка с 18-08-2015 [2209 дней])
  3.  Памятники архитектуры города Архангельска
  4.  Протяженность эксплуатационных трамвайных путей и наличие трамваев по городам Российской Федерации
  5. ↑ 1 2 3 4 5 RUSSIA | Trams — Page 20 — SkyscraperCityАрхивировано 6 июля 2013 года.
  6.  Перевозки пассажиров трамваями по городам Российской Федерации

Источники

Ссылки


Дедовская прядильно-ткацкая фабрика

Дедовская прядильно-ткацкая фабрика — принадлежавшая акционерному обществу со смешанным русскофранцузским капиталом компания, градообразующее предприятие подмосковного города Дедовск. Полное наименование — Cotonniere de Dedovo pres Moscou societe anonyme par actions (Акционерное общество хлопкового производства в подмосковном Дедове). Правление компании располагалось во французском городе Эпиналь.

Дедовская прядильно-ткацкая фабрика
Типакционерное общество
Основание1911
Упразднена2004
ОснователиПол Кюни
Расположение Российская империяДедовскМосковская губерния
Отрасльтекстильная промышленность
Продукциямиткальбатисткисеявуалькреп и др.

История

Жилые корпуса бывшей Дедовской прядильно-ткацкой фабрики, обитаемые до сих порУчредительский пай на предъявителя Акционерного общества хлопкового производства в подмосковном Дедове. Г. Эпиналь1912 г.[1]

Российско-французское акционерное общество хлопкового производства в подмосковном Дедове было основано в 1911 году, тогда же на приобретенных у московского купца К. И. Гучкова и помещика Славина двух участках земли близ сельца Дедово в 38 км от Москвы началось строительство прядильно-ткацкого производства.

Французских акционеров представлял известный текстильный промышленник и политический деятель Третьей республики Поль Кюни.

Изначально Дедовская мануфактура, выпустившая свою первую продукцию 26 ноября 1913 года, состояла из 3-этажной прядильной и 1-этажной со стеклянной крышей ткацкой частей, а также двух внушительных 4-этажных общежитий казарменного типа, в которых размещались приезжавшие ос всех концов России рабочие и их семьи[2]. Вскоре рядом с казармами воздвигли 5 деревянных домов для служащих, амбулаторию и больницу на 8 мест, баню, фабричную лавку, многочисленные технические и вспомогательные строения.

Вошедшая в строй перед самым началом Первой мировой войны Дедовская фабрика была одной из самых крупных и современных мануфактур того времени[3]. Производство мануфактуры изначально было оснащено автоматическими ткацкими станками с электроприводом. Прядильное оборудование было поставлено из Великобритании, ткацкое — сделано в Швейцарии. Силовые машины изготовлены известными немецкими фирмами АЕГ и «Фиднер и Гамнер». Проектную мощность прядильно-ткацкого предприятия российско-французского акционерного общества предполагалось довести до 80 тысяч веретен и 1500 ткацких станков, чего, однако, не произошло из-за последовавших вскоре драматических событий российской истории. В дореволюционный период Фабрика производила миткальбатисткисеювуалькреп и другую продукцию высокого качества[4].

В годы Гражданской войны из-за отсутствия сырья и топлива производство было остановлено. Возобновившее работу летом 1921 года предприятие бывшего Акционерного общества хлопкового производства в подмосковном Дедове в 1923 году было названо именем советского революционера и дипломата В. Воровского[2].

После акционирования в 1992 году Дедовская прядильно-ткацкая фабрика получила название «Дедовское ПО технических тканей». В 2004 году данное производственное объединение ликвидировано. На территории бывшей фабрики в настоящее время располагаются склады и производственные предприятия, в частности, производитель пластиковой тары «Химпэк».

Примечания

  1.  Scripophily.ru Старинные ценные бумаги
  2. ↑ 1 2 Информационный портал Дедовск.ру. История Дедовска (недоступная ссылка). Дата обращения: 13 апреля 2017. Архивировано 12 февраля 2017 года.
  3.  Летопись Русской Усадьбы. Город ДЕДОВСК, Московская область, Истринский район
  4.  Официальный сайт администрации г/п Дедовск. История городского поселения Архивная копия от 14 апреля 2017 на Wayback Machine

Зарожанский сахарный завод

Зарожанский сахарный завод — предприятие пищевой промышленности в селе Зарожаны Хотинского района Черновицкой области Украины, прекратившее своё существование.

Зарожанский сахарный завод
Типоткрытое акционерное общество
Год основания1866[1]
Год закрытия2004[2]
РасположениеЗарожаны
ул. Заводская, 18
Отрасльсахарная промышленность[1]
Продукциясахар

История

Сахарный завод в селе Зарожаны Хотинского уезда Бессарабской губернии Российской империи[3] был построен в 1866 году помещиком Федором Рафаловичем. Поскольку из 256 крестьянских хозяйств села 17,5% были безземельными, а большинство остальных — малоземельными, проблемы с поиском работников не возникло, а местные жители увеличили посевы свеклы для продажи заводу. В это время условия работы на предприятии были тяжёлыми, рабочий день составлял от 12 до 13 часов, а зарплата была низкая[1].

В ходе первой русской революции в 1907 году в селе началась забастовка. Рабочие экономии (обеспечивавшей завод сахарной свеклой) потребовали повышения зарплаты, но из Хотина прибыли стражники, которые избили крестьян и арестовали организаторов выступления[1].

После начала первой мировой войны положение предприятия осложнилось, поскольку часть работников и местных крестьян призвали в армию, посевы сахарной свеклы сократились[1].

После Октябрьской революции 1917 года крестьяне провели передел земли, после чего часть земель экономии была разделена между жителями села. В январе 1918 года по решению Хотинского уездного земельного комитета сахарный завод был национализирован. По решению Хотинского Совета рабочих и солдатских депутатов были приняты новые нормы выработки и введен 8-часовой рабочий день[1].

В конце февраля 1918 года селение оккупировали австро-немецкие войска (которые оставались здесь до 11 ноября 1918 года, после чего их сменили румынские войска)[1].

В ночь с 22 на 23 января 1919 года в Хотине началось восстание против румынских оккупантов, в котором участвовали жители села. В Зарожанах был создан отряд, который возглавил рабочий сахарного завода, бывший солдат русской армии Ф. И. Дубковецкий, в отряд вступили другие рабочие завода. Они разоружили и арестовали румынских жандармов, заняли сахарный завод и оказали помощь восставшим в других селениях. После подавления восстания румынскими войсками большинство повстанцев ушли за Днестр, часть из них вступила во 2-ю кавалерийскую бригаду РККА[1].

1 февраля 1919 года село заняли румынские войска, которые заняли сахарный завод. В здании завода они допрашивали и избивали арестованных мужчин, изнасиловали и убили четырех девушек[1].

При румынской власти продолжительность рабочего дня на заводе составляла 12 часов. Начавшийся в 1929 году экономический кризис осложнил положение села. Владелец завода перестал выплачивать работникам зарплату деньгами, вместо этого рабочие должны были покупать продукты и товары в заводском магазине. В 1931 году цены на сахарную свеклу были снижены на треть в сравнении с 1929 годом, что ухудшило положение жителей[1].

В ночь на 7 ноября 1932 года на сахарном заводе действовавшая в условиях подполья коммунистическая организация расклеила листовки с призывом к борьбе против румынских оккупантов и объединению с Советской Украиной, в дальнейшем на предприятии началось распространение коммунистической литературы (это обстоятельство было отмечено в документах хотинской полиции и сигуранцы)[1].

28 июня 1940 года в составе Северной Буковины село вошло в состав СССР, и завод стал государственным предприятием. Условия работы были улучшены, началась ликвидация безграмотности среди рабочих, также здесь был открыт заводской медпункт. В результате, эффективность работы повысилась, и в первом полугодии 1941 года завод произвёл сахара на 306 тысяч рублей[1].

В ходе Великой Отечественной войны 6 июля 1941 года село было оккупировано немецко-румынскими войсками и до 29 марта 1944 года находилось в составе Румынии. В период оккупации одним из активных участников Хотинской подпольной комсомольской организации был электромонтёр Зарожанского сахарного завода Олекса Боднарчук[1].

