Предприятия, закрытые в 2005 году

В эту категорию помещаются статьи о предприятиях (промышленных, торговых, транспортных имущественных комплексах, для которых характерны определённое и неизменное местоположение и стабильная отраслевая направленность). Статьи о компаниях помещаются в категории, включённые в категорию «Компании». Например, статья о российской металлургической компании «Русал» будет включена в категории «Металлургические компании России» и «Горнодобывающие компании России». В то же время, статья о входящем в состав Российского алюминия Красноярском алюминиевом заводе будет включена в категории «Предприятия Красноярского края» и «Предприятия цветной металлургии России».

Бывает, что обособленное предприятие является одновременно и компанией. Например, статья о московском ликёро-водочном заводе «Кристалл», не входящем в какие-либо крупные компании, должна включаться, с одной стороны, в категории «Компании Москвы» и «Производители алкогольных напитков России», а с другой стороны — в категории «Предприятия Москвы» и «Предприятия пищевой промышленности».

Материал из Википедии — свободной энциклопедии


Дубовязовский сахарный комбинат

Дубовязовский сахарный комбинат — предприятие пищевой промышленности в посёлке городского типа Дубовязовка Конотопского района Сумской области, прекратившее существование.

Дубовязовский сахарный комбинат
Типоткрытое акционерное общество
Год основания1898
Год закрытия2005[уточнить]
РасположениеДубовязовка
Отрасльсахарная промышленность
Продукциясахар-песок

История

Сахарный завод в 1900г.

Свеклосахарный завод в селе Дубовязовка Конотопского уезда Черниговской губернии Российской империи был построен в 1898 году местным помещиком Кандыбой — после того, как в результате строительства железнодорожной линии Конотоп — Ворожба экономическое развитие прилегающей к ней местности активизировалось. Изначально, работниками завода являлись местные крестьяне, условия работы были тяжёлыми — рабочие жили в бараках, продолжительность рабочего дня составляла 12 — 14 часов, за небольшие нарушения назначались штрафы[1].

В ходе первой русской революции в сентябре 1905 года работавшие на заводе крестьяне-поденщики начали забастовку, вместе с рабочими других сахарных заводов выдвинув требование ввести 8-часовой рабочий день и политические требования. После этого в районе Дубовязовки были размещены на постой казаки[1].

В июне 1917 года на сахарном заводе была создана первичная профсоюзная организация, которая избрала заводской комитет из 17 человек и ввела на предприятии 8-часовой рабочий день и рабочий контроль над производством. В начале сентября 1917 года крестьяне Дубовязовки разделили между собой земли Дубовязовского сахарного завода, перепахали их и засеяли озимыми[1].

В первой половине ноября 1917 года в Дубовязовке была установлена Советская власть и избран ревком из трёх человек, который возглавил слесарь Дубовязовского сахарного завода М. П. Лифаренко. После этого рабочие добились от правления сахарного завода отмены системы денежных штрафов и положения о немедленном увольнении работников, высказавших своё несогласие с заводской администрацией[1].

1918 — 1991

В марте 1918 года наступавшие вдоль линии железной дороги немецкие войска вышли к границе Конотопского уезда. Заводской комитет Дубовязовского сахарного завода и население Дубовязовки оказывали помощь сахаром и иными продуктами частям РККА, которые в течение десяти дней вели оборонительные бои с немецкими частями у разъезда Дубовязовка, но в конце марта 1918 года село оккупировали австро-немецкие войска, которые оставались здесь до ноября 1918 года[1].

В начале января 1919 года село заняли части РККА, сахарный и спиртовой заводы были национализированы, а для обеспечения сахарного завода сырьём был создан совхоз «Дубовязовский», но в дальнейшем территория Конотопского уезда до декабря 1919 года находилась в зоне боевых действий гражданской войны. В декабре 1919 года отступавшие части армии Деникина разграбили завод[1].

Восстановление предприятий началось в 1920 году, в сентябре 1921 года он возобновил работу и в первый сезон произвел 13 920 пудов сахара[1].

В 1923 году Дубовязовка стала центром сельсовета и при сахарном заводе был открыт медпункт, который сыграл значительную роль в охране здоровья местных жителей. В 1925 году в результате объединения Дубовязовского сахарного завода и обеспечивавшего его сырьем совхоза (с 3500 гектарами земли) был создан Дубовязовский сахарный комбинат. В 1926 году от станции Дубовязовка к предприятию была проложена железнодорожная ветка, что позволило увеличить производительность и количество рабочих сахарного завода (до 308 человек)[1].

