30-я береговая батарея (Максим Горький I) (Крым)

30-я береговая батарея (Максим Горький I) (Крым)

Тип объекта: Военное Месторасположение: Крым, Россия Охраняемость: полная Состояние: отличное

Описание

Постройка батареи береговой обороны была начата на возвышенности Алькадар в 1913 году. Изначально батарея имела номер 26. Строительство батареи шло быстрыми темпами, но в 1915 г. работы по строительству батареи были приостановлены, так как изготовлявшиеся для нее в Петрограде башенные установки и оборудование были использованы для срочного усиления береговой обороны на Балтике (морская крепость Императора Петра Великого). Однако работы по строительству батареи не были полностью прекращены, и к осени 1917 г. Строительство батареи возобновилось в 1928 году. К середине 1934 г. был завершен монтаж внутреннего оборудования, инженерных коммуникаций и произведен пробный отстрел обеих орудийных башен и первой очереди системы управления стрельбой «Баррикада». Батарея номинально вступила в строй, хотя различные доделки и исправления на ней велись еще в течение шести лет.
Башенная береговая батарея №30 состояла из следующих основных сооружений:
– орудийного блока с двумя башнями;
– командного пункта с боевой рубкой, бронированной дальномерной рубкой, центральным постом и радиорубкой;
– отдельного блока электрической трансформаторной подстанции.
Была вооружена двумя 305-мм двухорудийными башенными установками «МБ-2-12».
Хранение снарядов в погребах осуществлялось в штабелях, а их подача к транспортерам перегрузочных отделений – с помощью храповых тележек на монорельсах. Полузаряды хранились в погребах в штатных металлических футлярах на стеллажах сотового типа.
Для поддержания температурно-влажностного режима в помещениях имелась система паровоздушного калориферного отопления (пар вырабатывался двумя подземными котельными). Силовая станция орудийного блока имела воздухоохладительную установку.
Первая боевая стрельба 30 Б. Б. в обороне Севастополя 1941 —1942 была проведена 1. 11. 1941 по частям германской подвижной группы Циглера в р-не станции Альма (ныне Почтовое). За два месяца боевых действий 30 Б. Б. произвела по разным данным от 1034 (Журнал боевых действий 1-го ОАД) до 1234 снарядов, что привело к полному износу орудий. В янв. —февр. 1942 специалистами ленинградского завода «Большевик», Артиллерийского ремонтного завода №1127 ЧФ (бригадиры С. И. Прокуда и И. Сечко), совместно с личным составом батареи в течение 16 суток были произведены не имеющие аналога в мировой практике работы по замене орудийных стволов.
Готовясь весной 1942 к решающему штурму Севастополя и понимая всю важность «форта Максим Горький -1» (немецкое название батареи) в системе его обороны, противник сосредоточил для борьбы с 30 Б. Б. мощную группу тяжелой артиллерии, в том числе специально доставленные из Германии 600-мм мортиры «Карл». и 800-мм железнодорожную пушку «Дора».
Во второй половине дня 6 июня 1942 года противник применил для обстрела батареи №30 сверхмощную артиллерию – две 600-мм мортиры «Карл». Ему удалось вывести из строя вторую башню, в которой была пробита броня и повреждено орудие. Кроме того, на позицию батареи авиация противника сбросила 1000-кг бомбы. В ночь на 7 июня башня усилиями бригады рабочих под руководством бригадира С. И. Прокуды и личного состава батареи была введена в строй, но могла действовать только одним орудием. 7 июня произошло попадание 600-мм снаряда в первую башню. Второе попадание было в бетонный массив батареи, снаряд пробил трехметровый железобетон и повредил отделение химических фильтров батареи. К 10 июня батарея №30 могла стрелять только двумя орудиями, по одному орудию в каждой башне. Инженерные сооружения сухопутной обороны были полностью разрушены и завалены. Бруствер представлял собой бесформенную массу камней, осколков металла и воронок, ДОТы – уничтожены.
Для штурма батареи были назначены германские 213-й полк, 1-й и 2-й батальоны, 132-й саперный полк и 1-й батальон 173-го саперного полка. Личный состав батареи вместе с частью бойцов и командиров оборонявшейся в р-не Любимовки 95-й СД сражался в подземных сооружениях еще больше недели, неоднократно предпринимая попытки прорваться из окружения. В следующие дни противник пытался выкурить защитников батареи из помещений с помощью подрывных зарядов, бензина и горючих масел. В результате взрывов в башенных установках произошли сильные пожары и помещения заполнились дымом. 22 июня 6-й батальон 173-го саперного полка был заменен 3-м батальоном 2-го саперного полка. 25 июня 1942 г. командир батареи майор Г. А. Александер вышел через водосток и на следующий день был захвачен в плен, а затем расстрелян. 26 июня ударная группа противника ворвалась внутрь блока и захватила 40 пленных. Большая часть гарнизона погибла от взрывов или задохнулась в дыму.