При отступлении немцы и румыны разграбили село, но после войны завод был восстановлен и возобновил работу[1].

В ходе четвёртой пятилетки капиталовложения в завод составили 11,9 млн рублей. В 1953 — 1959 годах предприятие реконструировали, после чего объёмы производства увеличились. В 1965 и 1966 годах завод дважды получал переходящее Красное знамя Совета министров СССР и ВЦСПС, а ряд работников завода был награждён государственными наградами[1].

В сезоне сахароварения 1967/1968 годов завод переработал свыше 250 тысяч тонн сахарной свеклы и произвёл 4,2 тысяч тонн сахара (в восемь раз больше, чем в 1950 году)[1].

Рабочие завода принимали активное участие в общественной деятельности: они участвовали в строительстве здания средней школы (открытой в 1965 году)[4], создании парка и других мероприятиях по озеленению и благоустройству населенного пункта[1].

В целом, в советское время завод был крупнейшим предприятием села, на его балансе находились объекты социальной инфраструктуры (рабочий посёлок с 8 многоквартирными жилыми домами, детским садом, яслями, клубом и столовой)[1].

После провозглашения независимости Украины завод перешёл в ведение министерства сельского хозяйства и продовольствия Украины.

В октябре 1995 года Кабинет министров Украины утвердил решение о приватизации находившегося здесь сахарного завода[5], в дальнейшем государственное предприятие было преобразовано в открытое акционерное общество[6].

До 5 марта 1999 года завод находился в ведении Фонда государственного имущества Украины[7].

22 августа 2002 года решением хозяйственного суда Черновицкой области по делу № 8/374-Б завод был признан банкротом, 30 августа 2002 года было объявлено о распродаже имущества и активов предприятия, которое началось в сентябре 2002 года, после чего завод прекратил своё существование (хотя споры о разделе и принадлежности имущества завода продолжались между кредиторами до мая 2004 года)[6]. Закрытие и ликвидация Зарожанского сахарного завода и Кельменецкого сахарного завода привели к значительному сокращению посевов свеклы на территории области и падению производства сахара. Объем производства сахара в сезоне сахароварения 2003/2004 годов в Черновицкой области составил 4% от уровня производства 1990 года[2].

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Зарожани, Хотинський район, Чернівецька область // Історія міст і сіл Української РСР. Чернівецька область. — Київ, Головна редакція УРЕ АН УРСР, 1969.
  2. ↑ 1 2 «Виробництво цукру впало до критичної межі — всього 4 відсотки від рівня 1990 року.«
    Свiтлана Iсаченко. Іржа на цукрi // «Зеркало недели» вiд 16 квітня 2004
  3.  Zarożeny (польск.) в Географическом словаре Царства Польского и других стран славянских, том XIV (Worowo — Żyżyn) от 1895 года
  4.  «в 1965 році, коли було зведено й здано в експлуатацію навчальний корпус сучасного навчального корпусу … головним спонсором у будівництві виступив Зарожанський цукровий завод«
    Нам 50 рокiв! / официальный сайт Зарожанской средней общеобразовательной школы от 15 января 1965
  5.  «00373132 Зарожанський цукровий завод«
    Постанова Кабінету міністрів України № 851 від 20 жовтня 1995 р. «Про доповнення переліку об’єктів, що підлягають обов’язковій приватизації у 1995 році»
  6. ↑ 1 2 Постанова Вищого господарського суду України вiд 19.05.2004 р., справа N 9/552
  7.  Наказ Фонду державного майна України № 403/31 від 5 березня 1999 р. «Про передачу державних корпоративних прав до Національного агентства України з управління державними корпоративними правами і внесення відповідних змін у реєстрах»

Звенигородский мукомольный завод

Звенигородский мукомольный завод — предприятие в городе Звенигородка Звенигородского района Черкасской области Украины.

Звенигородский мукомольный завод
Типоткрытое акционерное общество
Год закрытия2004[уточнить]
Расположение СССР →  Украина, г. Звенигородка
Отрасльпищевая промышленность
Продукциямука

История

Две выполнявшие помол зерна мельницы действовали в уездном городе Звенигородка Звенигородского уезда Киевской губернии Российской империи уже в конце XIX века[1].

В феврале 1918 года здесь была провозглашена Советская власть, но уже в марте 1918 года Звенигородку оккупировали австро-немецкие войска. В дальнейшем, Звенигородка находилась в зоне боевых действий гражданской войны, но в начале марта 1919 года её заняли части РККА, Советская власть была восстановлена и началось восстановление хозяйства[2].

В 1923 году Звенигородка стала районным центром, что способствовало её экономическому развитию. В 1926 году здесь действовали семь мельниц. В 1927 году Звенигородка стала посёлком городского типа. В дальнейшем, в ходе индустриализации 1930-х годов мельницы были расширены, оснащены новым оборудованием (позволившим механизировать производственные процессы) и на их базе было создано единое предприятие — Звенигородский мукомольный завод № 8[2].

В ходе Великой Отечественной войны 29 июля 1941 года Звенигородка была оккупирована наступавшими немецкими войсками[2].

Весной 1943 года в Звенигородском районе был создан подпольный райком КП(б)У, под руководством которого в Звенигородке начали действовать несколько советских подпольных групп, объединивших 57 человек. Одна из этих групп начала действовать на МТС и мукомольном заводе. Подпольщики собирали и передавали командованию разведывательную информацию, помогали освобождению военнопленных, срывали отправку местного населения в рейх, вели агитацию, саботировали выполнение распоряжений оккупантов. При приближении к городу линии фронта они срывали мероприятия по вывозу на запад оборудования предприятий и оставшихся тракторов Звенигородской МТС. Один из подпольщиков, инженер мукомольного завода В. Д. Измайлов предотвратил подготовленный гитлеровцами взрыв мукомольного завода[2].

28 января 1944 года Звенигородка была освобождена советскими войсками, в феврале 1944 года началось восстановление городского хозяйства, и уже в мае 1944 года мукомольный завод возобновил работу[2].

В 1950е — 1960е годы завод был оснащён новым оборудованием и реконструирован[2].

В целом, в советское время завод входил в число ведущих предприятий города[2][3][4].

После провозглашения независимости Украины завод перешёл в ведение министерства сельского хозяйства и продовольствия Украины[5].

В марте 1995 года Верховная Рада Украины внесла завод в перечень предприятий, приватизация которых запрещена в связи с их общегосударственным значением[5].

После создания в августе 1996 года государственной акционерной компании «Хлеб Украины» завод перешёл в ведение ГАК «Хлеб Украины»[6].

В ноябре 1997 года Кабинет министров Украины разрешил приватизацию завода[7]. В дальнейшем, государственное предприятие было преобразовано в открытое акционерное общество[8].

Летом 2004 года хозяйственный суд Черкасской области возбудил дело о банкротстве завода[8]. 28 октября 2004 года завод был признан банкротом и началась процедура его ликвидации[9].

Деятельность

Завод осуществлял хранение зерна и производство муки.

