В эту категорию помещаются статьи о предприятиях (промышленных, торговых, транспортных имущественных комплексах, для которых характерны определённое и неизменное местоположение и стабильная отраслевая направленность). Статьи о компаниях помещаются в категории, включённые в категорию «Компании». Например, статья о российской металлургической компании «Русал» будет включена в категории «Металлургические компании России» и «Горнодобывающие компании России». В то же время, статья о входящем в состав Российского алюминия Красноярском алюминиевом заводе будет включена в категории «Предприятия Красноярского края» и «Предприятия цветной металлургии России».
Бывает, что обособленное предприятие является одновременно и компанией. Например, статья о московском ликёро-водочном заводе «Кристалл», не входящем в какие-либо крупные компании, должна включаться, с одной стороны, в категории «Компании Москвы» и «Производители алкогольных напитков России», а с другой стороны — в категории «Предприятия Москвы» и «Предприятия пищевой промышленности».
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Алапаевский металлургический завод
Алапа́евский металлурги́ческий заво́д — российский производитель чугуна и ферромарганца. В прошлом — чугуноплавильный, железоделательный и медеплавильный завод, основанный государством в 1704 году, расположенный в Алапаевске, Свердловская область.
Алапаевский металлургический завод | |
---|---|
Год основания | 1704 |
Год закрытия | 10.07.2018 |
Прежние названия | Нижнеалапаевский железоделательный завод |
Основатели | Казна |
Расположение | Алапаевск Свердловская область |
Отрасль | чёрная металлургия цветная металлургия |
Продукция | чугун медь |
Географическое положение
Завод был построен на берегу маловодной реки Алапаиха, в 0,5 версте от впадения её в реку Нейву[1], в достаточно населённом районе, и имело хорошую топливную и рудную базу: хвойные леса и залежи бурого железняка с содержанием от 50 до 60 % железа. Ближайшая Сулемская пристань находилась в 170 верстах[2].
История создания
Нижнеалапаевский казённый железоделательный завод
В 1702 году по Указу Петра I началось строительство казённого железоделательного завода государственными крестьянами Невьянской, Арамашевской, Ирбитской, Ницинской, Камышловской и Пышминской слободы. Была построена земляная плотина длиной 181,3 метра, шириной 34,1 метра и высотой 7,8 метра. К 1704 году была построена плотина, которая имела вешняк и два прореза — доменный и молотовый. Заводской пруд хоть и имел длину в 4 версты, но сама река Алапаиха была маловодной, от чего завод работал в полную силу только весной. Также были построены две домны, две молотовые, сверильня для орудийных стволов, формовая фабрика (литейный цех), зелейный (пороховой) погреб, избы для мастеровых[2].
После пожара 1718 года завод сгорел и был восстановлен, весной в 1724 году и в 1733 годах плотина сносилась половодьем. Для переработки передельного чугуна Алапаевского завода были построены вспомогательные молотовые фабрики: Синячихинский завод (в 1726 году), Сусанский завод (в 1735 году), Верхнесусанский завод (в 1753 году), Верхнесинячихинский завод (в 1769 году), Режевской завод (в 1773 году) и Верхнеалапаевский завод (в 1779 году).
После 1766 года плотина была облицована серым камнем и увеличена в длину до 213,4 метров, по ширине — 57,6 метра и высотой 11,4 метра. В 1767 году построена новая домна. В 1797 году завод имел две домны, одна которых не работала, а работающая высотой была только 9,2 метра, три молотовые фабрики (кричная с 4 горнами и 2 молотами, якорная с 8 горнами и 4 молотами, сталеделательная с 2 горнами и одним молотом). К 1807 году были закрыты якорная и сталелитейная фабрики. В 1807 году на плющильной фабрике были 2 дощатых стана и нагревательная печь, имелась литейка, толчея для толчения руд, кузница, слесарная и лесопильная мельница. Заводское оборудование запускалось 11 водяными колесами.
Руда поставлялась с Суховского (0,5 версты), Заречного, Кокуйского и Зыряновского (18 верст) рудника. Флюсовый известняк доставлялся с месторождения (1,5 версты), горновой камень с горы Точильной (58 верст). Древесный уголь и дрова в куренях (9-10 верст)[2].
Численность персонал завода в начале XVIII века составляла 41 мастеровых на основной работе и 5112 крестьян на вспомогательных работах, к 1726 году вырос до 75 человек, 1733 — 96 человек, 1740—172 человек, 1745—236 человек, 1747—167 мастеровых и 5025 приписных крестьян, в 1756 — 88 человек (без рудника), 1797—645 мастеровых и 10342 приписных крестьян, 1807—351 мастеровых и 9911 приписных крестьян[2].
В 1826 году завод перенесли на 1 версту, на реку Нейву. Оборудование было демонтировано, а старый заводской пруд был спущен в 1909 году.
Алапаевский медеплавильный завод
К 1740 году на территории завода были построены две медеплавильные печи и гармахерский горн, начался выпуск меди. Медная руда бралась с Ключевского месторождения, находящегося в 20 верстах к западу от завода. В 1797 году медеплавильная фабрика имела те же 2 печи и 1 гармахерский горн. Медных рудников стало 6. В 1801 году выплавка меди прекращена[2].
Верхнеалапаевский железоделательный завод
В 1778 году было получено согласие Берг-коллегии на создание вспомогательной плотины и сооружения завода на 9 верст выше по реки Алапаеха в связи с недостатком воды в заводском пруду. Вспомогательная плотина длиной была 134,4 метра, шириной 55,5 метра, высотой 11,3 метра. Новый пруд был длиной в 5 верст. По инициативе собственника Саввы Яковлевича Яковлева в 1779 году были перенесены два молота, в 1807 году на заводе уже была деревянная молотовая фабрика с 4 кричными горнами и 4 молотами, а старые деревянные клинчатые меха заменены цилиндрическими чугунными; 7 водяных колёс. Верхнеалапаевский железоделательный завод перерабатывал чугунные слитки Нижнеалапаевского завода в полосовое железо в объёме 14-26 тысяч пудов ежегодно. Численность цеховых работников была 45 человек, которые проживали в заводском посёлке.
Производственные мощности нового завода стали излишними и в 1824 году Верхнеалапаевский железоделательный завод был закрыт, а оборудование демонтировано и перенесено на Нейво-Алапаевский завод.
Нейво-Алапаевский чугуноплавильный и железоделательный заводПравить
Объект культурного наследия России федерального значения рег. № 661710842340006 (ЕГРОКН) объект № 6610053000 (БД Викигида) |
Строительство новой производственной площадки началось в 1825 году, а 25 февраля 1828 года была задута первая домна, которая была самой крупной на Урале и имела объём 126,5 куб.м., производительность домны было 1200 пудов чугуна в сутки. 12 октября 1828 года была зупущена вторая домна. Плотина нового завода имела «флютверк», гидросооружение с водосливом поверх которой свободно протекал водный поток, а вода к водяным колесам подводилась искусственным каналом. Плотинный мастер Игнатий Евстафьевич Софонов изобрёл и установил первую в Россию водяную турбину (горизонтальное водяное колесо) в 1837 году при листокатальном стане.
К 1840 году плотина была увеличена до 15,65 метров. К 1850 году была установлена паровая машина в 35 л. с. для воздуховки домны.
Предельное производство включало 20 кричных горнов и 20 хвостовых молотов, что позволило полностью перерабатывать весь чугун на самом заводе, что привело к остановке и закрытию в 1824—1826 годах не только Нижнеалапаевского и Верхнеалапаевского завода, но и Верхнесусанского, Нижнесусанского и Нижнесинячихинского завода. В 1850-х годах были запущены пудлинговые и сварочные печи для производства железнодорожных рельс. С 1830-х годов начало производство листопрокатного производства: два листопрокатных стана с водяными турбинами. Была установлена вагранка для различных чугунных отливок, создано гвоздильное производство.
В 1860 году численность завода составила 4399 человек (450 служащих и 3949 рабочих), в 1861 году 4453 работников, а в 1862 году только 2768 работников. Такое снижение численности связано с волнениями по поводу отмены крепостного права. Рабочие не были согласны нести повинность и платить денежный оброк за выделенные земельные наделы, а также с установленными заводоуправлением расценками в марте 1862 года, что привело к общей стачке рабочих и последующему бегству работников. В 1890-е годы была сооружена узкоколейная железная дорога в 92 версты между заводом и рудником. В 1893 году была также построена электростанция с турбиной Френсиса мощностью в 350 л. с. и двумя паровыми двигателями по 100 л. с., а водяные колеса были заменены турбинами и паровыми машинами (в 1895 году было только два водяных колеса мощностью в 60 л. с., в 1900 году — одно в 30 л. с., число паровых машин в 1895 году было 8 штук, в 1900 году — 20 штук, а их мощность 672 л. с. Кричное производство было ликвидировано. В 1900 году запущена новая домна объёмом в 170 куб.м. В 1895 году была запущена первая мартеновская печь в 15 тонн, в 1901 году вторая мартена в 25 тонн, в 1902 году — третья в 25 тонн.
В 1900 году было одно водяное колесо мощностью в 30 л. с., 18 водяных турбин в 660 л. с., 20 паровых машин в 672 л. с. и 3 локомобиля в 21 л. с., общей мощностью всех двигателей завода равнялась 1363 л. с. В 1901 году пудлинговое производство было остановлено, и завод производил только листовой прокат из мартеновской стали. В 1904 году завод имел 18 водяных турбин мощностью в 670 л. с., 24 паровые машины в 3900 л. с. и 3 локомобиля в 30 л. с., общей мощности в 4600 л. с., были три домны, три мартеновские печи, 13 нагревательных печи, 9 молотов, 12 прокатных станов, один кричный горн и четыре пудлинговых печи.