В ходе индустриализации 1930х годов завод был реконструирован и расширен. В это же время в связи с увеличением объемов производства сахара, посевы сахарной свеклы на территории Дубовязовского района были увеличены[1].

В ходе Великой Отечественной войны с 11 сентября 1941 до 7 сентября 1943 года село было оккупировано немецкими войсками, перед отступлением гитлеровцы полностью разрушили сахарный завод[1].

В 1943 году была отремонтирована заводская электростанция, затем — железнодорожная ветка и заводские мастерские. В дальнейшем, в соответствии с четвёртым пятилетним планом восстановления и развития народного хозяйства СССР (1946 — 1950 гг.) сахарный комбинат и свеклосовхоз были полностью восстановлены[2], также была построена новая ТЭЦ[1].

В 1960 году предприятие произвело 250,1 тыс. центнеров сахара, в 1965 году — 471,7 тыс. центнеров сахара[1].

В целом, в советское время сахарный комбинат входил в число ведущих предприятий посёлка[2][3][4]. На балансе комбината находились заводской клуб, поселковая библиотека, медпункт, а также жилые дома и иные объекты социальной инфраструктуры[1].

После 1991

После провозглашения независимости Украины комбинат перешёл в ведение государственного комитета пищевой промышленности Украины[5].

В июле 1995 года Кабинет министров Украины утвердил решение о приватизации сахарного комбината и обеспечивавшего его сырьём Дубовязовского свеклосовхоза[5]. В дальнейшем, государственное предприятие было преобразовано в открытое акционерное общество.

В июне 1999 года Кабинет министров Украины передал комбинат в коммунальную собственность Сумской области[6].

В июле 2005 года Дубовязовский сахарный комбинат стал банкротом[7], остановил работу[8] и в дальнейшем прекратил своё существование[9].Завод после закрытия

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Дубов’язківка, Конотопський район, Сумська область // Історія міст і сіл Української РСР. Сумська область. — Київ, Головна редакція УРЕ АН УРСР, 1967.
  2. ↑ 1 2 Дубовязовка // Большая Советская Энциклопедия. / редколл., гл. ред. Б. А. Введенский. 2-е изд. том 15. М., Государственное научное издательство «Большая Советская энциклопедия», 1952. стр.259
  3.  Дубовязовка // Большая Советская Энциклопедия. / под ред. А. М. Прохорова. 3-е изд. том 8. М., «Советская энциклопедия», 1972.
  4.  Дубовязовка // Украинская Советская Энциклопедия. том 3. Киев, «Украинская Советская энциклопедия», 1980. стр.477
  5. ↑ 1 2 «00372977 Дубов`язівський цукровий завод«
    Постанова Кабінету міністрів України № 538 від 20 липня 1995 р. «Про доповнення переліку об’єктів, що підлягають обов’язковій приватизації у 1995 році»
  6.  ««372977 ВАТ «Дубов’язівський цукрокомбінат»»»«
    Постанова Кабінету міністрів України № 951 від 3 червня 1999 р. «Про передачу повноважень з управління державними корпоративними правами Раді міністрів Автономної Республіки Крим, міністерствам, іншим центральним і місцевим органам виконавчої влади»
  7.  Дубовязовский сахарный комбинат объявлен банкротом // газета «Голос України«, № 145 (3645) от 9 августа 2005
  8.  «По данным облуправления перерабатывающей промышленности, на Сумщине не работают Воронежский, Дубовязовский, порезаны на металлолом Терновский и Дружбенский сахзаводы«
    Виктория Мирошниченко. Кириковский к пуску готов! // газета «Ваш Шанс» (Сумы), № 52 от 27 декабря 2006
  9.  Владимир Сурков. Несладкий юбилей Харитоненко // «Данкор online» от 24 октября 2012

Завод им. Никольского

Машинострои́тельный заво́д и́мени А. А. Нико́льского — машиностроительный завод в Новочеркасске.

Машиностроительный завод им. А.А. Никольского

Проходная завода имени Никольского
Год основания1887
Год закрытия2005
Прежние названияЧугунно-литейный завод Ф.Фаслера
ОснователиФаслер Ф. Х.
Расположение Российская империя →  СССР →  РоссияНовочеркасск,
Ростовская область
ОтрасльМашиностроение

История

Основан немцем Ф. Фаслером в 1887 году как слесарная мастерская в городе Новочеркасске на проспекте Платовском, 69.