Примечания

  1.  Звенигородка // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Звенигородка, Звенигородський район, Черкаська область // Історія міст і сіл Української РСР. Черкаська область. — Київ, Головна редакція УРЕ АН УРСР, 1972.
  3.  Звенигородка // Большая Советская Энциклопедия. / под ред. А. М. Прохорова. 3-е изд. том 9. М., «Советская энциклопедия», 1972. стр.427
  4.  Звенигородка // Украинская Советская Энциклопедия. том 4. Киев, «Украинская Советская энциклопедия», 1980. стр.126
  5. ↑ 1 2 Постанова Верховної Ради України № 88/95-ВР від 3 березня 1995 р. «Про перелік об’єктів, які не підлягають приватизації у зв’язку з їх загальнодержавним значенням»
  6.  Постанова Кабінету міністрів України № 1000 від 22 серпня 1996 р. «Про утворення Державної акціонерної компанії «Хліб України»»
  7.  Постанова Кабінету міністрів України № 1218 від 5 листопада 1997 р. «Про прискорення приватизації хлібоприймальних і хлібозаготівельних підприємств»
  8. ↑ 1 2 Господарським судом Черкаської області порушено справу № 14/1387 про банкрутство ВАТ «Звенигородський млинзавод», м. Звенигородка, вул. Піонерська, 1, Черкаська область; р/р 26000300545 Державний Ощадбанк України, Звенигородське відділення № 2970 // газета «Урядовий кур’єр«, № 123 вiд 3 липня 2004
  9.  Постановою господарською суду Черкаської області від 28 жовтня 2004 року за справою № 14/1387 відкрите акціонерне товариство «Звенигородський млинзавод», ідентифікаційний код 03292977, юридична адреса: м. Звенигородка, вул. Піонерська, 1, було визнано банкрутом і відкрито ліквідаційну процедуру // газета «Урядовий кур’єр», № 95 (3008) від 25 травня 2005

Каланчакское ремонтно-транспортное предприятие

Каланчакское ремонтно-транспортное предприятие — предприятие в посёлке городского типа Каланчак Каланчакского района Херсонской области Украины, которое специализировалось на техническом обслуживании и ремонте автомобильной и сельскохозяйственной техники.

Каланчакское ремонтно-транспортное предприятие
Типоткрытое акционерное общество
Год основания1929[1]
Год закрытия2004
Расположение СССР →  УкраинаКаланчак
Продукцияремонт автомашин и тракторов

История

1929 — 1991 годы

Каланчакская машинно-тракторная станция (Каланчакская МТС) была создана в селе Каланчак в 1929 году в соответствии с первым пятилетним планом развития народного хозяйства СССР[1].

После того, как в 1939 году Каланчак стал районным центром, МТС стала одним из первых крупных предприятий на территории района. Количество техники было увеличено (в 1939 году МТС уже имела 96 тракторов и иных сельскохозяйственных машин), и она сыграла значительную роль в экономическом развитии и механизации сельского хозяйства района. За трудовые достижения пять работников МТС (бригадиры тракторных бригад А. Ф. Житский, И. П. Княгнитский, П. Ф. Чепурко, П. Д. Кривенко и тракторист А. Д. Рудницкий) были выдвинуты в качестве кандидатов на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку 1939 года[1].

В 1940 году Каланчакская МТС вошла в число передовых, в этом же году она была награждена переходящим Красным знаменем Николаевского областной исполкома и обкома КП(б)У[1].

После начала Великой Отечественной войны часть техники МТС была передана в действующую армию. В дальнейшем, в связи с приближением к селу линии фронта работники МТС участвовали в строительстве укреплений, уборке урожая и эвакуационных мероприятиях. С 11 сентября 1941 до 2 ноября 1943 года селение было оккупировано немецкими войсками, при отступлении гитлеровцы разграбили и разрушили колхозы, мельницу, больницу, библиотеку, сельский клуб, успели сжечь часть жилых домов, а также полностью уничтожили МТС[1].

В конце 1943 года при активной помощи со стороны находившихся здесь частей РККА машинно-тракторная станция была восстановлена и возобновила работу. В ходе полевых работ в течение марта — апреля 1944 года тракторы Каланчакской МТС ремонтировали военнослужащие РККА в организованной в райцентре передвижной ремонтной мастерской[1].

В 1944 — 1945 годах количество работников МТС было пополнено демобилизованными военнослужащими (имевшие опыт работы с военной техникой бывшие солдаты и сержанты становились шофёрами автомашин, трактористами и ремонтниками)[1].

В начале 1950-х годов в связи со строительством Каховского гидроузла на территории Каланчакского района начались работы по сооружению оросительной системы[2], в которой были задействованы техника и работники МТС.

В 1958 году за трудовые достижения тракторист Каланчакской МТС Г. Е. Овчаренко был награждён орденом «Знак Почёта»[1].

В 1961 — 1971 годы работники и техника МТС принимали активное участие в строительстве Северо-Крымского канала (крупнейшей стройке восьмой пятилетки)[1].

В дальнейшем, в связи с увеличением числа техники в совхозах и колхозах, МТС была переименована в Каланчакское районное производственное объединение по производственно-техническому обслуживанию сельского хозяйства (сокращённое название — Каланчакская райсельхозтехника)[3]. В 1986 году райсельхозтехника была переименована в Каланчакское ремонтно-транспортное предприятие.

В целом, в советское время МТС входила в число ведущих предприятий райцентра[1][3].

После 1991 года

После провозглашения независимости Украины, в октябре 1992 года объекты производственного объединения «Херсонагротехсервис» на территории Херсонской области (в том числе, Каланчакское ремонтно-транспортное предприятие) были переданы в ведение администрации Херсонской области[4].

В мае 1995 года Кабинет министров Украины утвердил решение о приватизации райсельхозтехники[5]. В дальнейшем, государственное предприятие было реорганизовано в открытое акционерное общество[6].

В сентябре 2002 года хозяйственный суд Херсонской области возбудил дело о банкротстве предприятия, в феврале 2003 года оно было признано банкротом[6] и началась процедура его ликвидации. В 2004 году оно прекратило своё существование, документы были переданы на хранение в районный архив.

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Каланчак, Каланчацький район, Херсонська область // Історія міст і сіл Української РСР. Херсонська область. — Київ, Головна редакція УРЕ АН УРСР, 1971.
  2.  Каланчак // Большая Советская Энциклопедия. / редколл., гл. ред. Б. А. Введенский. 2-е изд. том 19. М., Государственное научное издательство «Большая Советская энциклопедия», 1953. стр.394
  3. ↑ 1 2 Каланчак // Украинская Советская Энциклопедия. том 4. Киев, «Украинская Советская энциклопедия», 1980. стр.408
  4.  Постанова Кабінету міністрів України № 577 від 13 жовтня 1992 р. «Про передачу майна, яке перебуває у загальнодержавній власності, до комунальної власності областей та м. Севастополя»
  5.  Постанова Кабінету міністрів України № 343б від 15 травня 1995 р. «Перелік об’єктів, що підлягають обов’язковій приватизації у 1995 році»
  6. ↑ 1 2 Господарським судом Херсонської області постановою від 12.02.2003 року ВАТ «Каланчацьке ремонтно-транспортне підприємство» (справа № 5/13-Б від 11.09.2002 р.): 326310, Херсонська область, Каланчацький р-н, СМТ Каланчак, вул. Піонерська, 110; код ЄДРПОУ 03763046; р/р АПБ «Україна», м. Херсон, МФО 352275 — визнано банкрутом // газета «Голос України«, № 57 вiд 25 березня 2003

Кельменецкий сахарный завод

Кельменецкий сахарный завод — предприятие пищевой промышленности в селе Нелиповцы Кельменецком районе Черновицкой области Украины, прекратившее своё существование.

Кельменецкий сахарный завод
Типоткрытое акционерное общество
Год основания1959
Год закрытия2004[1]
Расположение СССР →  УкраинаНелиповцы
Отрасльсахарная промышленность[2]
Продукциясахар

История

Строительство завода на осушенном болоте[1] на окраине районного центра Кельменцы, недалеко от села Нелиповцы и рядом с железнодорожной станцией Ларга началось в 1953 году в соответствии с пятым пятилетним планом развития народного хозяйства СССР[2]. В 1959 году завод и заводская ТЭЦ были введены в эксплуатацию[3]. 13 января 1959 года завод произвел первую партию сахара-песка[1].

В это время в Нелиповцах находилась центральная усадьба колхоза «Прогресс» (для обеспечения потребностей завода в следующие годы увеличившего посевы свеклы). Для обеспечения подвоза к заводу сырья, выращенного другими свеклосовхозами области, рядом с заводом была построена крупная автобаза[2] (в дальнейшем — АТП-17738).

Для вывоза готовой продукции от станции Ларга к заводу была проложена железнодорожная ветка длиной 10 км[1].

Вместе с заводом был построен рабочий посёлок для работников предприятия с двух- и трехэтажными жилыми домами, асфальтированными улицами, водопроводом, заводским Дворцом культуры, кинотеатром, торговыми и коммунально-бытовыми предприятиями[2], позднее здесь были построены двухэтажный детский сад, школа, аптека, оборудовано уличное освещение[1].

