Баня-прачечная Полтавской психбольницы (Полтава)

Баня-прачечная Полтавской психбольницы (Полтава)

Тип объекта: Учреждения Месторасположение: Полтава, Украина Охраняемость: незначительная Состояние: аварийное

Описание

История старинного кирпичного дома на берегу живописного пруда овеяна некоторыми тайнами и слухами. Строительство его окончено в 1903 году — над парадным входом указан год.

Он очень похож на усадьбу какого-нибудь помещика, однако официальной информации об этом нет. Есть легенда о том, что здесь проживал помещик, которому принадлежало село Ивонченцы. Но достоверно известно что в 1920-30-е годы здание использовалось местной психиатрической лечебницей, немецкий штаб во время ВОВ, а в 1950-х годах вновь психбольницей в качестве бани-прачечной, о чем свидетельствуют следы перепланировки (перегородки, закутки, оконца для выдачи белья) и характерно окрашенные наполовину масляной краской стены. Пруд рядом и по сей день называют «прачкой». В 1980-х годах большая часть дома была уже заброшена, а оставшаяся стала насосной станцией психбольницы.

Раньше в здании валялись остатки бутылочек из под мазей, очень старые этикетки, стояли шкафы для стерилизации инструментов — сейчас все вынесли, как и остатки газовой трубы и другого железа. Эти предметы говорили о больничном прошлом. Последний ремонт дом пережил в 1950-х годах, что было ясно по черепице с клеймом «МБЗ» — Малобудищанского завода, которого давно не существует. Можно предположить что здание изначально строилось для больницы. Валентин Милявский (психиатр, когда-то работавший в психбольнице) в книге «Главы из истории Полтавской психиатрической больницы» пишет: «в 1905 году отстроено здание бани-прачечной». Но тогда не совпадает год постройки.

Были попытки восстановить здание. В 2000-х годах сооружена кирпичная пристройка с соблюдением общей стилистики. В конце нулевых стало известно что дом был выкуплен под частный особняк, там велись строительные работы и намечалась только внутренняя перепланировка. Но дело не пошло. В 2010-х годах дом лишился чердака, по которому можно было смело лазать. Сейчас в пристройке дежурит сторож, который присматривает за рыбным прудом, а на заднем дворе держит на привязи собачку. Вдоль пристройки растет виноград, который никто не запрещает кушать.

После того, как крышу разобрали, дом начал разрушаться еще быстрее. Лестница на второй этаж разрушена, поэтому забираться туда проблемно. Внутри много хлама и строймусора, а второй этаж богат растительностью. Внутри еще сохранились некоторые интересные архитектурные детали, например сводчатый потолок. Присутствует полуразрушенная печная труба, которая стала похожа на камин. Есть подвал с арочными элементами, в который несложно попасть. Фасад обращен почти на пруд, а с противоположной стороны есть еще один выход — наверное он вел в некогда красивый сад.

Одна из легенд гласит что в 1918-1919 гг. в этом здании располагался штаб Петлюры. А еще есть слух о том, что в этой психбольнице лечился сам Юрий Кондратюк (он же Шаргей), а возможно даже и содержался в этом корпусе. А вот писатель-классик Андрей Головко действительно с 1924-1927 лежал в этой психбольнице после убийства жены и дочери, и даже начал писать там свой роман «Бурьян» — как раз в тяжелые для больницы времена, сопровождавшиеся высокой смертностью и скученностью пациентов. Как знать, может этот роман был написан им в этих стенах.

Фото и описание состояния объекта на сентябрь 2019.