В 1902 году состоялось Алапаевское дело, когда рудничные рабочие разграбили склады на Тягуновском руднике и были отданы под суд. 1 мая 1904 года состоялась маёвка на реке Максимовке с участием 100 рабочих. 7 марта 1905 года состоялась общая забастовка рабочих против объявления заводской администрации о снижении зарплаты и сокращение рабочих, которая продлилась до мая 1905 года и была подавлена войсками. В течение 2 месяцев завод стоял.
В 1910 году был запущен сутуночный стан с паровой машиной в 1200 л. с., проработавший до ликвидации прокатного производства в 1986 году. Завод производил кровельное железо с помощью 2 сутуночных стана и 5 кровельных стана с 11 клетями. В 1912 году запущена новая домна объёмом 239 куб.м., а в 1915 году запущена новая мартеновская печь на 50 тонн взамен старой 15 тонной.
До 1878 года доставка происходило гужевым транспортом до Сулемской пристани, далее Железным караваном по реке Чусовой. В 1878—1909 годах доставка продукции происходила гужевым транспортом 110 верст до железнодорожной станции Нижний Тагил, а в 1909—1912 годах гужем 60 верст до станции Нижняя Салда.
В 1916 году были остановлены 2 домны, работала только одна. Понесённый убыток заводом в 1,2 млн рублей в 1905—1907 годах привёл к созданию 20 апреля 1907 года «Товарищества Алапаевских горных заводов наследников С. С. Яковлева» с капиталом 5,88 млн рублей и с задолженностью перед банками на 1 января 1909 года 4,9 млн рублей, к 1 октябрю 1917 года задолженность достигла 23,8 млн рублей. После Февральской революции 1917 года по требованию рабочих на заводе введен 8 часовой рабочий день, создан Совет старост, который фактически взял руководство заводом, Правление заводами с сентября 1917 года прекратило финансировать завод. После Октябрьской революции 1917 года на заводе был рабочий контроль, а с 15 февраля 1918 года завод был национализирован.
Алапаевский металлургический завод
С 15 февраля 1918 года заводом управлял Деловой Совет, в мае-июне из работников формируется 4 отряда Красной Армии, в июле — сентябре 1918 года вблизи завода идут бои, с 28 сентября 1918 года по 20 июля 1919 года завод под властью белогвардейцев. С 1925 года началась установка нового прокатного стана, восстанавливается узкоколейная железная дорога Была увеличена протяженность узкоколейной железной дороги к концу 1930-х до 308 километров.
В годы Великой Отечественной войны завершена реконструкция цехов, построена завалочная машина, 6 древесных генераторов, газопровод, запущены обогатительная фабрика, токарный цех и цех металлоконструкций, новая домна была запущена 30 декабря 1946 года (290 куб. м). Завод стал производить легированную сталь для оборонной промышленности, биметалл, тонкий и декапированный лист для производства гильз и патронов, отливали окопные печки. На производственных площадях завода были размещены эвакуированные заводы, созданы новые цеха № 10, 11, 12.
Алапаевский металлургический комбинат
В 1957 году был создан Алапаевский металлургический комбинат, куда вошли Алапаевский металлургический завод, Нейво-Шайтанский завод, Верхнесинячихинский завод, Алапаевский рудник, Зыряновский рудник, Синячихинский рудник и механические мастерские треста «Уралруда».
На заводе действовали две доменные печи объемом в 292 и 239 м3, четыре мартеновские печи емкостью по 120 тонн, сутуночный стан «750», листовые станы и стан холоднокатанной полосы.[3]
В 1975 году произведено 173,1 тыс. тонн чугуна, 380,4 тыс. тонн стали, 281,8 тыс. тонн проката.[3] В 1986 году завод произвёл 132,6 тыс. тонн чугуна, 336,0 тыс. тонн стали, 24,4 тыс. тонн проката.
В 1985 году, в связи с глубоким износом основных мощностей, началась реконструкция завода. Предусматривалась ликвидация устаревших мартеновского и прокатного производств, вывод из эксплуатации всех мартеновских печей, стана «750» и листовых станов. Были закрыты и демонтированы два мартеновских, сортопрокатный и листопрокатный цехи.[3] Сталеплавильное и прокатное производства на заводе были прекращены. Однако реконструкция не была завершена к моменту начала экономических катаклизмов, связанных с распадом СССР.
В Российской федерации
В 1994 году на заводе работали 2795 человек, в 1995 году — 1423, в 1997 году — 1477, в 1998 году — 1622 человека.
Выплавлено чугуна: в 1992 году 104,6 тыс. тонн, в 1993 году 49,2 тыс. тонн, в 1996 году 30,9 тыс. тонн, в 1998 году 20,0 тыс. тонн, в 1999 году 9,5 тыс. тонн.[3]
В 1999 году завод был преобразован в «Алапаевскую ферросплавную компанию», со специализацией на производстве ферросплавов.[3] Выплавка ферромарганца в 1999 году 24,4 тыс. тонн, в 2000 году 17,5 тыс. тонн, в 2001 году 14,9 тыс. тонн, в 2002 году 5,1 тыс. тонн. Однако производство ферросплавов сдерживалось отсутствием сырьевой базы, так как после развала СССР все крупные месторождения марганцевой руды оказалась за границей — на Украине, в Грузии, Казахстане.
В феврале 2011 года завод был выкуплен группой компаний НОВАЭМ.[4]
До 2018 года завод продолжал выпуск чугуна. В 2019 году завод был признан банкротом.[5] Недвижимость завода планируется продать для покрытия долгов предприятия.
Награды
- 1931 — первая премия Всеуральского конкурса за качественные показатели доменного цеха;
- 1932 — третья премия Всесоюзного конкурса
- 1942 — третье место на Всесоюзном соревновании коллектива мартеновского цеха.
- 6 раз — первое место в соц. соревновании с вручением переходящих Красного Знамени Совета Министров РСФСР, Министерства чёрной металлургии СССР и профсоюза отрасли.
Продукция завода
В 1704 году были отлиты две пушки, но контрольных испытаний на Пушечном дворе не выдержали, а Указом Петра I от 19 января 1705 году литьё орудий на уральских заводах был прекращён. Завод стал производить чугун, железо, медь, якоря, кровельное железо, железнодорожные рельсы.
В 1914 году 80 % выпуска составляла снарядная сталь и 20 % кровельное железо, а в 1916 году завод изготовил 200 тысяч пудов колючей проволоки, запустив летом 1915 года проволочно-прокатный стан и мастерские ловы выделывания волоченой и колючей проволоки, кроме этого выпускал донышки для артиллерийских снарядов (шрапнель), скобы, ножницы для резки проволоки.Ежегодная производительность Алапаевского завода[2]:
Год | Выпуск чугуна, в тыс. пудах | Выпуск железа, в тыс. пудах | Выпуск меди, в тыс. пудах | Выпуск готового железа, в тыс. пудах | Выпуск мартеновской стали, в тыс. пудах |
---|---|---|---|---|---|
1719 | 18,9 | 7,9 | |||
1725 | 57 | 10,2 | |||
1740 | 0,325 | ||||
1746 | 0,648 | ||||
1747 | 0,426 | ||||
1748 | 0,228 | ||||
1749 | 0,158 | ||||
1750 | 0,065 | ||||
1760 | 128,8 | 19,2 | 0,220 | ||
1762 | 0,037 | ||||
1770 | 123 | 0,541 | |||
1778 | 0,754 | ||||
1779 | 58 | 19,4 | 0,112 | ||
1782 | 0,103 | ||||
1783 | 0,128 | ||||
1785 | 0,490 | ||||
1786 | 0,227 | ||||
1787 | 0,126 | ||||
1789 | 0,098 | ||||
1790 | 103,1 | 0,116 | |||
1800 | 148,3 | 16,9 | 0,110 | ||
1804 | 151,3 | прекращён в 1801 году | |||
1806 | 110,6 | 29 | |||
1807 | 126 | 23,3 | |||
1822 | 288,6 | 13,3 | |||
1823 | 264 | 7 | |||
1827 | 391,4 | 159,3 | |||
1832 | 3,37 | ||||
1837 | 381,2 | 171,5 | |||
1838 | 3,3 | ||||
1839 | 3,3 | ||||
1840 | 3,3 | ||||
1841 | 3,3 | ||||
1842 | 3,3 | ||||
1843 | 3,3 | ||||
1846 | 3,8 | ||||
1851 | 326,5 | 197,2 | прекращён в 1847 году | ||
1859 | 431,8 | 323,9 | 48,9 | ||
1860 | 400,8 | 341,2 | 308,8 | ||
1861 | 365,7 | 222,6 | 183,6 | ||
1862 | 167 | 262,9 | 147,1 | ||
1863 | 391,7 | 343,6 | 348,4 | ||
1870 | 483,2 | 378,4 | |||
1875 | 479 | 408 | |||
1880 | 479,5 | 470,8 | |||
1882 | 579,5 | 356,8 | 441,5 | ||
1885 | 643,1 | 440,8 | 509,5 | ||
1890 | 690,2 | 532,5 | 770,1 | ||
1894 | 886 | 546 | 692 | ||
1895 | 754 | 408 | 614 | 254 | |
1897 | 812 | 342 | 918 | 65 | |
1900 | 892 | 326 | 530 | 691 | |
1901 | 1083 | 189 | 848 | 1059 | |
1902 | 1242 | 728 | 1523 | ||
1903 | 1095 | 820 | 1704 | ||
1904 | 1117 | 720 | 2057 | ||
1905 | 960 | 379 | 1712 | ||
1906 | 516 | 395 | 3122 | ||
1907 | 1079 | 362 | 2003 | ||
1910 | 1271 | 588 | 2428 | ||
1911 | 2007 | 673 | 2297 | ||
1912 | 2492 | 818 | 2625 | ||
1913 | 2211 | 507 | 2338 | ||
1914 | 1648 | 747 | 2338 | ||
1915 | 1048 | 595 | 1672 | ||
1916 | 1090 | 1361 | |||
1917 | 953 | 1164 | |||
1918 | 450 |
Собственники
Правительствующий Сенат в 1757 году передал завод лейб-гвардии секунд-майору А. Г. Гурьеву, который в 1766 году продал его Савве Яковлевичу Яковлеву, а после его смерти завод достался в 1784 году его сыну Сергею Саввичу Яковлеву. В 1907 году собственником становится «Товарищества Алапаевских горных заводов наследников С. С. Яковлева». К 1917 году основным владельцем был Русско-Азиатский банк, за которым стояли французские акционеры[2].