Продукция завода поставлялась во все республики СССР, а также экспортировалась в ИндиюФинляндию и на Кубу[1].

В конце 1980х годов общая численность рабочих завода составляла 1100 человек[1].

В советское время завод входил в число крупнейших предприятий райцентра[2][4] и района[5], а также являлся новейшим предприятием сахарной промышленности на территории области (единственным, который имел возможность работать круглый год)[1].

После провозглашения независимости Украины положение завода осложнилось — часть железнодорожной линии от станции Ларга до завода оказалась на территории Молдавии. Кроме того, после ликвидации в 1990е годы колхозов посевы свеклы в области существенно сократились и возникли проблемы с обеспечением завода сырьём (которое отныне приходилось подвозить автомобильным транспортом)[1].

В октябре 1995 года Кабинет министров Украины утвердил решение о приватизации АТП-17738 и сахарного завода[6], в дальнейшем государственное предприятие было преобразовано в открытое акционерное общество[3]. До 5 марта 1999 года завод находился в ведении Фонда государственного имущества Украины[7].

16 апреля 1999 года по иску акционерного коммерческого банка «Україна» суд Черновицкой области возбудил дело № 6/189-121/б о банкротстве завода. В 2000 году завод остановил выпуск сахара. В дальнейшем, предприятие не функционировало, хотя «в документах» официально существовало до 2004 года. В общей сложности, за все время деятельности завод переработал 7,5 млн. тонн сахарной свеклы и произвёл больше 800 тыс. тонн сахара[1].

Банкротство Кельменецкого сахарного завода осложнило положение целого ряда предприятий и организаций Кельменецкого и соседних с ним районов Черновицкой области (после банкротства завода остались непогашенные долги перед поставщиками свеклы)[8].

В дальнейшем, завод был разобран на металлолом[1].

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Анастасія Дворська. Гірка доля буковинського солодкого цукру // газета «Час» (Черновицкая область) вiд 14 травня 2016  (укр.)
  2. ↑ 1 2 3 4 5 «На околиці села споруджено Кельменецький цукровий завод. На його базі в Нелипівцях створено автотранспортне господарство, яке налічує понад 60 автомашин. Біля заводу виросло сучасне впорядковане робітниче селище«
    Нелипівці, Кельменецький район, Чернівецька область // Історія міст і сіл Української РСР. Чернівецька область. — Київ, Головна редакція УРЕ АН УРСР, 1969.
  3. ↑ 1 2 А. Масан, доцент ЧНУ. Село на Нелипи // газета «Доба», № 20 (294) вiд 14 березня 2003  (укр.)
  4.  Кельменцы // Большая Советская Энциклопедия. / под ред. А. М. Прохорова. 3-е изд. том 12. М., «Советская энциклопедия», 1973. стр.26
  5.  Кельменецкий район // Украинская Советская Энциклопедия. том 4. Киев, «Украинская Советская энциклопедия», 1980. стр.542-543
  6.  «00373149 Кельменецький цукровий завод«
    Постанова Кабінету міністрів України № 851 від 20 жовтня 1995 р. «Про доповнення переліку об’єктів, що підлягають обов’язковій приватизації у 1995 році»
  7.  Наказ Фонду державного майна України № 403/31 від 5 березня 1999 р. «Про передачу державних корпоративних прав до Національного агентства України з управління державними корпоративними правами і внесення відповідних змін у реєстрах»
  8.  Свiтлана Iсаченко. Іржа на цукрi // «Зеркало недели» вiд 16 квітня 2004

Керченский завод стеклоизделий

Керченский завод стеклоизделий — промышленное предприятие в городе Керчь (Крым), прекратившее производственную деятельность.

Керченский завод стеклоизделий
Типзакрытое акционерное общество
Год закрытия2004
РасположениеКерчь
Отрасльстекольная промышленность
Продукциястеклотара

История

Керченский завод стеклоизделий был построен и введен в эксплуатацию в 1960-е годы и в советское время являлся одним из ведущих предприятий города[1]. Основной продукцией завода являлись стеклянные банки ёмкостью от 0,25 до 3 литров и бутылки для предприятий пищевой промышленности.

В мае 1995 года Кабинет министров Украины утвердил решение о приватизации завода[2]. В дальнейшем, государственное предприятие было преобразовано в закрытое акционерное общество[3]. В середине октября 2004 года[3] завод прекратил функционировать[4].

После провозглашения независимости Крыма и вхождения полуострова в состав России весной 2014 года положение предприятий винодельческой, пивной и консервной промышленности осложнилось, так как в условиях блокады со стороны Украины им приходилось ввозить стеклотару с материка (что увеличивало издержки) или перерабатывать стеклянный бой, имевшийся на полуострове[4] (запасы которого были ограничены).

В 2014 году прибывшие специалисты Воронежского стекольного завода ознакомились с состоянием завода и пришли к выводу, что производство стеклотары на предприятии можно восстановить. В январе 2017 года проект нашел одобрение на уровне городской администрации Керчи[4].

Примечания

  1.  Керчь // Большая Советская Энциклопедия. / под ред. А. М. Прохорова. 3-е изд. том 12. М., «Советская энциклопедия», 1973.
  2.  «293344 Керченський завод скловиробів імені 60-річчя Великої Жовтневої соціалістичної революції«
    Постанова Кабінету міністрів України № 343б від 15 травня 1995 р. «Перелік об’єктів, що підлягають обов’язковій приватизації у 1995 році»
  3. ↑ 1 2 Стеклянный год // «Деловая столица» (Киев) от 8 ноября 2004
  4. ↑ 1 2 3 Сергей Винник. Хрупкие инвестиции. В Крыму возродят производство стеклотары // «Российская газета», № 88 (7254) от 25 апреля 2017

Миасский напилочный завод

Миа́сский напи́лочный заво́д — российский завод, производивший напильники и штампы. Основан в 1916 году. Первые годы назывался Миасский пилозубный завод. С 1992 года — ОАО «Миасский инструментальный завод». Местоположение — город Миасс Челябинской области. Являлся крупнейшим предприятием СССР по производству напильников[1]. Работал до начала 2000-х годов.

Миасский напилочный завод
Миасский инструментальный завод
ТипАкционерное общество
Год основания1916
Год закрытия2004
Прежние названиядо 1992 года — Миасский напилочный завод (МНЗ),
с 1992 — ОАО «Миасский инструментальный завод» (МИЗ)
Расположение РоссияЧелябинская областьМиасс,
ул. Пролетарская, дом 1
ОтрасльМашиностроение
ПродукцияНапильникиштампы

История

С 1908 года в Риге (Российская империя) существовал пилозубный завод — филиал английской фирмы «Томас Фирт и сыновья» («Thomas Firth & Sons»), специализировавшийся на производстве напильников[1]. В период Первой мировой войны правительство Российской империи выкупило у англичан этот завод, эвакуировав его станки и оборудование в Миасс. Вместе с заводом в Миасс прибыли 130 латвийских рабочих. Производство расположилось на территории бывшего медеплавильного завода. Помимо эвакуированнных специалистов на работу были наняты 220 местных жителей[2][3][4].

Пилозубный завод стал первым индустриальным предприятием Миасса. За свою историю он сыграл важную роль в экономической и социальной жизни города[5]. В 1917 году он был центром борьбы за установление в городе советской власти. Революционные настроения в Миассе создавались во многом благодаря влиянию рабочих-латышей[6].

23 февраля (8 марта1916 года Миасским пилозубным заводом была выпущена первая партия напильников. До конца того года было изготовлено 228 тысяч напильников[2].

На протяжении своей истории завод выпускал широкий диапазон изделий: от «драчёвых» напильников до маникюрных пилок. Он являлся крупнейшим предприятием СССР по производству напильников[1]. На протяжении десятилетий завод был лучшим в стране и одним из лучших в мире. Например, на нём впервые в мировой практике была освоена нарезка напильников вместо их насечки[5]. Продукция завода экспортировалась более чем в 40 стран[2][7][3].

