Рдейский Монастырь (Новгородская область)

Рдейский Монастырь (Новгородская область)

Тип объекта: Культура Месторасположение: Новгородская область, Россия Охраняемость: нулевая Состояние: среднее

Описание

На границе Новгородской и Псковской областей раскинулось Рдейское болото — одно из самых крупных и труднопроходимых в Европе. У его восточного края, в семи километрах от «большой земли», на берегу одноименного озера высятся руины Рдейского монастыря. Попасть сюда можно только в суровые зимы, когда глубокая топь замерзает. Местные жители сравнивают монастырь с Китежем.

Основан как мужской во второй половине XVII века. В.В.Зверинский в своей книге «.о православных монастырях в Российской империи» указывает на существование обители в 1670-1688 годах. В историко-статистическом описании 1859 года приводится подпись, которая была на кресте на предалтарном иконостасе в церкви Успения (1700-1710 годов). «Лета 7200 (1692) марта в 10 поставлен животворящий крест в обитель преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев, рекомые Рдейские, на месте идеже водружен руками преосвященного Корнилия, митрополита Великаго Новгорода и Великих Лук водрузися». Из подписи также следует, что строительство пустыни связано с именем Никиты Васильевича Торопченкова.

Первой каменной постройкой обители стала церковь Успения, законченная в 1710 г.

В 1764 году по указу о секуляризации духовной собственности монастырь упразднили. Все монастырские земли перешли в казну, церковное имущество — в иные монастыри Новгородской епархии. От всего комплекса осталась только церковь Успения, переведенная в 1780 году в разряд приходских. Позже, из-за значительной удаленности от какого бы то ни было жилья, приход был переведен в деревню Наволок.

Дальнейшая судьба монастыря была связана с богатым купцом Александром Николаевичем Мамонтовым. После тяжелой и продолжительной болезни Александр Николаевич отошел от дел мирских и занялся делами церковными. В 1880 году он становится попечителем приходской церкви в Наволоке, в 1883 году, не без его инициативы, приход вновь переводится в церковь Успения бывшей Рдейской пустыни и, наконец, в 1887 году по указанию Синода монастырь открывается вновь, как женская «житейская обитель с училищем для малолетних детей». Этому открытию немало поспособствовало предоставление Мамонтовым капитала в 6.000 рублей.

Благодаря материальной поддержке Мамонтова в монастыре развернулось большое строительство. По описанию 1890 года, кроме каменной церкви Успения в монастыре была еще деревянная часовня, два жилых корпуса (двухэтажный деревянный и трехэтажный полукаменный), хозяйственные постройки, погреба, конюшни, сараи для дров и склады для провизии, хлебный амбар, прачечная и баня, каретный двор.

В 1890 году игуменья Евсевия получает разрешение строить каменную ограду вокруг монастыря. Каменной, она была, правда, только с восточной стороны, в то время как с других сторон — деревянной. Ограда, остатки которой и сегодня встречают путников, была возведена после 1893 года.

Далее Мамонтов ходатайствует о строительстве в Рдейской пустыни нового каменного храма на 750 человек. В августе 1896 года по приглашению игуменьи Евсевии в монастырь прибыл новгородский епархиальный архитектор А. Н. Дьяков, который пришел к выводу, что церковь Успения находится в аварийном состоянии.

Строительство новой церкви Успения началось в 1898 году и было закончено в 1902-ом. Мамонтов пожертвовал на строительство 150.000 рублей, однако расходы перекрыли смету более чем в два раза. Стоимость строительства составила 350.000 руб. Автором проекта являлся академик Каминский, исполнителем работ — архитектор Борютин. Иконостас выполнил московский мастер Захаров.

Александр Николаевич Мамонтов не дожил до завершения строительства, но его сын довел дело до конца. Освящение храма состоялось 19 сентября 1902 года. Интересно отметить, что храм был оборудован более чем современной системой парового отопления. В подвале был котел (его остатки видны и сегодня), который нагревал воду, пар от которой, поступая по трубам наверх, обогревал все здание.

Монахинь разогнали после революции, храм закрыли в 1932 г.

По свидетельствам местных жителей постройки монастыря сильно пострадали во время войны, когда по ним нанесли удар немецкие войска. Сохранились только руины Успенского собора и фрагмент восточной части каменной монастырской ограды.

Сегодня о былом величии монастыря напоминает иконостас из белого мрамора и остатки итальянской плитки. Ее вывез отсюда экономный председатель колхоза, когда старую монастырскую дорогу еще не поглотило болото. Плитка и по сей день покрывает пол районной бани. Металл сорвали с куполов хозяйственные колхозники, а церковная штукатурка — вся в автографах деревенских ребят.