Тип объекта: Архив Месторасположение: Санкт-Петербург, Россия Охраняемость: незначительная Состояние: плохое
Описание
«РУССКИЙ ДИЗЕЛЬ» (Выборгская наб., 17), открытое акционерное общество, крупнейшее в стране предприятие по производству дизелей, пионер в этой отрасли. Осн. в 1862 как завод «Людвиг Нобель», в 1912 завод перешел в руки акционерного общества, но его фактическим владельцем оставалось семейство Нобелей. Завод выпускал полевые арт. орудия, лафеты, снаряды, паровые машины и котлы разл. систем, подъемные краны, станки и др. оборудование для пром. предприятий, насосы для нефтепроводов, водопровода, шахт и др. целей. В 1890-х гг. начато производство двигателей внутр. сгорания; в 1899 создан двигатель, работавший на сырой нефти, что явилось крупным шагом в дизелестроении. В нач. 20 в. здесь создан судовой дизельный двигатель, благодаря чему появился новый вид водного транспорта — теплоход. После окт. 1917 завод национализирован (с 1919 «Рус. дизель»), специализировался на выпуске судовых дизелей. В годы Вел. Отеч. войны 1941-45 завод выпускал корпуса мин, насосы для откачки воды, в послевоенные годы строил мощные судовые дизельные агрегаты, которыми был оснащен почти весь танкерный и промысловый флот, а также корабли ВМФ и корабли серии командных комплексов управления космическими объектами. Двигатели завода поставлялись во мн. страны мира. В 1988 в пос. Кирпичный завод Всеволожского района началось стр-во предприятия по производству дизель-редукторных агрегатов и дизель-генераторов для оснащения мор. и речных судов и дизель-электростанций, к-рое вошло в производств. объединение «Р. д.». В нач. 1990-х гг. завод акционирован, в 1999 петерб. завод признан банкротом и закрыт, Всеволожский завод, также именуемый «Р. д.», занят выпуском запасных частей.
Лит.: Механич. завод «Людвиг Нобель», 1862-1912. СПб., 1912; Яшин Е. П. Завод «Русский дизель» — пионер отечественного судового дизелестроения // Двигателестроение. 1996. № 2. С. 6-8.
В. С. Соломко.
Объект снесен в начале 2009 года.
Снесен 1 цех