В годы Великой Отечественной войны на Миасский напилочный завод поступило оборудование от эвакуировавшихся в тыл Луганского и Серпуховского заводов. В тот период Миасский напилочный был единственным в стране поставщиком напильников как для военной промышленности, так и для всего народного хозяйства[7].

Во время наивысшей производительности заводских мощностей, на Миасском напилочном трудились 2000 человек, выпускавших за смену 185 тысяч напильников[7].

10 июля 1981 года на Миасском напилочном заводе был изготовлен миллиардный напильник[5][2].

Миасские напилочники славились в стране как наиболее качественные, не уступали «немцам» и разным прочим «шведам», а главное — «англичанам», нашим основным конкурентам[8].— Н. В. Богачёв, председатель горисполкома города Миасса (1963—1968), первый секретарь Миасского горкома КПСС (1968—1982),
почётный гражданин города Миасса (2000).

С 1981 года выпуск напильников стал снижаться из-за уменьшения на них спроса[5].

В 1985 году был пущен цех по производству универсальных переналаживаемых штампов для роботизированных прессов, началось освоение пресс-форм для изготовления шприцев одноразового использования. В 1990-е годы производство резко сократилось[5].

При заводе существовал музей. После прекращения производственной деятельности в начале 2000-х годов, экспонаты заводского музея были переданы в Миасский краеведческий музей[3].

Ленин — почётный насекальщик

Основная статья: В. И. Ленин — почётный насекальщик

C 1923 по 1991 год на Миасском напилочном заводе де-юре состоял в штате заводского коллектива В. И. Ленин. Являясь «почётным насекальщиком», он получал зарплату и состоял в профсоюзе[4][9].

Директора

Узнать большеЭтот раздел не завершён.
  • В. Н. Пономарёв
  • Н. М. Кудымов
  • П. Ф. Арефьев
  • А. И. Вахламов (1941—1945)
  • А. И. Вохминцев
  • Александр Петрович Маринкин (1954—1962)
  • А. В. Ядрошников
  • П. Ф. Арефьев
  • Б. П. Хаханкин[5][2]
  • В. Н. Ермолаев[1]

Здание заводоуправления: «Дворец Михайловский»

Этот раздел не завершён.

В декабре 2020 года была завершена реставрация здания заводоуправления Миасского напилочного (инструментального) завода[10]. Здание построено в 1820-е годы. Является памятником архитектуры[11]

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 Грунвальд Т. Г. 100 лет Миасскому напилочному инструментальному // Сайт «Культура Миасса», 2016
  2. ↑ 1 2 3 4 5 Появились напильники с клеймом «Миясъ». 23 февраля 1916 года была выпущена первая партия напильников с клеймом «Миясъ» «Пилозубный» // Сайт «Newsmiass.ru», 22.02.2006
  3. ↑ 1 2 3 Миасскому напилочному посвящается. К 100-летию создания напилочного завода в городском краеведческом музее состоялась встреча ветеранов предприятия // Сайт «Newsmiass.ru», 3.03.2016
  4. ↑ 1 2 Сто лет тому назад в Миассе были выпущены первые напильники с клеймом «Миясъ» // Миасский рабочий, 1.03.2016
  5. ↑ 1 2 3 4 5 6 Ефимова Р. Миасский инструментальный (напилочный) завод (МИЗ (МНЗ)), ОАО // Миасс. Энциклопедический словарь. — Миасс.
  6.  Кудзоев О. А., Ваганов А. С. Скульптурная летопись края. — Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство. 1989. С. 27. — ISBN 5-7688-0158-8
  7. ↑ 1 2 3 Регент Н. Несостоявшийся юбилей. В феврале нынешнего года Миасский напилочный завод мог бы отметить свое 90-летие… // Миасский рабочий, 11.03.2006
  8.  Цит. по: Регент Н. Несостоявшийся юбилей. В феврале нынешнего года Миасский напилочный завод мог бы отметить свое 90-летие… // Миасский рабочий, 11.03.2006
  9.  Шеремет НЛенин. Революция. Южный Урал // Сайт Челябинского областного отделения КПРФ, 02.11.2017
  10.  В Миассе торжественно открыли «Дворец Михайловский» // Миасский рабочий, 19.12.2020
  11.  Памятник архитектуры города Миасса: «Здание заводоуправления» (ул. Пролетарская, д. 1; № 7400299001)// База данных Викигида

Литература

Ссылки


Могилёв-Подольская фабрика нетканых материалов

Могилёв-Подольская фабрика нетканых материалов — предприятие лёгкой промышленности в западной части города Могилёв-Подольский Могилёв-Подольского района Винницкой области Украины.

Могилёв-Подольская фабрика нетканых материалов
Типколлективное предприятие
Год основания1947[уточнить]
Год закрытия2004[уточнить]
Расположение СССР →  УкраинаМогилёв-Подольский
Отрасльлёгкая промышленность

История

Могилёв-Подольская ватная фабрика была построена в соответствии с четвёртым пятилетним планом восстановления и развития народного хозяйства СССР и в 1947 году введена в эксплуатацию. В годы пятой пятилетки (1951 — 1955 гг.) фабрика значительно увеличила производственные мощности и расширила ассортимент выпускаемой продукции[1].

В соответствии с семилетним планом развития народного хозяйства СССР ватная фабрика была реконструирована, оснащена новым оборудованием и в 1965 году получила новое название — Могилёв-Подольская фабрика нетканых материалов[1].

В целом, в советское время фабрика входила в число ведущих предприятий города[2][1][3][4], на её балансе находились жилые дома и другие объекты социальной инфраструктуры.

После провозглашения независимости Украины фабрика перешла в ведение государственного комитета лёгкой и текстильной промышленности Украины. В дальнейшем государственное предприятие было преобразовано в коллективное предприятие. В условиях разрыва хозяйственных связей и экономического кризиса 1990х годов положение фабрики осложнилось. В начале 2000х годов было возбуждено дело о её банкротстве.

10 июня 2003 года хозяйственный суд Винницкой области признал фабрику банкротом и в январе 2004 года началась процедура её ликвидации[5].

Деятельность

Предприятие производило матрасыодеялаватин, основу для искусственной кожи и упаковочное полотно.

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 Могилів-Подільський, Могилів-Подільський район, Вінницька область // Історія міст і сіл Української РСР. Вінницька область. — Київ, Головна редакція УРЕ АН УРСР, 1972.
  2.  Могилёв-Подольский // Большая Советская Энциклопедия. / редколл., гл. ред. Б. А. Введенский. 2-е изд. том 28. М., Государственное научное издательство «Большая Советская энциклопедия», 1954. стр.22
  3.  Могилёв-Подольский // Большая Советская Энциклопедия. / под ред. А. М. Прохорова. 3-е изд. том 16. М., «Советская энциклопедия», 1974.
  4.  Могилёв-Подольский // Украинская Советская Энциклопедия. том 6. Киев, «Украинская Советская энциклопедия», 1981. стр.527
  5.  Повторно повідомляємо, що постановою господарського суду Вінницької області від 10.06.2003 р. по справі № 219/10-848 КП «Могилів-Подільська фабрика нетканих матеріалів», Вінницька обл., м. Могилів-Подільський, вул. Карбишева, 37, визнано банкрутом та відкрито ліквідаційну процедуру // газета «Голос України«, № 18 вiд 30 січня 2004

Литература

  • Г. А. Скоряк. Могилів-Подільський. Одеса, «Маяк», 1969.

Ссылки


Нововолынская хлопкопрядильная фабрика

Нововолынская хлопкопрядильная фабрика (укр. Нововолинська бавовнопрядильна фабрика) — промышленное предприятие в городе Нововолынск Волынской области, прекратившее производственную деятельность.

Нововолынская хлопкопрядильная фабрика
Типоткрытое акционерное общество
Год основания1967
Год закрытия2004
Расположение СССР →  УкраинаНововолынск
ул. Луцкая, 20
Отрасльхлопчатобумажная промышленность
Продукцияпряжа и ткани

История

Предприятие было построено в соответствии с восьмым пятилетним планом развития народного хозяйства СССР, в декабре 1967 года первая очередь фабрики была введена в эксплуатацию и в 1968 году она выпустила продукции на 9 млн. рублей[1].

