Тип объекта: Города Месторасположение: Республика Коми, Россия Охраняемость: нулевая Состояние: плохое
Описание
В 1960-е годы на 42-м километре магистральной линии Сысольской узкоколейной железной дороги (Кировская область) появился крупный лесной посёлок — Копса.
По состоянию на 1989 год, в Копсе было 5 локомотивов, в Сысоле — 9 (или 10). Станция Сысола работала круглосуточно, в 3 смены, а станция Копса — в две смены. Население посёлка Копса составляло приблизительно 400 — 500 человек. Здесь было депо, отделение связи, магазины, проживали многие рабочие, трудившиеся на лесозаготовках. Действовала телефонная связь со станцией Сысола. Когда-то (возможно, до 1994 года) телефонные аппараты действовали на каждом разъезде УЖД, к 2004 году — только здесь.
По данным на сентябрь 1997 года, пассажирский поезд сообщением Сысола – Копса курсировал почти ежедневно. Помимо него, утром каждого рабочего дня из Сысолы в Копсу (и далее) отправлялся рабочий поезд, по сути, также являющийся пассажирским.
Долгое время (как минимум, до 2004 года) на протяжении учебного года пассажирский поезд сообщением Копса — Сысола курсировал по понедельникам, вторникам, четвергам и субботам. В понедельник из Копсы в Сысолу ехали дети школьного возраста, проживающие в посёлке Копса. В субботу школьники возвращались домой.
Установленная скорость движения поезда была 18 км/час. Плата за проезд не взималась (по утверждениям местных жителей, она не взималась никогда). В случае, если кто-то из жителей Копсы внезапно заболевал, в любой день организовывался «санитарный» выезд поезда либо тепловоза.
В 2006 году из республиканского бюджета Коми были выделены средства для переселения из ветхого и аварийного жилищного фонда. В число последних попали жители поселка Копса. Причиной переселения жителей поселка стало отсутствие рабочих мест и труднодоступность поселка – до него можно доехать только по узкоколейке.
В 2007 году завершилось расселение посёлка Копса. Пассажирское движение на узкоколейной железной дороге было прекращено.