Управляющие завода
Заводом в разное время руководили[2]:
- Чайковский, Илья Петрович (февраль 1849 — май 1852);
- Н. Ю. де Ришмон;
- А. Ю. Иллеро;
- де Секулон;
- Грум-Гржимайло, Владимир Ефимович (1903—1907);
- И. Д. Лызов;
- А. А. Чикильдин (1960—1983).
Банкротство
20 сентября 2018 года завод признан банкротом[6]
Примечания
- ↑ Верхне-Алапаевский завод // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 Металлургические заводы Урала XVII-XX вв. Энциклопедия / глав. ред. В.В.Алексеев. — Екатеринбург: Издательство «Академкнига», 2001. — С. 22—31. — ISBN 5-93472-057-0.
- ↑ 1 2 3 4 5 История развития Алапаевского металлургического завода
- ↑ Алапаевский металлургический завод
- ↑ Разрушенный имущественный комплекс Алапаевского метзавода выставили на торги за 30,8 млн рублей
- ↑ признан банкротом (Коммерсант).
Владимирский моторо-тракторный завод
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 марта 2019; проверки требуют 13 правок.
ООО «Владимирский моторо-тракторный завод» — тракторостроительный завод в городе Владимире[1]. Входил в состав концерна «Тракторные заводы», прекратил функционирование в 2018 году.
Владимирский моторо-тракторный завод (ВМТЗ) | |
---|---|
Тип | общество с ограниченной ответственностью |
Год основания | 1945 г. |
Год закрытия | 2018 |
Прежние названия | Владимирский тракторный завод (до 2003 года) |
Расположение | Россия: Владимир |
Отрасль | Машиностроение |
Продукция | Колёсные тракторы, тракторные двигатели |
Награды | |
Сайт | oao-vmtz.ru |
Медиафайлы на Викискладе |
История
Строительство тракторного завода началось в годы Великой Отечественной войны в соответствии с постановлением Центрального Комитета ВКП(б) и Совета Народных Комиссаров СССР от 28 февраля 1943 года. Местом строительства была выбрана северная окраина города Владимир, район за старой Юрьевской заставой.Трактор «Универсал»Трактор Т-28
В марте 1944 года с Кировского завода освобождённого Ленинграда прибыли детали трактора «Универсал», к июлю 1944-го под открытым небом были собраны первые 5 машин. Днём рождения Владимирского тракторного завода считается 24 апреля 1945 года — дата ввода в строй его первой очереди. Ко дню открытия завода уже были выпущены первые 500 тракторов, а к 1949 году завод вышел на свою проектную мощность[2]. Для подготовки молодых специалистов 27 марта 1944 года был открыт Тракторный техникум (ныне — Владимирский политехнический колледж).
Завод выпускал колёсные тракторы серий «Универсал» (до 1955 года), ДТ-24, Т-28 («Владимирец»), Т-25, Т-25A, а также садово-огородный инструмент[1] и другую продукцию широкого потребления. С 1980-х годов выпускались тракторы для работы в теплицах и плодопитомниках, тротуароуборочные машины.
На заводе велась работа по усовершенствованию конструкции тракторных двигателей. В 1959 году завод освоил производство двигателей Д-30 с воздушным охлаждением, в 1962-м, впервые в советском двигателестроении, началось серийное производство четырёхцилиндровых двигателей Д-37М, позднее освоено производство двигателей Д-21, Д-37Е, Д-120, Д-144, Д-145Т и др. В 1977 году группе работников предприятия за разработку конструкций ряда универсальных дизелей с воздушным охлаждением и организацию поточно-массового производства присвоено звание лауреатов Государственной премии СССР.
30 апреля 1981 года в ходе земляных работ при подготовке площадки для строительства механосборочного цеха Владимирского тракторного завода на правом берегу реки Рпень была обнаружена стоянка первобытного человека эпохи палеолита, названная Русанихой. В культурном слое стоянки найдено большое количество каменных орудий труда, схожих с теми, что были найдены на стоянке Сунгирь, расположенной в 8 километрах к востоку от Русанихи.
В 1948 году предприятие выпустило 10 000-й трактор, а в 1988 году — миллионный. Продукция завода экспортировалась в более чем 60 стран мира[3].
Завод с сентября 1948 года по 1989 год носил имя А. А. Жданова[2]. В июне 2003 года Владимирский тракторный завод был переименован во Владимирский моторо-тракторный завод (ВМТЗ)[3]. С 2005 года входит в концерн «Тракторные заводы». Филиалом ВМТЗ являлся агрегатный завод в посёлке Никологоры, в состав производственного объединения «Владимирский тракторный завод» ранее также входили агрегатный завод в посёлке Колокша, Владимирский механосборочный завод и завод специнструмента и технологической оснастки (ВЗИТО).
В 2012 году на производственных площадях Владимирского моторо-тракторного завода в партнёрстве с финской компанией Sampo-Rosenlew выпускались зерноуборочные комбайны серии «Агромаш 5000» — всего произведено 12 единиц, которые были отправлены в Татарстан[4][5].
Конец истории
Осенью 2017 года активы концерна «Тракторные заводы» были переданы государственной корпорации Ростех, представители которого зафиксировали крайне тяжёлое положение Владимирского моторо-тракторного завода: «Из-за долгов остановлено производство, имеет место неэффективное использование площадей в течение продолжительного времени, на предприятии числится порядка 400 сотрудников, при этом выработка крайне низкая»[6]. 30 ноября 2017 года рабочие ВМТЗ были трудоустроены переводом в чебоксарский «Промтрактор» и выведены в простой. 20 июля 2018 года весь штат завода в 300 сотрудников был сокращён[7]. Производственные площади и оборудование сильно обветшало. Часть корпусов пустовали и разрушались[8][9].
В 2019 году имущество завода за 153 млн рублей было выкуплено ООО «Тягачи актив»[10].
Делегация во главе с губернатором Владимирской области Владимиром Сипягиным осмотрела разваленные корпуса некогда мощного предприятия. Участники встречи обсудили перспективы производственной площадки. Руководитель региона потребовал от инвестора представить концепцию развития данного завода. В диалоге также участвовали представители обанкротившегося концерна «Тракторные заводы», который должен помочь восстановить его деятельность. Правительство страны, в свою очередь, «проводит комплексную работу по разрешению ситуации, сложившейся на тракторном заводе». Сипягин заявил следующее:
«Мы держим ситуацию на ВМТЗ на контроле. Главная задача — не допустить, чтобы находящиеся в центре Владимира площади были заброшены, найти им достойное применение.»
2 июля 2021 на youtube опубликован фильм Александра Холодова и Андрея Дубровского «Кто убил „владимирца“?». За неделю он набрал 58,5 тысяч просмотров[11][12].
Достижения
- Орден Трудового Красного Знамени (1966)[1]
- Международная премия «Золотой Меркурий» (1980).
- Орден Октябрьской Революции (1976).
- Трактор Т-25А — лучшая машина в отрасли (1977).
- Работники ВТЗ за успехи в работе награждались орденами, медалями, почётными званиями[13].
Примечания
- ↑ 1 2 3 Большая советская энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 5. Вешин — Газли. 1971. 640 стр., илл.; 38 л. илл. и карт. 1 карта-вкл.
- ↑ 1 2 Большая советская энциклопедия. Гл. ред. Б. А. Введенский, 2-е изд. Т. 8. Вибрафон — Волово. 1951. 648 стр., илл.; 50 л. илл. и карт.
- ↑ 1 2 История завода Архивная копия от 28 марта 2007 на Wayback Machine
- ↑ К тракторным заводам цепляют финские комбайны. «Коммерсантъ» (2 ноября 2012). Дата обращения: 23 июля 2018.
- ↑ Владимирский моторо-тракторный завод модернизирует производство Архивная копия от 25 июля 2015 на Wayback Machine
- ↑ Ростех приступил к оздоровлению концерна «Тракторные заводы». Ростех (3 ноября 2017). Дата обращения: 23 июля 2018.
- ↑ Тракторный завод ликвидирован вместе с рабочими. «Зебра-ТВ» (20 июля 2018). Дата обращения: 23 июля 2018.
- ↑ | Владимир. Эхо войны
- ↑ «Владимирский моторо-тракторный завод» признали банкротом
- ↑ Владимир Сипягин осмотрел останки тракторного завода
- ↑ Как зрители отреагировали на наш фильм о «Владимирском тракторном заводе»? 09.07.2021
- ↑ /видео/ Кто убил Владимирский Тракторный завод (ВТЗ)
- ↑ Указ Президента России № 1003 от 5 июля 1993 годаАрхивная копия от 23 апреля 2013 на Wayback Machine
Ссылки
- ООО «Владимирский моторо-тракторный завод» на сайте концерна «Тракторные заводы»
- Тракторы Владимирского тракторного завода им. А. А. Жданова. TechStory.ru.