В 1969 году фабрика вышла на проектную мощность (свыше 7,5 тыс. тонн пряжи в год), в этом году на ней действовали 135 тыс. веретён, численность работников составляла 2300 человек, общая стоимость выпущенной в 1969 году продукции составила 15 млн. рублей[1].

В 1986 — 1992 гг. была проведена реконструкция предприятия, в ходе которой на фабрике установили новое производственное оборудование.

В целом, в советское время фабрика входила в число крупнейших предприятий города[1][2][3][4][5], на её балансе находились объекты социальной инфраструктуры.

В мае 1995 года Кабинет министров Украины утвердил решение о приватизации хлопкопрядильной фабрики[6], в дальнейшем государственное предприятие было преобразовано в открытое акционерное общество «Нотекс». В ходе реорганизации детский лагерь отдыха «Салют» на озере Свитязь был снят с баланса предприятия[7] и 5 марта 2003 года — продан по заниженной цене 348 тыс. гривен[8].

К началу июня 2004 года на фабрике продолжало действовать малое предприятие ООО «Ока» (25 человек), изготавливавшее трикотажные рукавицы для шахтёров «Волыньуголь» из материала, который закупали в Польше, а часть помещений была сдана в аренду[9].

В 2004 году производственная деятельность ОАО «Нотекс» была прекращена, началась распродажа оборудования и имущества фабрики. В начале июня 2005 года процедура ликвидации предприятия была приостановлена[10]. Было объявлено о намерении австрийской компании «Kronospan» выкупить помещения бывшей фабрики для организации деревообрабатывающего предприятия на 500 работников по производству древесно-стружечных плит[11].

В августе 2006 года правительство Украины приняло решение о продаже ООО «Кроноспан Укр» (филиал «Kronospan Holdings East Limited») земельного участка площадью 43 га для организации деревообрабатывающего предприятия[12].

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 Нововолинськ // Історія міст і сіл Української РСР. Волинська область. — Київ, Головна редакція УРЕ АН УРСР, 1970.
  2.  Нововолынск // Большая Советская Энциклопедия. / под ред. А. М. Прохорова. 3-е изд. том 18. М., «Советская энциклопедия», 1974. стр.67
  3.  Нововолынск // Украинская Советская Энциклопедия. том 7. Киев, «Украинская Советская энциклопедия», 1982. стр.336
  4.  Нововолынск // Советский энциклопедический словарь. редколл., гл. ред. А. М. Прохоров. 4-е изд. М., «Советская энциклопедия», 1986. стр.896
  5.  Нововолынск // Большой энциклопедический словарь (в 2-х тт.). / редколл., гл. ред. А. М. Прохоров. том 2. М., «Советская энциклопедия», 1991. стр.40
  6.  Постанова Кабінету міністрів України № 343а від 15 травня 1995 р. «Перелік об’єктів, що підлягають обов’язковій приватизації у 1995 році»
  7.  У власника дитячого табору мало не відібрали майно // информагентство «Волинськi новини» от 4 июня 2013
  8.  Алла Лісова. Чи доплатять колишнім прядильщицям за їх майно? // газета «Волинь» (Луцк) від 3 березня 2005
  9.  Алла Лісова. На бавовнопрядильній фабрицi шиють рукавички // газета «Волинь» (Луцк) від 16 липня 2004
  10.  Алла Лісова. Ліквідація фабрики призупинена // газета «Волинь» (Луцк) від 4 липня 2005
  11.  Kronospan (Австрия) построит деревообрабатывающее предприятие на базе ОАО «Нотекс» // UAProm.INFO от 23 июня 2005
  12.  «Кроноспан Укр» купит земучасток фабрики по выпуску изделий из древесины // UAProm.INFO от 4 августа 2006

Ссылки


Новоукраинский сахарный завод

Новоукраинский сахарный завод — предприятие пищевой промышленности в городе Новоукраинка Новоукраинского района Кировоградской области Украины, прекратившее своё существование.

Новоукраинский сахарный завод
Типоткрытое акционерное общество
Год основания1958
Год закрытия2004[уточнить]
Расположение СССР →  УкраинаНовоукраинка
ул. Промышленная, 1
Отрасльсахарная промышленность
Продукциясахар

История

В 1950е годы одним из основных направлений сельского хозяйства Ново-Украинского района Кировоградской области являлось выращивание сахарной свеклы[1].

В соответствии с шестым пятилетним планом развития народного хозяйства СССР в 1958 — 1962 гг. в городе Новоукраинка был построен сахарный завод, работавший на местном сырье. Одновременно с заводом на окраине города был построен рабочий посёлок (жилые дома на 265 семей, больница, магазины и др.)[2].

В начале 1970х годов перерабатывающая мощность предприятия составляла 2,5 тыс. тонн сахарной свеклы в сутки, производственная мощность — свыше 15 тыс. тонн сахара в год. Продукция завода продавалась на территории СССР, а также экспортировалась в ИракБолгариюЮгославию и другие страны мира[2].

В апреле 1971 года XXIV съезд КПСС утвердил решение о увеличении мощности сахарного завода до 52 тыс. тонн сахара в год и расширении рабочего посёлка при заводе[2].

В целом, в советское время завод входил в число крупнейших предприятий города[3][4][5], на его балансе находились объекты социальной инфраструктуры[2].

После провозглашения независимости Украины завод перешёл в ведение Государственного комитета пищевой промышленности Украины. В дальнейшем, государственное предприятие было преобразовано в открытое акционерное общество. В мае 1995 года Кабинет министров Украины утвердил решение о приватизации сахарного завода[6].

В апреле 2000 года имела место попытка рейдерского захвата завода[7]. Всего в 2000 году Новоукраинский сахарный завод произвел 8,5 тыс. тонн сахара[8].

Летом 2001 года Государственное агентство управления материальным резервом Украины обратилось в министерство внутренних делСБУ и Генеральную прокуратуру Украины с просьбой расследовать и признать незаконным продажу Капитановского и Новоукраинского сахарных заводов (поскольку Новоукраинский завод был продан по заниженной цене 1,5 млн. гривен в то время, как остаточная стоимость предприятия составляла 10 млн. гривен)[8].

19 июля 2002 года была предпринята ещё одна попытка силового захвата предприятия, однако рабочие завода не позволили нападавшим проникнуть на территорию и вывезти складские запасы сахара[7].

В декабре 2004 года сахарный завод был признан банкротом[9].

Примечания

  1.  Ново-Украинка // Большая Советская Энциклопедия. / редколл., гл. ред. Б. А. Введенский. 2-е изд. том 30. М., Государственное научное издательство «Большая Советская энциклопедия», 1954. стр.106
  2. ↑ 1 2 3 4 Новоукраїнка, Новоукраїнський район // Історія міст і сіл Української РСР. Кіровоградська область. — Київ, Головна редакція УРЕ АН УРСР, 1972.
  3.  Новоукраинка // Большая Советская Энциклопедия. / под ред. А. М. Прохорова. 3-е изд. том 18. М., «Советская энциклопедия», 1974. стр.82
  4.  Новоукраинка // Украинская Советская Энциклопедия. том 7. Киев, «Украинская Советская энциклопедия», 1982. стр.346
  5.  Новоукраинка // Большой энциклопедический словарь (в 2-х тт.). / редколл., гл. ред. А. М. Прохоров. том 2. М., «Советская энциклопедия», 1991. стр.42
  6.  «372084 Відкрите акціонерне товариство «Новоукраїнський цукровий завод»«
    Постанова Кабінету міністрів України № 343а від 15 травня 1995 р. «Перелік об’єктів, що підлягають обов’язковій приватизації у 1995 році»
  7. ↑ 1 2 Когда люди готовы умереть за сахар… // «Подробности.UA» от 28 июля 2002
  8. ↑ 1 2 Червоненко просит признать незаконной продажу 2 сахарных заводов // «Корреспондент.NET» от 1 августа 2001
  9.  газета «Урядовий кур’єр», № 243 (2905) від 21 грудня 2004

Ссылки


Орловский часовой завод

Орло́вский часово́й заво́д «Янта́рь» (сокр. «ОАО Янтарь») — завод в России, изготавливавший крупногабаритные напольныенастенные и настольные механические и кварцевые часы. На Орловском часовом заводе выпускались также будильники.

