С-25 «Беркут» (Московская область)

С-25 «Беркут» (Московская область)

Тип объекта: Военное Месторасположение: Московская область, Россия Охраняемость: нулевая Состояние: аварийное

Описание

Постройки военного городка. Здесь вы увидите столовую, различные склады, солдатскую баню и строение автопарка. Расположенные рядом дома офицеров ныне открыты и можно пройти внутрь: хозяев уже давно нет. Там можно столкнуться с так называемым феноменом остановившегося времени в духе писателей-фантастов: офицерский китель на вешалке, записная книжка в прихожей, игрушки, книжки и школьные тетрадки в детских комнатах и т. д.

Желательно взять с собой фонари, если хотите осмотреть внутренние помещения: как несложно догадаться, электропитание и освещение в постройках отсутствует.

История:

В 1950—1955 гг. была разработана и развернута вокруг Москвы практически непреодолимая для авиации зенитно-ракетная система противовоздушной обороны — два кольца зенитных ракетных комплексов.
Решение о создании этой системы было принято правительством в августе 1950 г. Сталин поставил задачу сделать оборону Москвы такой, чтобы через нее не мог проникнуть ни один самолет. Создание непроницаемой московской системы ПВО, наряду с атомным оружием и средствами его доставки — баллистическими ракетами, стало одной из важнейших государственных оборонных задач. Для ее решения были приняты особые меры.
Сразу стоит заметить, почему ПВО должны были прикрывать в первую очередь Москву. Объяснение здесь видится достаточно простым: все руководство Государством, а стало быть и вооруженными силами, было централизованным, т. е., осуществлялось из Москвы. Естественно, что противник при нападении на СССР стремился бы любыми силами и как можно быстрее уничтожить центр управления государством и армией – тем самым обезглавить страну.
Организация работ по системе «Беркут» (так была названа будущая система ПВО Москвы) была возложена на специально для этого образованное в аппарате Л. П. Берии управление, вскоре преобразованное в Третье главное управление (ТГУ) при Совете министров СССР.
В составе министерства вооружений, в обстановке глубочайшей секретности, создается головная организация по разработке системы — мощное Конструкторское бюро N° 1 (КБ-1 (ныне это – НПО «Алмаз») ). Его начальником становится заместитель министра вооружений К. М. Герасимов. Главными конструкторами «Беркута» назначаются известный с довоенных лет специалист в области радиотехники П. Н. Куксенко и окончивший только в 1947 г. факультет радиолокации Военной академии связи С. Л. Берия. Заместителем главного конструктора «Беркута» был назначен А. А. Расплетин (который позже станет генеральным конструктором С-25 «Беркут» и других, более поздних систем).
Вопреки веками установившемуся порядку создания оружия, военные в разработке «Беркута» не выступали заказчиками. Разработка проводилась в режиме строжайшей секретности, в том числе — это трудно себе сегодня представить — и от высших руководителей министерства обороны. Конечно, сам факт работы над новой огромной системой ПВО от них не скрывался, да и не мог быть скрыт. Но существо работ по «Беркуту» держалось в тайне.
В соответствии с указанием Сталина, система ПВО Москвы должна была обладать возможностью отражения массированного налета авиации противника с участием до 1 200 самолетов. Возможно, данные о вероятности нападения такого количества самолетов, предоставили ему специалисты, а может быть, Сталин находился под впечатлением сведений о налетах англо-американской авиации на Германию в конце Второй мировой войны. Как известно, в этих налетах участвовали авиагруппы по 12 — 22 и более самолетов, при этом в одном вылете принимало участие до 1 200 самолетов.
Расчеты показали, что для создания надежной системы круговой обороны Москвы от воздушного нападения потребуется 56 многоканальных зенитных ракетных комплексов с РЛС секторного обзора и пусковыми установками ракет, размещенных на двух кольцах. На внутреннем кольце, на расстоянии 45-50 километров от центра Москвы, было намечено разместить 22 комплекса, на внешнем кольце, на расстоянии 85-90 километров, — 34 комплекса. Комплексы должны были располагаться на расстоянии 12-15 километров друг от друга, так, чтобы сектор огня каждого из них перекрывал сектора комплексов, находящихся слева и справа, создавая сплошное поле поражения.