Разросся до чугуно-меднолитейного завода. В 1925 году, после национализации присвоено имя профсоюзного деятеля А. А. Никольского и стал наименоваться 2-м государственным механическим заводом.

В марте 2000 из-за финансовых затруднений завод вошел в ООО «Машиностроитель». Затем окончательно ликвидирован в 2005 году.

Ссылки


Кельменецкий маслодельный завод

Кельменецкий маслодельный завод — предприятие пищевой промышленности в посёлке городского типа Кельменцы Кельменецкого района Черновицкой области Украины.

Кельменецкий маслодельный завод
Типоткрытое акционерное общество
Год основания1944
Год закрытия2005
Расположение СССР →  УкраинаКельменцы
ул. Жукова, 5
Отрасльмолочная промышленность
Продукциямолочные продукты

История

После того, как в ноябре 1940 года село Кельменцы стало районным центром, началась индустриализация населённого пункта — здесь были организованы несколько кооперативных предприятий, построены электростанция и хлебопекарня и началось строительство шоссейной дороги от селения к железнодорожной станции Ларга[1].

После начала Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года Кельменцы подверглись бомбардировке, а 6 июля 1941 года село было оккупировано немецко-румынскими войсками и до 28 марта 1944 находилось в составе Румынии[1].

В дальнейшем, началось восстановление хозяйства. В 1944 году здесь начал работу молокоприёмный пункт, на базе которого был создан маслодельный завод. Уже в 1944 году завод произвёл первую продукцию и по результатам трудовой деятельности в 1944 году наиболее отличившиеся жители села (в том числе, несколько работников маслозавода) были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»[1].

В следующие десятилетия объёмы производства увеличивались (так, в 1967 году завод выполнил производственный план на 110 %). По состоянию на начало 1969 года маслозавод являлся крупнейшим предприятием райцентра и одним из крупнейших предприятий Кельменецкого района, его продукция продавалась далеко за пределами Черновицкой области[1].

В целом, в советское время завод являлся одним из ведущих предприятий райцентра[2][1][3][4] и входил в число трёх крупнейших предприятий Кельменецкого района[5].

После провозглашения независимости Украины завод перешел в ведение министерства сельского хозяйства и продовольствия Украины[6].

В мае 1995 года Кабинет министров Украины утвердил решение о приватизации завода[6], в дальнейшем государственное предприятие было преобразовано в открытое акционерное общество[7].

В сентябре 2003 года было возбуждено дело о банкротстве маслозавода[7] и в 2005 году предприятие прекратило функционирование.

Деятельность

Завод выпускал сливочное масло, цельномолочную продукцию, твёрдый сыр и технический казеин.

Дополнительная информация

  • в Кельменецком районном трудовом архиве хранятся документы Кельменецкого маслодельного завода за весь период с 1944 до 2005 года.

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 5 Кельменці, Кельменецький район, Чернівецька область // Історія міст і сіл Української РСР. Чернівецька область. — Київ, Головна редакція УРЕ АН УРСР, 1969.
  2.  Кельменцы // Большая Советская Энциклопедия. / редколл., гл. ред. Б. А. Введенский. 2-е изд. том 20. М., Государственное научное издательство «Большая Советская энциклопедия», 1953. стр.499
  3.  Кельменцы // Большая Советская Энциклопедия. / под ред. А. М. Прохорова. 3-е изд. том 12. М., «Советская энциклопедия», 1973. стр.26
  4.  Кельменцы // Украинская Советская Энциклопедия. том 4. Киев, «Украинская Советская энциклопедия», 1980. стр.543
  5.  Кельменецкий район // Украинская Советская Энциклопедия. том 4. Киев, «Украинская Советская энциклопедия», 1980. стр.542-543
  6. ↑ 1 2 Постанова Кабінету міністрів України № 343б від 15 травня 1995 р. «Перелік об’єктів, що підлягають обов’язковій приватизації у 1995 році»
  7. ↑ 1 2 Господарський суд Чернівецької області ухвалою від 15.09.2003 року порушив провадження у справі № 10/272/Б про визнання банкрутом ВАТ «Кельменецький маслозавод» (юридична адреса: Чернівецька область, смт Кельменці, вул. Жукова, 5, код ЄДРПОУ 00447907) // газета «Урядовий кур’єр», № 219 вiд 20 листопада 2003

Ссылки


Маркохим

Маркохи́м (Мариупольский коксохимический завод)  — коксохимическое предприятие в Мариуполе.