Дрогобычский завод автомобильных кранов
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 июля 2018; проверки требуют 18 правок.
Дрогобычский завод автомобильных кранов — предприятие города Дрогобыч Львовской области по производству стреловых кранов и кранов-манипуляторов на автомобильных шасси МАЗ, КрАЗ и КамАЗ, трубопровозов-лесовозов типа ТВГ-10, технологических мотовозов, гидроцилиндров, мультилифтов[1].
Дрогобычский завод автомобильных кранов | |
---|---|
Тип | публичное акционерное общество |
Год основания | 10 ноября 1965 |
Год закрытия | 2016 (в 2018 году открыт снова) |
Расположение | СССР→ Украина, Дрогобыч |
Отрасль | машиностроение |
Число работников | 1500 чел. |
Сайт | dak.com.ua |
История
История предприятия началась во второй половине 1959 года, когда в северо-восточной части города Дрогобыч по проекту киевского Укргоспрома началось сооружение завода стиральных машин. В 1962 году законченный на 70 % объект общей площадью около 10 000 м² был передан Львовскому совнархозу[2][3].
В 1963 году здесь был создан цех № 36 Львовского завода автопогрузчиков, выпускавший запасные части для автомобильных кранов[2].
10 ноября 1965 года цех был выделен в самостоятельное предприятие — Дрогобычский автокрановый завод Министерства строительного, дорожного и коммунального машиностроения СССР[2]. Эта дата считается днём основания предприятия[3]. 6 января 1966 года предприятие было переименовано в Дрогобычский завод автомобильных кранов[2].
В 1966 году завод освоил производство автокрана ЛАЗ-690 грузоподъёмностью 3 тонны[4].
Темпы выпуска кранов росли, к концу 1967 года было выпущено 3250 автокранов грузоподъёмностью 4 т.
С 1968 года завод начал выпуск автокрана КС-2561Д грузоподъёмностью 6,3 т и его модификаций с гидрофицированными выносными опорами КС-2561Л и КС-2561Л-1. В 1969 году была создана модификация КС-2561Е с изменённым расположением лебёдок на поворотной платформе, в одну линию. Краны шли на шасси ЗИЛ-130[5].
В 1971 году работники предприятия освоили серийный выпуск новой модели автокрана. На протяжении года с конвейера вышло 2917 автокранов. В этом же году предприятие участвовало на ВДНХ УССР и ВДНХ СССР, на которых демонстрировалась новая модель автомобильного крана КС-2561Е, грузоподъёмностью 6,3 т. О Дрогобычском автокрановом в 1970-е годы узнали во многих странах мира. Автокраны КС-2561Е начали экспортироваться в Венгрию, Болгарию, Монголию, Корею, Гвинею, Иран, Ирак, Сирию, Ливан, Лаос, Кампучию, Анголу, Мозамбик, Конго, Вьетнам, Танзанию[3][6].
В 1973 году завод представил на ВДНХ СССР новую модель крана КС-2571 с гидроприводом. За высокие производственные и технические успехи предприятие было отмечено специальным дипломом. После демонстрации в Москве новая модель экспонировалась на международных выставках-ярмарках в Болгарии, Венгрии, Югославии, Польше.
В 1982 году началось серийное производство автокранов грузоподъёмностью 10 т: КС-3575 на шасси ЗИЛ-133Г1 и КС-3575А на шасси ЗИЛ-133ГЯ[7].
С 1984 года предприятие начало выпуск нового 20-тонного автокрана КС-4574 на шасси КамАЗ-53213[8].
В советскую эпоху завод входил в ПО «Автокран», после провозглашения независимости Украины государственное предприятие было преобразовано в открытое акционерное общество.
С 1990-х годов автокраны ОАО «ДЗАК» начали выпускать под маркой КТА-xx «Силач».
В 1994 году завод освоил выпуск модифицированных автокранов КС-4574А грузоподъёмностью 22,5 т, но общее количество выпущенных в 1994 году автокранов сократилось до 700[2].
19 мая 1999 года Кабинет министров Украины принял решении о продаже ранее закреплённого в государственной собственности 25-процентного контрольного пакета акций предприятия[9].
В 2000 году на шасси танка Т-62 был разработан специальный гусеничный кран КГС-28.01 грузоподъёмностью 28 тонн[2], в 2001 году завод освоил производство трубовоза ТВГ-10 грузоподъёмностью 10 тонн, который выпускался на шасси КрАЗ, Урал и ЗиЛ.
В 2002 году завод выпустил 54 автокрана, в 2003 году — 108 автокранов, в 2004 году — 227 автокранов, в 2005 году — 344 автокрана[10].
В 2003 году Дрогобычские автокраны были идентифицированы брендом «СИЛАЧ» и логотипом «DAK». Обозначение кранов было изменено с КС на КТА (кран телескопический автомобильный). Был начат выпуск автокранов КТА-14, КТА-16 на шасі МАЗ, КрАЗ, КАМАЗ.[11]
В июне 2005 года была создана хозяйственная ассоциация «Автокраны Украины», в состав которой вошли все три украинских предприятия по производству подъёмных кранов (ОАО «Дрогобычский завод автомобильных кранов», Одесский завод тяжёлого краностроения и ОАО «Краностроительная фирма «Стрела» в городе Бровары). В соответствии с уставом ассоциации, главным предприятием ассоциации стал Дрогобычский завод автомобильных кранов[12].
В мае 2006 года завод представил гидравлический кран-манипулятор KM-9.8 «Практик» грузоподъёмностью 1,38 тонны[13] и в сентябре 2006 года освоил его производство на шасси КрАЗ, МАЗ, КамАЗ и «Урал»[14].
В июне 2006 года завод был сертифицирован на соответствие стандартам ISO 9001:2000[15].
В 2007 году завод произвёл 748 кранов[16] и завершил 2007 год с чистой прибылью 34,088 млн гривен. К началу 2008 года завод являлся крупнейшим производителем автокранов Украины (60 % продукции реализовывалось на внутреннем рынке, 40 % — экспортировалось), проектная мощность завода обеспечивала возможность производства 3000 кранов в год, активы предприятия оценивали в 107,976 млн гривен. 31,67 % акций завода находились в собственности компании «Уникум», 25 % — компании «Украгромаш», 20,76 % — финансово-промышленной компании «Старком», 12,5 % акций — компании «Анклав»[17].
В начале 2008 года завод освоил производство автокрана КТА-32 на шасси КрАЗ-65053[18].
17 — 21 июня 2008 года на выставке «Строительная техника и технологии-2008» завод представил демонстрационный образец 40-тонного автокрана КТА-40 с пятисекционной стрелой, в конструкции стрелы, опорной рамы и опор которого использовали сталь S700.
Начавшийся в 2008 году экономический кризис осложнил деятельность завода[19]. В 2008 году завод выпустил 636 автокранов[20], но завершил 2008 год с чистой прибылью 34,76 млн гривен[21]. В 2009 году объёмы производства оставались небольшими: в январе — марте 2009 года завод произвёл 17 кранов[22], в апреле 2009 года — ещё 1 кран[23], всего до конца августа 2009 года завод выпустил 72 крана[24].
В этих условиях было принято решение освоить производство автокранов на новых шасси: в ноябре 2008 году был выпущен первый автокран на шасси «Ford» (крановая установка КТА-28 на шасси Ford Cargo 3430D)[25], в перспективе планировалось освоить выпуск автокранов на шасси Howo, Tatra, Iveco[26].
В декабре 2009 года собственником контрольного пакета (свыше 50 % акций завода) стала зарегистрированная на Кипре компания «Halfona Investments Ltd.»[27].
В связи с сокращением спроса на продукцию, в апреле 2010 года завод был остановлен на два месяца[28]. 2010 год завод завершил с убытком 30,483 млн. гривен[29].
Во втором полугодии 2011 года завод освоил изготовление мусоровоза на шасси МАЗ, в конструкции которого использовались комплектующие турецкого производства[30] (всего до 21 марта 2012 года было построено 15 мусоровозов)[31].
2011 год завод завершил с убытком 33,2 млн. гривен[32].
В 2012 году хозяйственное положение предприятия оставалось сложным[33][34].
В 2013 году завод остановил производство[4], по иску компании ООО «Укравтокомплект ЛТД» от 13 мая 2015 года началось рассмотрение дела о банкротстве предприятия. 16 октября 2015 года решением Львовского хозяйственного суда была начата санация завода, которая продолжалась до 9 августа 2016 года, после чего завод был признан банкротом. 19 сентября 2016 года решением Львовского апелляционного хозяйственного суда ликвидация предприятия была остановлена, но 7 ноября 2016 года оставшиеся на предприятии 406 работников были официально уволены[4] и завод полностью прекратил производственную деятельность[35].
В июне 2018 года на заводе начались работы по восстановлению производства.[36]
В феврале 2019 года завод возобновил производство, приступив к выпуску и ремонту спецтехники для Вооруженных сил Украины.[37]
В октябре 2019 года на выставке «Оружие и безопасность» завод представил автокран КТА-25 и экскаватор ЭОВ-4421МУ на шасси КрАЗ-6322[38][39]
В декабре 2019 года завод передал в ВСУ очередную партию капитально отремонтированной техники, в которую вошли автокраны КС-3575А на шасси автомобиля КамАЗ та КС-3575А-1 на шасси КрАЗ.[40]
Современное состояние
Общая площадь предприятия 320 тыс. м², производственные площади — 54 тыс. м².
Продукция
Автокран КТА-16 на шасси МАЗ-5337Автокран КТА-25 на шасси КрАЗ-6322Экскаватор ЭОВ-4421МУ на шасси КрАЗ-6322
С 1965 года предприятие освоило производство широкой гаммы моделей автомобильных кранов (от механических грузоподъёмностью 3—6,3 т до гидравлических грузоподъёмностью 10 т, 14 т, 16 т, 18 т, 22,5 т, 25 т, 28 т, 32 т), среди которых:
- Автокраны с индексом КС грузоподъёмностью от 4 до 22,5 т.
