Тип объекта: Военное Месторасположение: Московская область, Россия Охраняемость: незначительная Состояние: плохое
Описание
Один из 56 стартовых комплексов системы ПВО С-25, окружающих Москву. Стартовые позиции давно не используются, некоторые застроены дачными участками, некоторые сохранились в качестве дислокаций мобильных комплексов ПВО С-300.
На данном объекте прямо на так называемой «Ёлке»
располагаются дачи министерства обороны, есть пара участков на которых сохранились бункеры. В чьей-то собственности. В лесу рядом несколько бункеров, внутри естественно уже ничего не осталось. Далее по дороге Действующие позиции ПВО С300 (С400) 1-й зрдн «Салаки». Если углубиться дальше в сторону рыбхоза Гжель, с правой стороны Шлагбаум, за ним разбитый КПП, и несколько бункеров. В самом большом видимо стоит радио аппаратура, он ухожен и охраняется. Рядом стоят несколько машин. Ходят солдатики, хотя мне с фотоаппаратом никто не препятствовал. Странно.
Небольшая Историческая справка…
С-25
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
С-25 Беркут — стационарная зенитно-ракетная система (SA-1 Guild по классификации НАТО). Была принята на вооружение в СССР в 1955 г. Предназначалась для обороны г. Москвы от ударов средств воздушного нападения противника. Являлась первой в мире действующей ЗРС.
Дальнейшим развитием идей, заложенных в С-25, стало создание мобильного С-75.
Система ПВО С-25 Беркут.
В начале 1953 года в окрестностях Подмосковья было начато строительство системы противовоздушной обороны С-25 «Беркут».
По информации из разных источников, завершение строительства системы приходится на 1957-1958 год.
Элементы системы располагаются на двух бетонных дорогах опоясывающих Москву. Так выглядели бетонные кольца ПВОУ местных жителей эти дороги называются «Бетонка» или просто «Кольцо ПВО». Первое кольцо располагается на расстоянии 45-50км от центра города, второе на расстоянии 80-90км. Дороги достаточно долгое время имели бетонное покрытие, затем, в конце восьмидесятых, были расширены и заасфальтированы поверх бетона. Сейчас кольцевые дороги используются как обычные федеральные дороги, некоторым участкам присвоены федеральные или областные номера. Общая протяженность подъездных путей составляет больше 2000 километров. Американская разведка, определила приоритетность программы по использованному количеству бетона равному годовому объему производства бетона в СССР.
Вдоль кольцевых дорог располагаются собственно сами стартовые комплексы. Всего стартовых комплексов было построено 56, из них 22 на внутреннем кольце и 34 на внешнем. Каждый стартовый комплекс состоял из четырех составляющих:
* Стартовых позиций.
* Комплекса Центрального Радара наведения (ЦРН).
* Комплекса жилых и административных зданий.
* Электроподстанции.
Стартовые позиции разворачивались в сторону зоны ответственности подразделения, отстояли от бетонного кольца на 1,5 – 5 км. Стартовые позиции. Стартовые столы распологались справа от дороги.На стартовых позициях в среднем располагалось около 60 ракет В-300, чего было достаточно для одновременного обстрела 20 целей. В зависимости от особенностей местности, а так же взаимного расположения комплексов количество ракет, на стартовом комплексе могло варьироваться. Стартовый комплекс представлял из себя сеть подъездных дорог выпоенных в форме перевернутой елочки. Внешний вид стартового комплекса виден на спутниковой фотографии. Ракеты устанавливались на стартовых столах расположенных вдоль поперечных подъездных дорог, по три штуки на каждый стрельбовой канал, и каждую поперечную дорогу. В начале стартовых позиций располагался гараж или капонир для колесной техники. В начале и в центре стартовых позиций, как правило, находится несколько заглубленных железобетонных бункеров, используемых в качестве убежищ личного состава, распределительных и коммутационных подстанций. По сложившейся в то время традиции стартовые позиции имели кодовое наименование «Выгон», в отчетах на этом сайте Вы можете встретить название «Елочка». Следует заметить что хотя стартовые позиции и сильно по похожи друг на друга, на местности и в деталях выглядит совершенно по разному.
В 1,5-2х километрах от стартовых позиций располагался ЦРН, совмещенный с командным центром. ЦРН представляет собой заглубленное в землю железобетонное сооружение, размером в плане около 150х80 метров. Конструкция бункера была рассчитана на прямое попадание тысяча килограммовой авиационной бомбы. Перед железобетонным бункером со стороны расположения стартовых позиций, располагались две антенны наведения и четыре антенны передачи команд. Со стартовыми позициями имелась линия проводной связи, по которой передавались команды на запуск ракет, а так же принимались команды о готовности к запуску. Внутри железобетонного сооружения располагалось:
* Радар Б-200.
* Аналоговая электронно-вычислительная машина управления огнем БЭСМ.
* Аппаратура ЦРН.
* Рабочие места операторов.
* Резервные дизель-генераторы.
* Резервная энергоподстанция.
* Помещения для отдыха личного состава.
* Склады.
* Оружейная комната.
* Фильтровентиляционная установка.
* Система кондиционирования.
Бункер имел чрезвычайно мощную систему вентиляции и кондиционирования. ЦРН. Там где сейчас кучи мусора раньше располагались антенны. Рядом с ЦРН располагались подземные хранилища воды и дизельного топлива, а так же несколько зданий, не выясненного назначения, предположительно столовая и мастерские. Подходы к стартовому комплексу прикрывались долговременными огневыми точками, не имевшими ходов сообщения с бункером. ДОТы располагались как непосредственно на самом сооружении так и вблизи от него.
В 3-5 километрах от стартовых позиций и ЦРН располагался жилой городок.
Стартовый комплекс обслуживался 30 офицерами и 450 солдатами, структурно был организован в полк.
В состав системы ПВО С25 так же имелись шесть баз хранения и снаряжения ракет. Базы были расположены внутри малого бетонного кольца. Так же система С25 использовала в своих интересах радар ПВО страны А-100 для дальнего обнаружения целей, и несколько аэродромов истребительной авиации.