После освобождения Севастополя в 1944 г. началось восстановление объектов береговой обороны. Ввиду невозможности восстановления сильно поврежденных в 1942 г. 305-мм двухорудийных башенных установок МБ-2-12 их было решено демонтировать и заменить двумя трехорудийными башенными установками того же калибра снятыми с линкора «Фрунзе» (бывший «Полтава»).
Башни были существенно модернизированы. Путем изменения конструкции механизмов заряжания и переходу к постоянному углу заряжания 6 градусов (прибойники были сняты с качающихся частей орудий и установлены стационарно на боевом столе башни) удалось повысить скорострельность до 2, 25 выстрелов в минуту. Угол возвышения орудий увеличением подъемных секторов довели с 25 до 40 градусов, что позволило повысить дальность стрельбы этих артиллерийских установок со 127 до 156 кабельтовых (снарядом образца 1911 г.).

Противооткатные устройства также подверглись модернизации. Вместо тормоза отката безвакуумного типа установили тормоза отката вакуумного типа и независимый пневматический накатник с плавающим поршнем. В конце 1952 – начале 1953 гг. качающиеся части прошли заводские испытания и проверены стрельбой на полигоне.

27 июня 1956 г. дивизион был включен в боевой состав 1-й очереди. В течение двух последующих лет он производил практические и состязательные стрельбы главным калибром. Позже стрельбы производились только из 45-мм учебных стволиков.

Последний раз батарея стреляла в 1958 году. Снимали фильм «Море в огне». Орудия развернули в сторону Мекензиевых гор. В результате во многих домах близлежащих сел повылетали стекла, у некоторых домов даже сорвало крыши.

10 апреля 1960 г. дивизион был передан в состав 778-го отдельного артиллерийского полка. 1 июля 1961 г. этот полк был расформирован, а дивизион переформирован в 459-ю отдельную артиллерийскую батарею (штат кадра) и переподчинен начальнику ракетных частей флота.

8 сентября 1961 г. батарею перевели на штат мирного времени и возвратили в состав восстановленного 778-го отдельного артиллерийского полка. 20 декабря того же года батарею опять перевели на штат кадра. Впоследствии ее опять переформировали в дивизион, сохранив прежний номер.

15 января 1966 г., в связи со вторым и теперь уже окончательным расформированием 778-го артиллерийского полка, 459-й башенный артиллерийский дивизион был передан в состав 51-го отдельного берегового ракетного полка Береговых ракетно-артиллерийских войск Черноморского флота.

С апреля 1974 г. дивизион находился в составе 417-го отдельного берегового ракетно-артиллерийского полка. В июне 1991 г. полк этот был переформирован в 521-ю отдельную ракетно-артиллерийскую бригаду Береговых войск ЧФ, а в ноябре – в 632-й отдельный ракетно-артиллерийский полк.

В 1997 личный состав 30-ки был переведен на Кавказское побережье, а фортификационные сооружения передали взводу консервации.

Летом 2004 г. 30-я батарея отметила 70-летие своего пребывания в составе Черноморского флота.

2017 год: в настоящее время вокруг батареи активно ведутся строительные работы и подземные изыскания (МЧС, МО и поисковые отряды). Всё раскопано: найдены и восстановлены окопы и землянки, обезврежены десятки снарядов и мин, дальномер и командный пункт расконсервированы и открыты. В ближайшем будущем, территория батареи, включая её саму, станет крымским филиалом парка "Патриот" МО РФ. Охраняется многочисленными чопами. Проход и проезд запрещён.