- стреловые автомобильные краны серии «КТА» с телескопической стрелой (выпускались под торговой маркой «Силач») грузоподъёмностью от 18 до 40 т на шасси КрАЗ, КамАЗ и МАЗ[41] (основные модели — КТА-18, КТА-25, КТА-28 и КТА-32 грузоподъёмностью 18, 25, 28 и 32 т соответственно)[26][42]
- Башенный кран быстрого монтажа
- краны-манипуляторы «Практик»
- краны для мотовозов
Также завод выпускал запасные части к автомобильным кранам, гидроцилиндры диаметром до 200 мм, трубопровозы-лесовозы типа ТВГ-10, технологические мотовозы типа МТ, мультилифты СЗК-3.0, колесные пары, детали для путеремонтной техники, мусоровозы на шасси МАЗ и разного рода металлоконструкции.
Общее количество реализованных кранов 100 тыс. штук, которые эксплуатируются на Украине[21], в странах СНГ (включая Россию, Латвию, Литву, Туркменистан и Узбекистан), а также и в странах Европы (в Болгарии), Латинской Америке (в Аргентине)[21], на Ближнем Востоке и в Африке[6].
Достоинства и недостатки продукции
Автокраны
Устаревшая конструкция стрелы: если «Ивановцы» и «Галичане» давно уже имеют более современную 6-гранную овоидную стрелу, то ДЗАКи по-прежнему имеют более тяжёлую прямоугольную стрелу. В то же время ДЗАКи уступают и в цене любому из вышеозначенных конкурентов, имеют весьма устаревшую кабину, даже на новых образцах отсутствуют камеры видеонаблюдения, рабочие кабины имеют плохое утепление и много сквозняков, что плохо отражается на условиях труда крановщика. В то же время используемые шасси «КРАЗа», в том числе и с колесной формулой 6×6 существенно повышают проходимость автокрана, делая его куда более проходимым, чем, например, «Liebherr» или «KATO» того же тоннажа. По проходимости «КРАЗ» способен конкурировать только с «Уралом«. Впрочем, существуют «ДЗАКи», платформой которых является «Урал».
Не менее интересно и то, что в то время как Российские производители автокранов освоили такие шасси как «Volvo FM«, «Scania«, «MAN» и другие западные марки, «ДЗАК» в свою очередь использовал китайские машины марки «HOWO», которые признаны ненадежными и некомфортными. Впрочем это вероятнее всего является решением не сколько производителя, сколько покупателя.
Примечания
- ↑ Любые задачи по плечу (недоступная ссылка). «Спецтехника и нефтегазовое оборудование», 7 июль/2006. Дата обращения: 16 июля 2010. Архивировано 18 апреля 2012 года.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 О. Зайцев. Подъемное дело // бюллетень «Металл», № 11, 2005
- ↑ 1 2 3 Профи: К битве за рынок готовы — Автокраны с маркой «Силач» всё чаще можно встретить на российских стройках. Нижегородская газета «Биржа плюс Авто».
- ↑ 1 2 3 Дрогобицький автокрановий завод вмер остаточно// «GalInfo» від 8 листопада 2016
- ↑ Краны автомобильные КС-2561Д, КС-2561Е и КС-2561Л. Techstory.ru, А. Буздин.
- ↑ 1 2 В АЗЕРБАЙДЖАНЕ БУДЕТ НАЛАЖЕНО ПРОИЗВОДСТВО АВТОКРАНОВ (недоступная ссылка — история ). Kaspiy.az:: Экономика.
- ↑ Краны автомобильные КС-3575 и КС-3575A. Techstory.ru, А. Буздин.
- ↑ Краны автомобильные КС-4574 и КС-4574-I. Techstory.ru, А. Буздин.
- ↑ Постанова Кабінету міністрів України № 841 від 19 травня 1999 р. «Про переліки відкритих акціонерних товариств, пакети акцій яких підлягають продажу у 1999 році за кошти»
- ↑ У січні-жовтні Дрогобицький завод автомобільних кранів виготовив 372 автомобільні крани // «GalInfo» від 9 листопада 2006
- ↑ Історія заводу
- ↑ Мария Сидоренко. Кто заказал «Стрелу»? // еженедельник «2000» от 23 июня 2006
- ↑ Дрогобицький завод автомобільних кранів на автосалоні «SIA 2006» представив гідравлічний маніпулятор «Практик» КМ-9.8 // «GalInfo» від 7 червня 2006
- ↑ Дрогобицький завод автомобільних кранів розпочав серійне виробництво кранів-маніпуляторів // «GalInfo» від 12 вересня 2006
- ↑ «Дрогобицький завод автомобільних кранів» успішно пройшов сертифікаційний аудит // «GalInfo» від 26 червня 2006
- ↑ Дрогобычский завод автокранов cократил рабочую неделю до 4 дней // «Дело.UA» от 17 ноября 2008
- ↑ 2007 г. Дрогобычский завод автомобильных кранов закончил с прибылью 34,1 млн. грн.. News.Ugmk.Info (21 февраля 2008). Архивировано 2 мая 2012 года.
- ↑ Дрогобычский «Силач» освоил новую модель автокрана// «AUTO-Consulting.UA» от 22 января 2008
- ↑ На Львівщині можуть закрити двадцять великих підприємств // «GalInfo» від 11 грудня 2008
- ↑ Дрогобычский ЗАК за 5 месяцев 2009 г. сократил производство кранов на 93 % // «Транспортный бизнес Украины» от 24 июня 2009
- ↑ 1 2 3 Дрогобычский завод автокранов переизбрал набсовет. Укррудпром (17 февраля 2010). Архивировано2 мая 2012 года.
- ↑ В марте Дрогобычский завод автомобильных кранов не производил продукцию // «Транспортный бизнес Украины» от 7 апреля 2009
- ↑ В апреле Дрогобычский завод автокранов произвел 1 кран // «Транспортный бизнес Украины» от 25 мая 2009
- ↑ Автокрановий і нині в роботі // «Дрогобич INFO» від 28 листопада 2009
- ↑ Дрогобычский завод автомобильных кранов начал производство кранов на шасси Ford // «Транспортный бизнес Украины» от 11 ноября 2008
- ↑ 1 2 Малютин Л.Л. — Опора индустрии (недоступная ссылка). «Журнал Основные Средства», № 3/2009. Дата обращения: 16 июля 2010. Архивировано 17 ноября 2011 года.
- ↑ АМКУ разрешил кипрской Halfona Investments купить более 50 % акций Дрогобычского завода автомобильных кранов // «Транспортный бизнес Украины» от 8 декабря 2009
- ↑ Дрогобицький автокрановий завод зупинився на два місяці // «GalInfo» від 24 квітня 2010
- ↑ Дрогобычский завод автомобильных кранов закончил 2010 г. с убытком 30,5 млн. грн. // «Транспортный бизнес Украины» от 7 апреля 2011
- ↑ «вартість сміттєвоза, який складають на ПАТ «Дрогобицький завод автомобільних кранів» з турецьких комплектуючих на шасі білоруського «МАЗу», становить 690 тис. грн. Проте об’єм його кузова – лише 15 м³… рішення конкурсного комітету на користь якісної німецької спецтехніки є очевидним… під час попереднього тендеру (оголошеного 5 вересня 2011 р.), за результатами якого місто вже придбало один сміттєвоз німецького виробництва, ПАТ «Дрогобицький завод автомобільних кранів» ще не виготовляв подібної техніки«
Іван Тихий. Дрогобицька влада: тендер по сміттєвозах проведено законно // «Дрогобич INFO» від 30 березня 2012 - ↑ Програний тендер або як міська влада «сприяє» діяльності автокранового заводу // «Дрогобич INFO» від 21 березня 2012
- ↑ Дрогобычский завод автомобильных кранов закончил 2011 г. с убытком 33,2 млн. грн. // «Транспортный бизнес Украины» от 13 февраля 2012
- ↑ «найбільшими економічно активними підприємствами-боржниками в області є ДП «Львівський науково-дослідний радіотехнічний інститут» (заборгованість з виплати заробітної плати – 15542,3 тис. грн.); ВАТ «Дрогобицький завод автомобільних кранів» (борг з зарплати – 2443,1 тис. грн.); ВАТ «Львівська вугільна компанія»«
Львівський радіотехнічний інститут, Дрогобицький завод автокранів, Львівська вугільна компанія, — найбільші боржники із зарплати // «GalInfo» від 15 травня 2012 - ↑ «4,5 млн. гривень заборгованості за заробітну плату – стільки заборгувало керівництво Дрогобицького заводу автомобільних кранів за чотири місяці своїм працівникам«
Юрій Федчак, Сергій Матійко. На «ДЗАКу» мовчати не можна! // «Дрогобич INFO» від 25 грудня 2012 - ↑ У Дрогобичі профком автокранового заводу незаконне звільнення працівників оскаржив у суді // ZIK.UA від 29 листопада 2016
- ↑ Дрогобицький завод автомобільних кранів відновлює роботу
- ↑ Дрогобицький завод автокранів відновив виробництво та готує спецтехніку для Збройних сил
- ↑ Завод ДАК удивил новым автокраном на КрАЗе
- ↑ Дрогобычский завод автокранов возобновил производство
- ↑ Дрогобицький завод автомобільних кранів передав партію відновленої техніки до армії
- ↑ Дрогобычские краны – сила в надежности (ДзАК) (недоступная ссылка). «Основные Средства» № 9, 2008. Дата обращения: 16 июля 2010. Архивировано 17 ноября 2011 года.
