Тип объекта: Заводы Месторасположение: Батуми, Грузия Охраняемость: частичная Состояние: плохое
Описание
История БНТ уходит корнями в XIX век и теснейшим образом связана с историческими событиями развития каспийской нефтяной индустрии.
К 1876 году Людвиг Нобель, основатель империи братьев Нобель, заручившись расположением императора России, фактически утвердился в роли главного нефтяного магната Баку, «черной жемчужины» Каспия. Менее чем за десять лет, благодаря усердию и старанию Нобеля, Россия опередила США по объемам добычи «черного золота», а уровень технической оснащенности нефтеперерабатывающей промышленности Баку достиг передового статуса в глобальном масштабе. Во второй половине XIX века НПЗ Баку производили больше половины всего российского керосина.
В 1883 году «Товарищество братьев Нобель» осуществило строительство своего первого нефтехранилища в городе Батуми. С появления этого объекта и ведет свою историю нынешний Батумский нефтяной терминал.
Удивительно, но в те годы транспортировка керосина в Тбилиси из Соединенных Штатов (почти за 13 000 км) обходилась гораздо дешевле, чем его доставка из Баку (около 550 км).
Ситуация изменилась в 1883 году, когда барон Альфонс Ротшильд, чьи НПЗ в Адриатике остро нуждались в дешевой российской нефти, финансировал строительство железной дороги из Баку до черноморского порта Батуми. В 1886 году Ротшильды основали свое знаменитое «Каспийско-Черноморское нефтяное общество», которое построило в Батуми ряд нефтехранилищ и торговых предприятий на существующих площадях Батумского нефтяного терминала. Новая железная дорога Баку-Батуми практически моментально превратила Батуми в один из важнейших нефтяных портов мира.
5 января 1892 года Маркус Самуэль, основатель компании «Шелл», получил официальное разрешение провести через Суэцкий канал новейший нефтяной танкер. Самуэль стремился осуществить свой замысел – разрушить монополию «Рокфеллер Стандарт Ойл» по поставкам керосина на Дальний Восток. Американская компания поставляла керосин дальневосточным потребителям в жестяных контейнерах, груженных на суда, по морю в обход мыса Надежды. Маркус Самуэль же, в партнерстве с Ротшильдом, открыл альтернативный путь через Батуми и Суэцкий канал, который оказался намного дешевле.
22 июля 1892 года нефтяной танкер «Мьюрекс», спроектированный Маркусом Самуэлем, покинул английский порт Вест Хатлпул и направился в Батуми. На Батумском нефтяном терминале в танкер загрузили керосин производства «Товарищества братьев Нобель». 22 августа 1892 года «Мьюрекс» прошел через Суэцкий канал и направился в Сингапур для разгрузки на складах компании «Шелл».
После прихода советской власти, производство было отнято у частный компаний и стало государственным предприятием, снабжав нефтью западную часть Бывшей СССР а излишки шли на экспорт. Во времена Советской власти были увеличены производственные мощности данного завода и терминала. Было построено несколько огромных цехов и прочая промышленная инфраструктура.
Самое новое здание было построено в 1976 году. На территории также располагались подстанция, подземные и наземные трубопроводы, столовая, административный корпус, лаборатория, котельная, автопарк и даже собственное рыбное хозяйство.
После распада СССР работа завода была приостановлена, в 1990-е года завод полностью был разграблен. По состоянию на Июнь 2020 года территория завода полностью заброшена.
Находясь в соседстве с остатками действующего терминала, охране всё-таки есть до вас дело, хотя если не привлекать внимания вас скорее всего и не увидят сквозь густую растительность.
На территории можно осмотреть два огромных цеха, при желании можно подняться на крышу одного из них. Также можно заглянуть в лабораторию и в здание рыбного хозяйства, где есть большой бассейн, заросший кустами.
Скорее всего в ближайшие пару лет все здания будут снесены.