Орловский часовой завод
Основание1952
Упразднена2004
Причина упраздненияпоглощение ООО «АЛМАЗ-ХОЛДИНГ»
РасположениеОрёл
 Россия
Отрасльприборостроение

Шахматные часы «Янтарь»

В сентябре 1950[1] года был принят устав Орловского часового завода, спустя ровно 54 года, в сентябре 2004 завод перестал существовать.

Завод был лидером в производстве крупногабаритных интерьерных часов и будильников.

С семидесятых годов будильник завода стал ходить на уровне валюты, им расплачивались. Орловчане, отправляясь на юг к морю, брали с собой будильник. Это был подарок для хозяев дома, в котором они будут жить. Это располагало хозяев и таким образом можно было сбить цену, так как будильники были дефицитом.

В 2004 году предприятие было выкуплено ООО «АЛМАЗ-ХОЛДИНГ», который распределил имущество между другими фирмами. Часовое производство впоследствии прекратилось. Сейчас в помещениях бывшего завода располагаются торговые центры и множество коммерческих предприятий.

По сей день часы «Янтаря» ценятся и являются одним из достижений города.

Схема ликвидации

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Схема ликвидации завода, была примерно такой. Контрольный пакет акций ОАО перешёл к московскому ОАО «АЛМАЗ — ХОЛДИНГ», интересы которого в г. Орле представлял С. Потёмкин. Как бы в целях спасения и подъёма производства было создано ООО «Янтарь», учредителями которого выступили сам Потёмкин, его партнёр по бизнесу И. Мельников и один из руководителей ЧЗ В. Алтынников. Причем при создании нового предприятия от прежнего заводского коллектива оставили всего около 80 работников, а остальные — оказались на улице.

Практически одновременно под руководством конкурсного управляющего быстрыми темпами производилось банкротство часового завода, а вовсе не развитие производственных мощностей. При этом имущество, оборудование и технологические объекты по бросовым ценам перекочевали в собственность фирм ООО «Форт», «Золотой Орёл», ЗАО «Экватор» и т. д., подконтрольных С. Потёмкину. А ООО «Янтарь», несмотря на все обещания «по развитию мощного производственного сектора», за дальнейшей ненадобностью благополучно прекратило своё существование.

Примечания

  1.  История ОЧЗ (Орловский часовой завод) | ussr-watch.com

Ссылки


Полярнинский горно-обогатительный комбинат

Поля́рнинский ГОК (Полярнинский горно-обогатительный комбинат) — крупное золотодобывающее предприятие, занимало ведущее место в Министерстве цветной металлургии СССР. Входил в состав производственного объединения «Северовостокзолото».

ОАО «Полярнинский ГОК»
ТипОткрытое акционерное общество
Основание1962 год
Упразднена2004 год
Расположение Чукотский автономный округ, пгт. Ленинградский (Россия)
Ключевые фигурыЧелапко Николай Васильевич[1] — Конкурсный Управляющий
ОтрасльЦветная металлургия
ПродукцияЗолото

У этого термина существуют и другие значения, см. ПГОК.

Награды [2]

Находился на Крайнем Севере, в пределах Шмидтовского района Чукотского автономного округа России

История

В 1961 году геолого-разведочной партией под руководством Владимира Петровича Полэ в районе реки Пильхинкууль было найдено первое золото. Дальнейшее исследование долины реки обнаружило богатое месторождение россыпного золота. 22 марта 1962 г. вышло постановление Магаданского Северо-Восточного Совнархоза о проведении комплекса подготовительных работ по организации нового прииска. 12 декабря 1962 года на участок из Певека и с прииска «Комсомольский» пришла первая колонна в составе 15 тракторов, привёзшая оборудование, стройматериалы и всё необходимое для создающегося прииска. Началось строительство посёлка Полярный.Юбилейный значок к 15-летию комбината

Одновременно с расширением разработки открытых запасов россыпного золота продолжался поиск этого металла на территориях, прилегающих к прииску. Он увенчался успехом — летом 1965 года на берегу Ледовитого океана, в долине реки Рывеем, в 30 км севернее Полярного было открыто ещё одно перспективное месторождение драгоценного металла. На базе этого месторождения было принято решение об организации ещё одного прииска и одноимённого посёлка — Ленинградский.

В апреле 1968 года на базе двух приисков был основан Горный комбинат, который с 1969 года стал называться горно-обогатительным. Пик успешной деятельности предприятия пришёлся на 1970-е — начало 1980-х годов, когда в отдельные годы добыча золота доходила до 20 тонн. Полярнинский ГОК неоднократно выходил победителем Всесоюзного, областного, окружного и районного социалистического соревнования, был награждён орденом Трудового Красного Знамени, за выдающиеся трудовые достижения коллектив ГОКа был занесен на Всесоюзную доску почёта ВДНХ СССР.

Ко второй половине 1980-х гг. комбинатом добывалось около 40 % всего золота на Чукотке, при этом себестоимость добычи была ниже средней по округу. Рентабельность предприятия составляла 25 %. Ежегодно из оборота под нужды ГОКа выводилось около 50 га земли[3].

В 1992 году комбинат прошёл процедуру акционирования и был реорганизован в АООТ «Полярнинский ГОК»[4]. 51 % акций компании остался у трудового коллектива, 49 % — у государства. В 1993 году с приходом нового руководства начались массовые сокращения работников комбината, условия труда оставшихся резко ухудшились. При этом руководство предприятия оказывало сильное давление на рядовых акционеров, вынуждая последних за бесценок продавать свои акции. В 1995 году официально был ликвидирован посёлок Полярный[5], а в 1998 году — Ленинградский.

С каждым годом запасы месторождений истощались, добыча падала, и после ряда организационно-правовых преобразований Полярнинский ГОК в 2004 году начал процесс ликвидации в связи с банкротством.

Производственная деятельность

Ввиду экстремальных климатических условий процесс окончательного извлечения золота происходил летом, продолжительность промывочного сезона составляла ок. 100 дней. Всё остальное время занимал подготовительный процесс — вскрыша торфов, производившаяся буро-взрывными работами.Сверхтяжёлый бульдозер Caterpillar, применявшийся на карьерах ПГОКа

На Пильхинкуульском месторождении практиковались открытые горные работы, на Рывеемском и Куветском также использовался шахтный метод.

На карьерах эксплуатировалась тяжёлая и сверхтяжёлая землеройная техника — бульдозеры Caterpillar, Fiat-Allis, ДЭТ-250; самосвалы БелАЗ.

В середине 90-х гг. предпринимались попытки извлечения мелкодисперсного золота путём кучного выщелачивания, однако из-за тяжёлого экономического состояния, несовершенства технологии и некомпетенции руководства прииска данный метод не оправдал свою эффективность[6].

Завоз производственного оборудования, ГСМ и всего необходимого происходил в период летней навигации через морской порт Мыса Шмидта и причала п. Ленинградский.

Структура предприятия

Непосредственно добычей золота занимались следующие подразделения комбината: карьеры Северный, Южный; участок отвальной промывки Рубин (действовал недолго); шахты Восточная, Центральная, Рывеем, Прибрежная (месторождение Рывеем); карьер Полярный, шлихообогатительная фабрика и золотоприёмный пункт (месторождение Пильхинкууль), а также шахта на реке Кувет (в 120 км южнее прииска). Все работники крупнейшей шахты Восточная проживали на Полярном. В состав комбината входили вспомогательные и обслуживающие подразделения — геологоразведочная партия, автобаза, дизельные и турбинная электростанции, участки по ремонту тяжёлой техники ГПЭР (КТЗМ) и СУОГР, кислородно-компрессорная станция, ВОХР.

На балансе предприятия также находились: детский сад, управление рабочего снабжения (УРС), участок ЖКХ, морской причал, а также подсобное хозяйство — свинарник и молочно-товарная ферма.

Современное состояние

На данный момент Полярнинский ГОК хозяйственную деятельность не ведёт, техника частично распродана либо разворована. Месторождения комбината отрабатывают небольшие старательские артели — ПолярнаяШахтёр, Арктика.