- ↑ Журнал СТТ № 4 (38), 2005, стр. 26
Ссылки
- страница завода в перечне ведущих предприятий Украины на сайте Верховной Рады Украины
- Официальный сайт. Дата обращения: 15 июля 2010. Архивировано 2 мая 2012 года.
- Techstory.ru — А. Буздин — Автомобильные краны. Дата обращения: 15 июля 2010.
- Глобализация по-дрогобычски — Журнал «Подъёмные сооружения. Специальная техника», № 9, сентябрь 2011 года (недоступная ссылка)
Компрессорный завод (Краснодар)
Компрессорный завод (до 1990-х годов — Краснодарский компрессорный завод, в 2010-е годы — Компрессорный завод «Борец») — завод в Краснодаре, одно из крупнейших компрессоростроительных предприятий России. Основано в 1947 году. В конце 2000-х годов на предприятие перенесено производство с ликвидированного московского завода «Борец», предприятие получило название московского завода. В 2018 году закрыт, площади сдаются в аренду в рамках программы «промышленного парка».
Компрессорный завод | |
---|---|
Год основания | 1952 |
Год закрытия | 2018 |
Расположение | Россия: Краснодар, ул. Ростовское шоссе, 14/2 |
Отрасль | машиностроение |
Продукция | компрессорное оборудование, нефтегазовое оборудование |
Медиафайлы на Викискладе |
История
Основание
14 ноября 1947 года Краснодарский горисполком принял решение об отводе площадки для строительства компрессорного завода, технический проект завода был разработан московским проектным институтом «Гипрохиммаш» с участием ленинградского института «Гипроприбор»[1], 31 марта 1948 года издан приказ Министерства машиностроения и приборостроения СССР о строительстве завода.
Начиная с 1950 года на строительную площадку начало поступать технологическое, энергетическое, грузоподъёмное оборудование, в том числе из Германии в счёт репарации за причинённый экономике советского государства материальный ущерб в годы Великой Отечественной войны. В октябре 1952 года началась производственно-хозяйственная деятельность на производственных площадях блока вспомогательных цехов. В феврале 1953 года завод выпустил свой первый компрессор, им стал В300-2к.
1950-е — 1980-е
В 1954 году по специальному заданию Главкислородмаша завод освоил выпуск двух моделей аммиачных и фреоновых холодильных агрегатов. В 1956 году была осуществлена первая экспортная поставка компрессоров В300-2к в Китай.
К началу 1956 года было подготовлено к работе плавильное отделение строящегося литейного цеха. 2 января 1956 года была совершена первая плавка чугунного литья, а в 1958 году литейный цех сдан в эксплуатацию. В цехе разместились формовочно-стержневой участок и обрубочный участок — был создан замкнутый цикл литейного производства, благодаря чему заводом освоен серийный выпуск воздушных поршневых компрессоров общего назначения типа ВП-50/8 и ВП-20/8. В 1959 году заводом освоено изготовление гидроцилиндров для мачт пускового комплекса космических ракет на полигоне Байконур.
В 1963 году завод впервые принял участие в выставках за рубежом — в Дамаске и Брюсселе демонстрируются холодильные установки АК-АВ-30 и АК-АВ-60. За создание воздушного компрессора ВП-20/8М завод награждён дипломом 1-й степени ВДНХ
В 1965 году освоен выпуск передвижных воздушных компрессорных станций для развивающейся нефтегазовой отрасли страны, а также совместно с НИИ химического машиностроения разработаны компрессоры для установок разделения воздуха типа 7ВП-20/220, 2ГП-2/200, параллельно с этим осваивалось производство компрессоров 2УП для установок УВЖС для получения жидкой углекислоты и «сухого льда».
В июне 1967 года продукции завода присвоен Государственный знак качества СССР в числе первых 11 изделий Министерства машиностроения СССР. В этом же году заводу выделяется участок для строительства базы отдыха на берегу Чёрного моря в бухте Инал.
В 1982 году обновляется станочный парк завода, вводится в эксплуатацию участок станков с ЧПУ. В середине 1980-х годов Ленниихиммаш разработал для завода параметрический ряд компрессоров на оппозитной базе с усилением по штоку 2,5 т. Были освоены и выпускаются компрессоры 2ВМ2,5-5/221, 2ВМ2,5-9/101, 2ВМ2,5-9/220.
1990-е
1993 году завод был акционирован, получил название ОАО «Компрессорный завод». В 1995 году Госгортехнадзор России запретил использовать воздух для бурения скважин, так как были нередки случая их возгорания. Завод совместно с научно-производственным объединением Криогенмаш модернизировал воздушные компрессорные станции типа СД, введя блок разделения воздуха на основе современных некриогенных технологий. Это позволило получать смесь на основе азота с содержанием кислорода не более 10 %. Опытный образец станции прошёл испытания в объединении «Пермнефть» и комиссией с участием Госгортехнадзора рекомендован в эксплуатацию.
2000-е
В 2008 году ОАО «Компрессорный завод» вошло в состав группы «Борец», владевшей московским компрессорным заводом «Борец». С московского завода в Краснодар переведено производство, с 2010 года краснодарский компрессорный завод получил название «Борец». Продукция выпускалась под торговыми марками «Борец» (на базе номенклатуры московского завода) и «Косма» (номенклатура краснодарского компрессорного завода).
В 2008 году группой бывших работников специалистов краснодарского компрессорного завода была организована компания «Тегас» и зарегистрирован товарный знак «Краснодарский компрессорный завод», в станице Динская построено компрессорное производство и освоен выпуск компрессоров под маркой «ККЗ». Между владельцами предприятия и владельцами торговой марки велись судебные тяжбы[2].
В 2017 году предприятие пострадало от пожара, произошедшего в результате взрыва оборудования для пропарки железобетонных изделий[3]. К 2018 году компрессорное производство было фактически свёрнуто, на базе имущественного комплекса завода сформирован промышленный парк «Компрессорный», в котором площади и мощности арендуют производители сельхозтехники, различных видов оборудования, пластиковой упаковки, мебели[4].
Продукция
Компрессорная установка 4ВМ2,5-14/251Погрузка компрессорной станции СД-18/101 на ЖД платформу
По состоянию на 2013 год на заводе производились стационарные компрессорные установки, в том числе поршневые, винтовые (серии «Шторм»), воздушные передвижные компрессорные станции на базе поршневых и винтовых установок с приводом от дизельного двигателя (на шасси КАМАЗ, Урал, КрАЗ или МЗКТ, носимые «на салазках»), азотные передвижные компрессорные станции (на автомобильных шасси, в 20- и 40-футовых контейнерах, на автоприцепах различных производителей), носимые на салазках), модульные компрессорные станции на базе поршневых и винтовых воздушных и газовых компрессоров, станции управления несколькими модульными компрессорными станциями, азотные мембранные установки.
Основные заказчики и пользователи продукции — крупные промышленные предприятия, компании нефтедобывающей и энергетической сферы: «Лукойл», «Газпром», «Татнефть», «Башнефть», Завод имени Дегтярёва, Ростовская АЭС, Курская АЭС, Смоленская АЭС, Калининская АЭС. Большую часть экспортной продукции составляли модульные компрессорные станции серии МКС на базе поршневых компрессоров, основными потребителями являются Казахстан и Китай[5].
Примечания
- ↑ Краснодарский компрессорный 50 лет / под общ. ред. В. И. Яковлев. — Краснодар: Советская Кубань, 2002, 160 с. — ISBN 5-7561-0768-1
- ↑ Анна Перова. Арбитраж погрузили в компрессию. Краснодарские заводы судятся из-за заявления в интернете. Коммерсант, Ростов-на-Дону. Коммерсант (28 января 2010). Дата обращения: 13 апреля 2013.
- ↑ При пожаре на Компрессорном заводе Краснодара пострадал 1 человек. РБК (2 июня 2017).
- ↑ Промпарк «Компрессорный» в Краснодаре внесли в реестр Минпромторга. Деловая газета. Юг (22 ноября 2018).
- ↑ «АльфаСтрахование» обеспечит защитой перевозку груза Компрессорного завода «Борец» // Официальный сайт страховой группы «АльфаСтрахование»
Ленинградсланец
«ОАО „Ленинградсланец“» — крупнейшее предприятие по добыче горючего сланца в России.
Описание
«Ленинградсланец» располагается в г. Сланцы Ленинградской области и специализируется на добыче горючего сланца на территории Ленинградского месторождения. Предприятие специализируется на добыче горючего сланца на территории Ленинградского месторождения, запасы которого оцениваются более чем в 1 млрд тонн.[1] Производственная мощность по добыче 2,5 млн т сланца в год.[2]
Технология
На шахте применяется панельный способ подготовки шахтного поля. Сегодня разработку полезного ископаемого осуществляют буровзрывным способом по системам: камерно-столбовая с управлением кровлей ленточными целиками («камера-лава») и камерно-столбовая система разработки с управлением кровлей столбчатыми целиками. Горная масса поступает на обогатительную фабрику шахты «Ленинградская», где обогащается в тяжелосредных сепараторах.
Продукция
ОАО «Ленинградсланец» производит следующую продукцию: основной вид — технологический сорт сланца класса 25-125 мм и энергетический сорт сланца класса 0-25 мм, побочный продукт — известняковый щебень.
Переработка сланца
«ОАО „Ленинградсланец“» и «ОАО „Завод Сланцы“» исторически связанные предприятия единого производственного комплекса по добыче и переработке горючих сланцев.