Позже, при передаче системы войскам, зоны ответственности всех полков были разбиты на четыре равных сектора, в каждом из которых находилось 14 зенитных ракетных полков ближнего и дальнего эшелонов. Каждые 14 полков образовывали армейский корпус. Система из 56 комплексов стала основой Первой армии ПВО особого назначения.
Радиолокационной станции секторного обзора 10-сантиметрового диапазона был присвоен индекс Б-200. Комплекс сооружений с радиолокатором Б-200 в конструкторской документации получил название ЦРН (центральный радиолокатор наведения), в войсковой документации — РТЦ (радиотехнический центр). Пятидесяти шести станциям Б-200 предстояло решать все задачи по обнаружению воздушных целей и наведению на них ракет В-300 в границах своих секторов. Каждая станция, имея двадцать стрельбовых каналов, должна была обеспечивать одновременное наблюдение за двадцатью целями и наводить на них до двадцати ракет. Впервые одна станция должна была производить обзор пространства, сопровождать цели и наводить ракеты.
Разработка системы велась невероятными темпами. От начала выпуска технической документации до изготовления экспериментальных образцов проходило не более двух месяцев. Работали, как правило, допоздна, иногда — ночами и без выходных.
Работая круглосуточно, конструкторы требовали того же и от летчиков, совершающих облеты станции. Подмосковная погода не баловала, и тогда был образован специальный летный отряд, укомплектованный первоклассными летчиками. Под их ответственность, им разрешалось летать в любую погоду. Они летали в самых невероятных климатических условиях. К счастью, аварий удалось избежать. Эти бесстрашные люди делали все, чтобы конструкторы смогли в кратчайший срок выполнить свою программу.
Разработка и производство станции Б-200 шли одновременно. 20 сентября 1952 года опытный образец Б-200 был разобран, погружен в железнодорожный эшелон и отправлен на полигон Капустин Яр для стрельбовых испытаний с ракетами В-300. Таким образом, с момента постановки задачи создать совершенно новый вид вооружений — систему зенитного управляемого оружия и рождения идей, положенных в основу ее решения, до проведения стрельб по самолетам-мишеням прошло менее трех лет. Возможность такого сегодня нельзя представить не только наяву, но и во сне!
25 мая 1953 года управляемой ракетой был впервые сбит самолет-мишень ТУ-4. Он упал неподалеку, и все начальники, и испытатели поехали осматривать место его падения. Радость была такая, что, позабыв об опасности, люди расхаживали вблизи остатков самолета. Вдруг раздался взрыв. Все бросились на землю. К счастью, никто не пострадал — взорвался элемент гидросистемы. Однако впоследствии доступ к сбитым самолетам был запрещен.
В 1953 году по настоянию группы военных, указывавших на чрезмерную сложность эксплуатации системы и ее низкую эффективность, были проведены сравнительные испытания зенитной артиллерии и системы «Беркут». Сначала по мишеням стреляли артиллеристы. Казалось, все небо заволокло разрывами зенитных снарядов, однако радиоуправляемые мишени пролетели сквозь эти разрывы без потерь. После этого «в бой» вступили ракетчики. На глазах у всех первая же мишень были сбита первой же ракетой. Лишь после этих сравнительных стрельб у артиллеристов отпали последние сомнения в эффективности зенитного управляемого ракетного оружия.
Программа комплексных испытаний «Беркута» была завершена. Однако после смерти Сталина и ареста Берии наступило затишье. Никто в новом руководстве СССР не мог принять решения о ее дальнейшей судьбе. Наконец, решили провести так называемые контрольные испытания, не предусмотренные программой. Повлияли три фактора. Во-первых, степень секретности работ была такова, что многие руководители высокого ранга не знали о том, что за система создается. Во-вторых, недоверие к Берии и его людям, курировавшим систему, было слишком велико. В третьих, со стороны гражданских и военных, были как сторонники, так и противники принятия системы на вооружение.