Маркохим
ТипОАО
Год основания1889
Год закрытия2005
РасположениеМариуполь, Украина
Отраслькоксохимия
Продукциякаменноугольный кокс, коксовый орешек, коксовая мелочь, коксовый газбензол сырой, каменноугольная смоласульфат аммониясера газовая, раствор отработанный сероочистки (РОС)
Оборот49,069 млн грн (2003)
Материнская компанияМеталлургический комбинат «Азовсталь», ПАО

История

В советское время завод входил в число крупнейших предприятий города[1].

18 ноября 1985 года коксохимический завод им. 60-летия СССР был награждён орденом Трудового Красного знамени[2].

После провозглашения независимости Украины Кабинет министров Украины отменил решение о реконструкции коксовой батареи Мариупольского коксохимического завода (предусмотренного в соответствии с 13-м пятилетним планом развития народного хозяйства СССР)[3].

В 2005 году 84,2% акций завода принадлежало SCM, 9,36% — SCM Limited (Кипр), в начале августа было объявлено о предстоящем слиянии с Металлургическим комбинатом «Азовсталь». Объединение двух предприятий было завершено в декабре месяце этого года[4][5].

На предприятии действовало восемь коксовых батарей, проектная мощность которых составляла 3,65 млн тонн кокса в год.

Выпускаемая продукция: металлургический кокс[6] (основной потребитель — металлургический комбинат «Азовсталь»), коксовый орешек[6] (основной потребитель — Запорожский и Никопольский заводы ферросплавов), коксовая мелочь[6] (основной потребитель — меткомбинат им. Ильича) и коксовый газ[6]. Также производятся химические продукты коксованиябензол сырой, каменноугольная смоласульфат аммониясера газовая, раствор отработанный сероочистки (РОС).

См. также

Примечания

  1.  Мариуполь // Большой энциклопедический словарь (в 2-х тт.). / редколл., гл. ред. А. М. Прохоров. том 1. М., «Советская энциклопедия», 1991. стр.765
  2.  Ежегодник Большой Советской Энциклопедии, 1986 (вып. 30). М., «Советская энциклопедия», 1986. стр.41
  3.  Постанова Кабінету міністрів України № 258 від 14 жовтня 1991 р. «Про перелік об’єктів, на будівництво яких запроваджується мораторій на період проведення надзвичайних заходів щодо стабілізації економіки України та виходу її з кризового стану»
  4.  «Маркохим» вольется в «Азовсталь» 20 декабря // Приазовский рабочий, № 153 от 15 Октября 2005 года
  5.  “Азовсталь” завершает поглощение “Маркохима” // УкрРудПром, 22 декабря 2005 года
  6. ↑ 1 2 3 4 “Маркохим” начал реконструкцию углеподготовительного цеха // УкрРудПром, 28 ноября 2005 года

Литература

  • Молодость приходит с годами, 1961 — «История фабрик и заводов»

Ссылки


Москворецкий пивоваренный завод

Москворе́цкий пивова́ренный заво́д — предприятие пищевой промышленности в Москве.

Москворецкий пивоваренный завод
Год основания1959
Год закрытия2005
Расположение РоссияМосква1-й Варшавский проезд, д. 1а
ОтрасльПивоварение
ПродукцияПиво и безалкогольные напитки

Строительство завода началось в сентябре 1939 года. В июне 1941 года стройка в связи с началом ВОВ была законсервирована и возобновлена лишь в октябре 1948 года. В связи с тяжёлым положением в стране строительство шло медленно, почти 10 лет.

30 июня 1959 года Николаем Петровичем Ласточкиным, главным пивоваром завода, была произведена первая варка Жигулёвского пива. Через две недели после первой варки в июле 1959 года, завод был включён в состав действующих предприятий Управления промышленности продовольственных товаров.

В 1970 году в целях внедрения научно-исследовательских работ, совершенствования технологических процессов, автоматизации производства Москворецкий пивоваренный завод «Росглавпиво» был реорганизован в Москворецкий опытно-экспериментальный пивоваренный завод. Была внедрена линия по непрерывному получению пива, которая позволила значительно увеличить производственную мощность. В сентябре 1975 года завод приступил к выпуску безалкогольных напитков. Также было установлено современное оборудование, вследствие чего рентабельность предприятия возросла.

В январе 1980 года предприятие было переименовано в Москворецкий экспериментальный пивоваренный завод.