Интересные факты

  • За всё время деятельности комбинатом добыто ок.300 тонн золота, что больше, чем было намыто на Аляске во времена золотой лихорадки.
  • С 1975 по 1982 год Полярнинский ГОК возглавлял Валерий Брайко, впоследствии — председатель Союза золотопромышленников России[7].
  • Годовой запас жидкого топлива для прииска хранился в отработанных шахтах, из-за влияния вечной мерзлоты температура внутри всегда была отрицательная, стенки выработок намораживались льдом — получался удобный резервуар требуемых объёмов[8].

См. также

Примечания

  1.  GLOBALSTAT — Юридические лица России
  2.  Колымский хронограф, ч. 4. 1966—1985 гг. Газета «Магаданская правда», № 293 от 15 декабря 1972 г.
  3.  Чукотка: природно-экономический очерк. / под ред. А. Н. Котова. — Москва : Арт-Литэкс, 1995. — 381 с. — ISBN 5-853-11021-7.
  4.  Распоряжение Правительства РФ от 29.10.1992 N 2001-р «О приватизации Полярнинского горно-обогатительного комбината»
  5.  Постановление Правительства РФ от 24 мая 1995 г. N 518 «О мерах социальной защиты населения поселка Полярный Шмидтовского района Чукотского автономного округа, связанной с ликвидацией поселка и переходом Полярнинского горно-обогатительного комбината на новую технологию добычи золота»
  6.  Пётр Михайлов — Во глубине чукотских руд // «Огонёк», № 52, 2008 г. (недоступная ссылка). Дата обращения: 8 июня 2012. Архивировано 10 сентября 2012 года.
  7.  Lobbying.Ru — Российский профессиональный портал о лоббизме (недоступная ссылка). Дата обращения: 12 сентября 2011. Архивировано 10 апреля 2008 года.
  8.  Журнал «Газовая промышленность», декабрь 2009 г. (недоступная ссылка)

Ссылки


Сердобский часовой завод

Сердобский часовой завод — предприятие по производству часов в городе Сердобске, основанное в 1943 году.

Сердобский часовой завод
Типзакрытое акционерное общество
Год основания1943
Год закрытия2004
РасположениеСердобск
Ключевые фигурыБеляков, И.С., Бесов, Виктор Дмитриевич
Отрасльчасовая промышленность
Продукциячасы

История

17 ноября 1943 года в соответствии с приказом Народного комиссара миномётного вооружения Союза ССР № 404, который предписывал организовать в городе Сердобске (Пензенская область) завод по производству будильников и настольных часов, присвоив ему название «Государственный Сердобский часовой завод № 5», был создан завод по производству часов[1].

СЧЗ был создан на базе оборудования Второго Московского и Чистопольского часовых заводов. Первые часы, которые начали выпускаться с 1944 года, были гиревыми.

В 1952-53 годах на СЧЗ начали выпускаться часы с боем и кукушкой. Ассортимент продукции увеличился в 1954 году — был освоен выпуск часов-ходиков с подвижными глазами кошки, нарисованной на циферблате, и детская игрушка-конструктор «Юный часовщик».

В 1957 году предприятие начало освоение балансовых часов с семидневным заводом.

С 1965 начался выпуск настенных электронно-механических часов. В 1969 году на предприятии осваивается производство нового, более качественного и надежного механизма электронных часов 59186. Спустя шесть-семь лет начинается освоение более точного, отвечающего современному технологическому уровню, электронного механизма 65181. В это же время стали выпускаться новые модели часов с кукушкой «25-ЧГ», «33-ЧГ»[2].

В 1971-75 годах сдан в эксплуатацию новый корпус инструментального цеха. В 1980 году часы-кукушка «Шалаш» отмечены «Знаком Качества».

В 1981 году введён в строй новый сборочный корпус площадью 10000 квадратных метров, в котором разместились цехи № 5 и № 13.

К 1993 году производство часов «Кукушка» достигло 15 млн шт., свыше миллиона из них экспортировалось в 44 страны мира.

В конце 90-х начале 2000-х годов завод переживает тяжёлые времена: задержки с заработной платой, вместо денег рабочие получают продукцию завода.

ЗАО «СЧЗ» было ликвидировано в 2004 году. На территории завода находятся несколько разнопрофильных организаций, в бывших производственных корпусах открыт торговый центр «Маяк»[3].

Примечания

  1.  Сердобский часовой завод. Труды Саратовской учёной архивной комиссии. Дата обращения: 20 апреля 2021.
  2.  История СЧЗ (Сердобский часовой завод)Дата обращения: 20 апреля 2021.
  3.  Советское промышленное наследие в современной России. Сердобский часовой щавод «Маяк». Советские заводы (13 марта 2013). Дата обращения: 20 апреля 2021.

Фрезер (завод)

Московский завод режущих инструментов «Фрезер» им. М. И. Калинина (OАО «Фрезер») — бывший завод в Москве, крупнейшее предприятие[1] СССР по выпуску стандартного и специального режущего инструмента для металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности, в том числе и высокоточного инструмента для часовой и приборостроительной промышленности.

Завод «Фрезер»
Год основания1932
Год закрытия2004
Расположение РоссияМосква
ОтрасльМашиностроениеметаллообработка
Продукцияметаллорежущий и дереворежущий инструмент, станки
Награды 

Здание заводоуправления бывшего завода ФрезерБюст М.И. Калинина установленный перед зданием заводоуправления.

История

Строительство завода началось в 1930 году на пустыре в восточной части Москвы, близ железнодорожной станции Андроновка Малого кольца МЖД. Запуск состоялся 30 апреля 1932 года[1].

В условиях угрозы захвата Москвы осенью 1941 года основная материальная база завода была эвакуирована в Томск, где было спешно развёрнуто производство металлорежущего инструмента для оборонной промышленности СССР. В дальнейшем основная часть мощностей была реэвакуирована обратно в Москву, но на основе образовавшихся в Сибири новых производственных мощностей был образован Томский инструментальный завод.

В 1953 году в рамках технического перевооружения были установлены автоматические и поточно-механизированные линии для обработки режущего инструмента, заводом освоено производство станков, применявшихся в инструментальной промышленности, начато производство инструмента повышенной прочности из твёрдых сплавов. Завод сотрудничал со свыше 35 научно-исследовательскими и конструкторскими бюро инструментальной промышленности.

В 1966 году завод награждён орденом Трудового Красного Знамени.

В период с 1940 по 1973 года выпуск товарной продукции увеличился более чем в 12 раз. Производилось свыше трёх тысяч наименований режущего инструмента.

После распада СССР в 1990-х годах предприятие начало постепенно разваливаться. В 1996 году ситуация на заводе достигла критической отметки, с перебоями выплачивалась заработная плата, начался отток квалифицированных кадров. Задолженность перед кредиторами превысила годовой объем производства в два раза, небольшие поступления заводу приносили арендаторы его территории.

К концу 1990-х годов со сменой руководства проведена реструктуризация с выделением цехов и подразделений в дочерние и зависимые компании. В начале 2000-х годов собственниками выведено практически всё имущество АО «Фрезер» во вновь созданные организации.

В 2004—2005 годах ОАО «Фрезер» было признано банкротом, введено конкурсное производство, общество было ликвидировано, значительная часть производственных площадей была выкуплена и реструктурирована компанией, занимавшейся производством оконного поливинилхлорид-профиля «Вельтпласт» и являвшейся арендатором небольших площадей завода с 1997 года. Оставшуюся бывшую территорию населяет множество организаций, которые осуществляют сдачу в аренду на этой территории площадей под офисные, складские и производственные нужды.

Территорией предприятия является пространство по адресу: Москва1-я Фрезерная улица, дом 2/1. На территории находится охраняемый государством памятник «Воинам завода Фрезер».

Награды

См. также

Примечания

  1. ↑ 1 2 «Московский завод режущих инструментов „Фрезер“» в Большой советской энциклопедии
  2.  Значок Ветеран завода «Фрезер» с изображением ордена Октябрьской Революции