Кроме того, к срочному проведению испытаний подтолкнули события 29 апреля 1954 года. Это был, пожалуй, самый неприятный день советской ПВО… В тот день три американских бомбардировщика В-47 вторглись в пределы СССР и вышли… на рубеж Новгород-Смоленск-Киев. Как считают специалисты, с оружием на борту, не исключено, что и с ядерным. Но что могла противопоставить им отечественная ПВО? Вышли В-47 на высоте, недосягаемой для зенитной артиллерии и самолетов-перехватчиков.
Во второй половине 1954 года на полигоне Капустин Яр был развернут полномасштабный штатный комплекс системы С-25, после чего 1 октября 1954 года начались государственные испытания системы с ракетой 205, а с 30 октября этого же года — государственные испытания системы с ракетой 207. Для их проведения была назначена комиссия, в которую вошли генеральные и главные конструкторы, представители министерств и ведомств.
Сразу после проведения завершающего этапа начались бурные дебаты членов госкомиссии о том, принимать или не принимать систему С-25 на вооружение. Все военные члены комиссии считали, что система настолько сложна, что принимать ее сразу на вооружение не следует. Надо принять в опытную эксплуатацию на один год, а после этого, без дополнительных испытаний, передать ее на вооружение и поставить на боевое дежурство. Эту точку зрения разделяли председатель государственной комиссии маршал Николай Яковлев и главнокомандующий Войсками ПВО страны Маршал Советского Союза Сергей Бирюзов.
Гражданские члены комиссии во главе с начальником Военно-промышленной комиссии Василием Рябиковым, академиком Александром Щукиным, генеральными конструкторами Расплетиным и Лавочкиным считали, что систему надо сразу принимать на вооружение и ставить на боевое дежурство, а войска следует обучать прямо во время несения боевого дежурства.
Разделившись на две группы, государственная комиссия так и не смогла прийти к единому решению, и Хрущеву были изложены две точки зрения. На заседании Совета обороны СССР о результатах госиспытаний докладывал маршал Яковлев. Он объективно рассказал о достоинствах системы, но одновременно доложил и о том, что войска еще не освоили сложной техники, а потому систему С-25 еще нельзя принимать на вооружение и ставить на боевое дежурство.
Итоги заседания подвел Никита Хрущев. Его мнение было таково: если техника готова, то нечего тянуть время — надо принимать ее на вооружение как можно скорее. А на боевое дежурство ее можно будет поставить после года эксплуатации. Приехавший с заседания Совета обороны Расплетин рассказал: «Были заслушаны военные и мы. Хрущев подвел итоги: техника новая, надо военным не бояться, а принимать ее в эксплуатацию». Система С-25 была принята на вооружение Советской Армии. Хрущеву никто не стал возражать.
7 мая 1955 года постановлением ЦК КПСС и правительства система С-25 была принята на вооружение. Столица загородилась ракетным частоколом. Потребовалось всего чуть больше четырех с половиной лет! Именно этой дате посвящено основание данного тайника – 50-летию принятия на вооружение первого зенитного управляемого ракетного оружия.
Впервые ракеты комплекса (В-300) были открыто показаны на военном параде 7 ноября 1960г. Она заняла место в классификации США как SA-1 и НАТО как “Guild”.
И еще один момент. Иностранные, в частности, американские источники (к примеру тот же Globalsecurity. org), хотя и отмечают, что комплекс С-25 «Беркут» представлял собой в свое время олицетворение современнейших технологий, но все же неустанно повторяют, что комплекс был безумно громоздким, технически несовершенным, неориентированным на борьбу с перспективными самолетами НАТО. Оставим эти утверждения на их совести, заметив лишь, что комплекс простоял на вооружении 30 (!) лет и после первого мая 1960 г., когда под Свердловском С-75 (перевозимые зенитные ракетные системы на базе С-25) сбила считавшийся американцами неуязвимым высотный самолет-разведчик U-2, пилотировавшийся Пауэрсом, количество желающих проверить надежность советского комплекса свелось к нулю.
Несмотря на давность разработки, многие характеристики ЗРС С-25 остались уникальными и по сей день. До сих пор нигде в мире нет ЗРС, способных автономно обнаруживать и сопровождать одновременно 20 целей, наводя на них 20 ракет.

Текст (с) Hurrier9000.