Тип объекта: Культура Месторасположение: Кострома, Россия Охраняемость: нулевая Состояние: среднее
Описание
Интереснейший памятник костромского культового зодчества середины XVII в., обладающий при традиционной объемной композиции своеобразными фасадной структурой и убранством. С XVI в. здесь известны две деревянные приходские церкви – одна «с трапезою» и двумя престолами: Сретения Владимирской иконы Божьей Матери и Николая Чудотворца, другая – Вознесенская, которая к 1628 г. была уже разобрана, видимо, по ветхости. В первой половине 1650-х гг. (около 1654 г.) на месте этих церквей сооружена каменная Вознесенская церковь. На рубеже XVII-XVIII вв. с запада пристроена трапезная с Никольским приделом (освящен в 1701 г.) и шатровой колокольней. В первой половине XVIII в. позакомарное покрытие церкви изменено на четырехскатное, а южный портал превращен в окно. В 1835 г. к храму с севера пристроен притвор.
Кирпичное, с первоначальной обмазкой, а позднее оштукатуренное здание принадлежит к характерному для местной архитектурной школы типу пятиглавых, двустолпных и трехапсидных храмов. Его внушительный кубический объем с пониженными полукружиями апсид поставлен на подклет и выглядит монументальным, несмотря на утрату луковичных глав с цилиндрическими барабанами, которые все были световыми. Асимметрию в общее построение здания вносят более низкая бесстолпная трапезная с приделом, сдвинутая с продольной оси к югу, и небольшой притвор с севера.
Трапезная и шатровая трехъярусная колокольня воссозданы КСНРПМ в 1980-х гг. по проекту архитектора Л. С. Васильева (реставрационные работы не завершены). Сильно рельефное членение фасадов необычно для храмов Костромы XVII в. Стены четверика разделены горизонтальными тягами на подклет и два яруса. Широкие и короткие лопатки членят ярусы на отдельные прясла, трактованные как филенки, «окантованные» полувалом. В них размещены арочные окна (почти все растесаны) и нишки-киоты с обрамлениями и килевидными фронтонами. Перспективные порталы боковых фасадов сдвинуты с их центра к востоку. Необычен подчеркнуто широкий карниз с поребриком и уникальным для Костромы поясом из пятиугольных нишек, широко известных в предшествующей архитектуре XV-XVI вв., особенно в Новгороде. В завершении каждого фасада – ряд из четырех полукруглых кокошников. У трапезной – характерные для московского барокко рубежа XVII-XVIII вв. рамочные наличники с разорванными фронтонами и обрамление проема на западном фасаде в стиле барокко середины XVIII в., с ушами и замковым камнем. Около южного угла западного фасада в стену трапезной вставлена белокаменная резная надгробная плита с датой 1652 г.
В интерьере два квадратных в плане столба с подпружными арками между ними и стенами поддерживают коробовые своды трех продольных нефов храма. Между столбами в центре был расположен более крупный средний барабан, сохранивший лишь свое основание; меньшие барабаны были сильно сдвинуты к концам боковых нефов и поставлены на дополнительные арки. Апсиды перекрыты коробовыми сводами с конхами. Подклет имел плоское деревянное перекрытие. У трапезной имелся сомкнутый свод с распалубками над проемами. В интерьере церкви сохранились фрагменты стенного письма начала ХХ века. Живопись клеевая, в основном на сводах и подпружных арках. Наиболее сохранная композиция на своде центрального компартимента перед иконостасом – «распятие с предстоящими». Письмо профессиональное, с академическим владением рисунком. На арках многоцветные розетки типа архитектурного лепного декора. Колорит росписей испытывает влияние цветовой гаммы модерна. Пробное раскрытие свидетельствует, что роспись выполнена по побелке, под которой просматриваются остатки масляной живописи XIX века. Определенно, интерьер храма обновляется в связи с подготовкой к торжествам по случаю 300-летия Дома Романовых. Художественное убранство храма, иконостас – не сохранились.
Текущее состояние — находится в реставрации. Фрески утеряны, голые стены и оконные проемы.