Так, в СССР основными потребителями добываемого горючего сланца ОАО «Ленинградсланец» были сланцеперерабатывающий завод и ТЭЦ «ОАО „Завод Сланцы“», а также предприятия Эстонской ССР. В результате реструктуризации и упадка отрасли технологическая цепочка по переработке горючего сланца была нарушена. Шахта потеряла рынок сбыта. Сегодня предприятия частично находятся в двухсторонней технологической зависимости.
История
В 1931 году было начато строительство опытного сланцевого рудника на Гдовском месторождении (Гдовский сланцевый комбинат). С 1 сентября 1934 года рудник введен в эксплуатацию. Одновременно велось строительство двух других рудников. В связи с большим объемом строительных работ в марте 1941 года Гдовский сланцевый комбинат ликвидирован и на его базе образован Гдовское рудоуправление и Государственный Союзный трест «Ленстройсланец».
В июле 1941 года, в связи с опасностью оккупации, предприятия эвакуировались в Кашпирское и Савельевское рудоуправление Главсланца (Саратовская, Куйбышевская области). Сланцевые рудники в г. Сланцы были разрушены и затоплены. В феврале 1944 года Сланцевский район был освобожден от немецко-фашистских войск.
В июле 1944 года создан единый трест «Ленстройсланец» Главсланца Комиссариата угольной промышленности, входящего в систему Наркомугля СССР. В том же году «Ленстройсланец» переименовывается в строительно-эксплуатационный трест «Ленинградсланец». В 1947 году в промышленную эксплуатацию была сдана шахта № 1 с проектной мощностью 700 тыс. тонн.
В 1949 году введена шахта № 2 с проектной мощностью 1200 тыс. тонн.
В 1953 году сдана шахта № 3 с проектной мощностью в 600 тыс. тонн.
В 1954 году после восстановления была сдана в эксплуатацию шахта им. Кирова с проектной мощностью в 500 тыс. тонн.
Приказом Министра угольной промышленности СССР № 45 от 29 января 1970 года и приказом по тресту «Ленинградсланец» шахты № 1 и № 2 с января 1970 года стали одной шахтой «Объединенной», через некоторое время ей было присвоено название «Ленинградская». Приказом Министерства угольной промышленности СССР от 4 марта 1971 года трест ликвидирован и на его базе создано шахтоуправление «Ленинградсланец». В его состав вошли: шахта «Ленинградская», шахта им. С. М. Кирова, шахта № 3 и др. сопутствующие производства.
После преобразований в 1974 году создано «Ленинградское производственное объединение по добыче сланца „Ленинградсланец“». В 1994 году предприятие преобразовано в акционерное общество открытого типа «Ленинградсланец». В соответствии с федеральной программой реструктуризации угольной отрасли в 1988 году закрыта шахта им С. М. Кирова, в 2003 году — шахта № 3.
После приостановки производственной деятельности на три года в 2007 году ОАО «Ленинградсланец» возобновило работы по добыче горючего сланца.
По состоянию на 08.04.2013г. все шахты (кроме шахты им.Кирова) затоплены вместе с абсолютно новым немецким горнопроходческим оборудованием, рабочее наземное оборудование вывезено (распродано на металлолом) , а сланцеперегонный завод уничтожен. Производится демонтаж всех металлических конструкций и сдача их в металлолом местными жителями и не только.
15.06.2018 ОАО „Ленинградсланец“ было ликвидировано.
Руководство
Поляков Сергей Витальевич, генеральный директор[3]
Примечания
- ↑ Блохин А. И., Зарецкий М. И., Стельмах Г. П., Фрайман Г. Б. «Энерготехнологическая переработка топлива твердым теплоносителем»
- ↑ данные ОАО «Ленинградсланец»
- ↑ 47 NEWS (Статья «У ОАО „Ленинградсланец“ — новый генеральный директор», 20/07/2009 11:58)
Ссылки
http://www.lenoblinform.ru/municipalnye-obrazovaniya/slancy/slancevskoe-gorodskoe-poselenie/
Трамвай Комсомольска-на-Амуре
Трамвай Комсомольска-на-Амуре — трамвайная система в Комсомольске-на-Амуре, до приостановки трамвайного движения — самая восточная трамвайная система в России. Открыта 6 ноября 1957 года. На 2017 год располагала самым большим количеством вагонов РВЗ-6М2 среди всех трамвайных систем России — 19 штук, эти вагоны являлись основой подвижного состава.
Трамвай Комсомольска-на-Амуре | |
---|---|
Описание | |
Страна | Россия |
Расположение | Комсомольск-на-Амуре |
Дата открытия | 6 ноября 1957 |
Дата закрытия | 1 октября 2018 |
Эксплуатант | МУП «Трамвайное управление» |
Маршрутная сеть | |
Число маршрутов | 5 (с 1 апреля 2018 года оставалось 3) |
Подвижной состав | |
Число вагонов | 37 (2018) |
Основные типы ПС | РВЗ-6М2, 71-605, 71-605А, ЛМ-93, ЛМ-99, ГС-4, ВТК-24, ТК-28 |
Технические данные | |
Ширина колеи | 1524 мм |
Стоимость проезда | 25 рублей (последняя стоимость перед его закрытием) |
Электрификация | 600В |
Схема маршрутов | |
Медиафайлы на Викискладе |
С 1 октября 2018 года трамвайное движение приостановлено[1] из-за отсутствия средств на ремонт аварийного путепровода на пути трамваев из депо на маршруты. Летом 2020 г. глава города объявил предварительную дату вероятного возобновления движения трамваев — начало 2022 г.
История
Трамвайное движение в городе было открыто 6 ноября 1957 года, открывали движение вагоны КТМ/КТП-1. Было открыто движение трамваев на участке завод «Амурсталь» — посёлок Мылки.
В 1958 году трамваи пошли по линии пл. Металлургов — ул. Пермская (Набережная).
5 декабря 1961 года открылось движение по участку пл. Металлургов — Дзёмги.
С апреля 2011 года стоимость проезда составляла 13 рублей, с 15 марта 2013 года — 14 рублей, с 10 апреля 2014 года — 15 рублей, с 10 апреля 2015 года — 18 рублей, с 21 апреля 2016 года — 21 рубль.
Трамвайные перевозки осуществляло МУП «Трамвайное Управление» (МУП ТУ).
С 1 апреля 2018 года, в связи с реконструкцией Комсомольского шоссе и для погашения многомиллионных долгов по налогам, упразднён маршрут № 5, связывающий Центральный и Ленинский районы города. Работы по демонтажу рельсов и контактной сети на протяжении от площади Металлургов до Уральской улицы с последующей продажей 15 километров рельсов позволили избежать банкротства предприятия. После этого в городе осталось 3 маршрута, все в Центральном районе.
С 1 октября 2018 года движение всех трамваев приостановлено на неопределённый срок в связи с аварийным состоянием путепровода на проспекте Мира[2].
Городская администрация собиралась ликвидировать МУП, но депутаты не одобрили выделение денег из бюджета на эти цели[3]. Впоследствии ликвидация предприятия всё же началась, однако, по заявлению администрации города, только лишь для того, чтобы избежать накопления долгов, а в будущем планировалось создать новое муниципальное предприятие. По состоянию на июль 2020 г. процедура ликвидации МУП ТУ пока не окончена. По заявлению главы города, после её завершения, планируется создание нового объединённого муниципального трамвайно-автобусного предприятия по аналогии с хабаровским МУП «ГЭТ».
Планируется восстановление движения после погашения задолженности предприятия[4].
За время, пока трамвайное движение приостановлено, несколько нерабочих трамвайных вагонов успели продать на металлолом (РВЗ-6М2 и ЛМ-93), но большая часть вагонов продолжают храниться на территории трампарка, в частности, 16 пассажирских вагонов, готовых к эксплуатации, стоят в помещении депо и охраняются. Один из трамваев предложено оставить в качестве памятника[5], но эта идея была не реализована.Трамвай на железнодорожном вокзале
Mаршруты
Трамвайная система на карте города по состоянию на 2015 год
Закрытые
Закрытые маршруты | |||
№ | Конечные пункты | Маршрут | Примечание |
---|---|---|---|
0 | площадь Металлургов — ул. Амурская | проспект Ленина — Комсомольское шоссе — ул. Амурская | |
1 | Железнодорожный вокзал — посёлок Амурсталь | Магистральное шоссе — ул. Пирогова — пл. Володарского — проспект Ленина — пл. Металлургов — проспект Мира — ул. Вагонная — ул. Павловского — ул. Заводская — ул. Металлургов | Работа маршрута приостановлена с 1 октября 2018 года в связи с аварийным состоянием путепровода на пр. Мира |
2 | Железнодорожный вокзал — Речной вокзал | Магистральное шоссе — ул. Пирогова — пл. Володарского — проспект Ленина — пл. Металлургов — проспект Мира — аллея Труда — пл. Юности — проспект Мира — ул. Набережная | Работа маршрута приостановлена с 1 октября 2018 года в связи с аварийным состоянием путепровода на пр. Мира |
3 | Речной вокзал — посёлок Амурсталь | ул. Набережная — проспект Мира — пл. Юности — аллея Труда — проспект Мира — пл. Металлургов — проспект Мира — ул. Вагонная — ул. Павловского — ул. Заводская — ул. Металлургов | Работа маршрута приостановлена с 1 октября 2018 года в связи с аварийным состоянием путепровода на пр. Мира |
4 | Речной вокзал — Дзёмги | ул. Набережная — проспект Мира — пл. Юности — аллея Труда — проспект Мира — пл. Металлургов — проспект Ленина — Комсомольское шоссе — ул. Амурская — ул. Запорожская — ул. Уральская — ул. Калинина | Ходил только по праздничным дням.Закрыт с 1 апреля 2018 года в связи с закрытием ветки «Площадь Металлургов — Дзёмги» и физическим демонтажем путей на ней |
5 | пл. Металлургов — Дзёмги | пл. Металлургов — проспект Ленина — Комсомольское шоссе — ул. Амурская — ул. Запорожская — ул. Уральская — ул. Калинина | Закрыт с 1 апреля 2018 года в связи с закрытием ветки «Площадь Металлургов — Дзёмги» и физическим демонтажем путей на ней |
Трамвайный парк
Трамвайный парк | |||||
Парк | Дата открытия | Нумерация вагонов | Адрес | Обслуживаются маршруты | Примечание |
---|---|---|---|---|---|
МУП «Трамвайное Управление» | 6 ноября 1957 год. | 0, (Служебные), 0х, 0хх, 0ххх (Служебные) | г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Вокзальная, 24 | 1,2,3 |
Подвижной состав
Подвижной состав на момент остановки движения | |||
Фото | Модель | Количество | Примечание |
---|---|---|---|
РВЗ-6М2 | 17 вагонов | Бортовые номера 01, 05-07, 21, 22, 24, 141, 143, 146, 149, 150, 153, 162—165. | |
КТМ-5М3 | 9 вагонов | Бортовые номера 32-40, некоторые модернизированы со сменой системы управления | |
ЛМ-93 | 9 вагонов | Бортовые номера 14-16, 41-46, некоторые вагоны модернизированы со сменой системы управления | |
ЛМ-99К | 2 вагона | Бортовые номера 100, 101. |
Примечания
- ↑ С 1 октября Комсомольск-на-Амуре лишится трамвая
- ↑ С 01 октября движение трамваев всех маршрутов будет приостановлено в связи с аварийным состоянием путепровода. kmscity.ru. — Официальный сайт органов местного самоуправления г. Комсомольска-на-Амуре. Дата обращения: 25 сентября 2018.
- ↑ komсity.ru • новости
- ↑ komсity.ru • новости
- ↑ www.dvnovosti.ru // На площади Володарского в Комсомольске могут поставить посмертный памятник трамваю
Ссылки
- На Викискладе есть медиафайлы по теме Трамвай Комсомольска-на-Амуре
- Фотогалерея первых трамваев Комсомольска
- График движения со списком остановок (2006)
- Фотогалерея
- Фотографии (внизу страницы)
Самборский хлебокомбинат
Самборский хлебокомбинат — предприятие в городе Самбор Львовской области Украины.
Самборский хлебокомбинат | |
---|---|
Тип | открытое акционерное общество |
Год основания | 1967 |
Год закрытия | 2018[1] |
Расположение | СССР → Украина, Самбор |
Отрасль | пищевая промышленность |
Продукция | хлебобулочные изделия |
Материнская компания | «Хлібпром» (2004 — 2018) |
История
1944 — 1967
В ходе Великой Отечественной войны с 29 июня 1941 года до 7 августа 1944 года райцентр Самбор Самборского района Дрогобычской области УССР был оккупирован немецкими войсками. При отступлении гитлеровцы сожгли, разрушили и взорвали свыше 500 зданий и строений (в том числе, городскую электростанцию и промышленные предприятия). Общий убыток городскому хозяйству составил 10,7 млн. рублей, однако вскоре после освобождения города началось его восстановление[2].
В сентябре 1944 года начали работу ремонтный завод и кирпичный завод, в начале ноября 1944 года дала первый ток городская электростанция, что обеспечило возможность восстановления других предприятий. Хлебопекарное производство в Самборе пришлось восстанавливать фактически заново — в 1944 году здесь действовала всего одна небольшая пекарня на две печи[2].
В соответствии с четвёртым пятилетним планом восстановления и развития народного хозяйства СССР после окончания войны в Самборе был построен хлебозавод, ставший одним из крупнейших предприятий города[3]. В дальнейшем, этот хлебозавод был преобразован в хлебокомбинат (основные производственные операции на котором были механизированы и его мощность в 1966 году составляла 30 тонн хлеба и хлебобулочных изделий в сутки)[2].
1967 — 2018
В соответствии с восьмым пятилетним планом развития народного хозяйства СССР в Самборе был построен новый хлебокомбинат производственной мощностью 65 тонн хлебобулочных изделий в сутки, который был введён в эксплуатацию в 1967 году[2].
В целом, в советское время хлебозавод (а позднее — построенный в 1967 году новый хлебокомбинат) входили в число крупнейших предприятий города[3][2][4][5].
После провозглашения независимости Украины хлебокомбинат перешёл в ведение Государственного комитета пищевой промышленности Украины. В июле 1995 года Кабинет министров Украины утвердил решение о приватизации комбината[6]. В дальнейшем, государственное предприятие было преобразовано в открытое акционерное общество. В июне 1999 года Кабинет министров Украины передал комбинат в коммунальную собственность Львовской области[7].
В 2004 году хлебокомбинат вошёл в состав ОАО «Концерн Хлебпром»[8].
В августе 2006 года на комбинате была установлена полностью автоматизированная универсальная линия по производству подового белого и чёрного хлеба мощностью 18 тонн хлеба в сутки. В это время плановая мощность предприятия составляла 55 тонн хлебобулочной продукции в сутки[8].
В начале 2018 года руководство ЗАО «Хлебпром» приняло решение о закрытии Самборского хлебокомбината. После закрытия предприятия в начале февраля 2018 года около 50 из 170 работников комбината встали на учёт в Самборском центре занятости населения как безработные, но некоторое количество было трудоустроено на Львовском хлебозаводе № 1 и Львовском хлебозаводе № 5 (также находившихся в собственности ЗАО «Хлебпром»)[1].
Деятельность
Комбинат производил хлебобулочные изделия.
Примечания
- ↑ 1 2 Концерн «Хлібпром» закрив хлібокомбінат у Самборі і переносить виробництво до Львова // «ZAXID.NET» от 5 февраля 2018
- ↑ 1 2 3 4 5 Самбір, Самбірський район, Львівська область // Історія міст і сіл Української РСР. Львівська область. — Київ, Головна редакція УРЕ АН УРСР, 1968.
- ↑ 1 2 Самбор // Большая Советская Энциклопедия. / редколл., гл. ред. Б. А. Введенский. 2-е изд. том 37. М., Государственное научное издательство «Большая Советская энциклопедия», 1955. стр.656
- ↑ Самбор // Большая Советская Энциклопедия. / под ред. А. М. Прохорова. 3-е изд. том 22. М., «Советская энциклопедия», 1975.
- ↑ Самбор // Украинская Советская Энциклопедия. том 9. Киев, «Украинская Советская энциклопедия», 1983. стр.445
- ↑ «00381717 Самбірський хлібокомбінат«
Постанова Кабінету міністрів України № 538 від 20 липня 1995 р. «Про доповнення переліку об’єктів, що підлягають обов’язковій приватизації у 1995 році» - ↑ «952077 ВАТ «Самбірський хлібокомбінат»«
Постанова Кабінету міністрів України № 951 від 3 червня 1999 р. «Про передачу повноважень з управління державними корпоративними правами Раді міністрів Автономної Республіки Крим, міністерствам, іншим центральним і місцевим органам виконавчої влади» - ↑ 1 2 На «Самборском хлебокомбинате» установлена полностью автоматизированная универсальная линия по производству хлеба мощностью 18 т в сутки // «Про Агро.UA» от 23 августа 2006
Ссылки
Электроаппарат (завод, Ростов-на-Дону)
Электроаппарат — некогда крупное ростовское-на-дону оборонное предприятие, выпускавшее электронное и радиорелейное оборудование гражданского и военного назначения.
Завод располагался на территории в 27,5 гектар. По адресу: город Ростов-на-Дону, проспект Михаила Нагибина, 40. Рядом находится одноимённый сквер «Электроаппарат». Количество сотрудников на начало 2000-х годов — 1200 человек.
История
Дата основания 1955 год.
Салказанов Георгий Николаевич, История отечественного радио. Радиопромышленность южных регионов СССР: «Основанный в начале 50-х как завод оборонной промышленности «Электроаппарат» именовался первоначально «Ростовский завод «Электроаппарат». Затем стал ПО «Электроаппарат». 1993 г. по 2004 г. именовался ФГУП «Электроаппарат». С 2004 г. реорганизован в ОАО «Электроаппарат». Многопрофильное предприятие электронной промышленности, которое производило оборонную продукцию. Но одновременно являлся и крупным производителем магнитофонов и магнитофонов-приставок марки «Орбита» различных модификаций. Завод производил также усилители для домашних радиокомплексов марки «Орбита», музыкальные центры «Орбита», антенные приставки «Дон», цветомузыкальные установки «Ростов-Дон»».
Военная продукция: Телефонные и телеграфные аппараты, оборудование проводной связи и уплотнения, кроссово-коммутационное оборудование, аппаратура передачи данных; Телетайпы и техника факсимильной связи; системы и средства радио, радиорелейной, тропосферной, космической, КШМ войск связи. (похоже, это общие категории в базе данных)
Выпускал гражданскую звуковоспроизводящую аппаратуру под марками: «Ростов-Дон», «Орбита» …
Юридическое лицо ОАО «Электроаппарат» было ликвидировано 15 июня 2018 года.
24.12.2020г. На месте бывшего завода «Электроаппарат» в районе ТРЦ «Горизонт» могут появиться жилые многоэтажки. Об этом в ходе заседания совета по инвестициям сообщил градоначальник Ростова-на-Дону Алексей Логвиненко. В настоящее время территория находится в частной собственности.
Ссылки
https://www.list-org.com/company/235306
https://www.kommersant.ru/doc/568206
https://rostov.rbc.ru/rostov/28/03/2018/5abbb7549a79477812975be0
https://www.computer-museum.ru/connect/radio_rele.htm
http://veteran.priozersk.com/articles/1705
https://stat.mil.ru/Information.htm