В 1983 году завод начал производство пива «Золотое кольцо» в жестяной банке. Продукция пользовалась большой популярностью, но возникли проблемы с производством жестяных банок, и в 1987 году линия была демонтирована. Тогда же было принято решение о ликвидации линии непрерывного брожения.

В 1985 году в связи с антиалкогольной кампанией было произведено сокращение части пивных мощностей в целях расширения производства кваса.

В 1990 году завод перешёл на самофинансирование и начал сотрудничество с компанией «Кока-кола». Была установлена новая линия розлива безалкогольных напитков, затем введена новая, квасоналивная станция. В 1993 году была внедрена линия розлива в ПЭТ-бутылки.

При приватизации в 1993 году предприятие получило название АО Коломенское, но вскоре было преобразовано в ОАО Москворецкий пивоваренный завод. По состоянию на 2000 год завод имел мощность около 7 млн. дал пива в год и 5 млн. дал безалкогольных напитков.

В 2001 году Москворецкий пивзавод был куплен «Центрально-Европейской пивоваренной компанией», затем компанией «Вимм-Билль-Данн» и продан ярославскому производителю фотобумаги компании ОАО «Компания Славич». В 2005 году предприятие закрыто[1].

Продукция завода

В советский период своего существования предприятие производило в основном пиво общепринятых стандартных советских сортов за небольшим исключением: в 1967 году был разработан сорт «Москворецкое», позднее внедрены «Любительское» и «Русь».

После приватизации под названием «Москворецкое» выпускалась большая линейка сортов; в ассортимент завода добавились «Степное», «Берег», «Спартаковское», «Посадское», «Малышев», «Гонец», «Рауш», «Легионер», а также производились и безалкогольные напитки.

Примечания

  1.  Аникин С. А., Свешников К. В., Фатюхин Д. С. Пивоваренные заводы Советского Союза. М., 2008 г.

Ссылки

Этикетки Москворецкого завода


Немировский сахарный завод

Немировский сахарный завод — предприятие пищевой промышленности в городе Немиров Немировского района Винницкой области Украины.

Немировский сахарный завод
Типоткрытое акционерное общество
Год основания1872[1]
Год закрытия2005[уточнить]
Расположениеп. Ковалевка, ул. Калинина, 1
Отрасльсахарная промышленность
Продукциясахар

История

Небольшой сахарный завод в местечке Немиров Брацлавского уезда Подольской губернии Российской империи был построен по распоряжению помещиков Строгановых в 1872 году[1].

Условия труда на заводе были тяжёлыми — продолжительность рабочего дня составляла от 14 до 16 часов, а зарплата была низкой (60-70 копеек в день), что вызывало недовольство и протесты среди рабочих. Экономический кризис 1900 — 1903 гг. осложнил обстановку, и осенью 1903 года рабочие начали забастовку, выдвинув требования вести 8-часовой рабочий день, улучшить условия труда, ввести медицинскую помощь и организовать школьное обучение для детей[1].

Во время первой русской революции рабочие завода участвовали в забастовках и демонстрациях (9 мая 1905 года рабочие сахарного завода организовали митинг, организаторов которого арестовали, однако к начавшим стачку рабочим присоединились крестьяне, прекратившие выходить на работы в имении помещиков — в результате, по распоряжению губернатора, в Немиров прислали два эскадрона драгунов)[1].

1918 — 1991

В ноябре 1917 года в Немирове была установлена Советская власть, но уже в марте 1918 года его оккупировали австро-немецкими войсками (которые оставались здесь до ноября 1918 года), в дальнейшем селение оказалось в зоне боевых действий гражданской войны[1].

18 июня 1920 года части РККА заняли Немиров, через два дня состоялся волостной съезд, на котором были избраны местные органы власти и началось восстановление селения. В июне 1921 года было завершено восстановление электростанции, сахарного и винокуренного завода[1].

В ходе административно-территориальной реформы 7 марта 1923 года Немиров стал центром Немировского района и получил статус посёлка городского типа, что способствовало его дальнейшему развитию. Во второй половине 1920-х годов на сахарном заводе было обновлено оборудование[1].

Уже в 1934 — 1936 гг. завод выпускал в полтора раза больше продукции, чем в 1913 году, среди работников в это время было 89 стахановцев и 36 ударников[1].

В ходе Великой Отечественной войны с 22 июля 1941 до 10 января 1944 года Немиров оккупировали немецкие войска. В феврале 1942 года на сахарном заводе возникла советская подпольная группа (структурное подразделение действовавшей в Немирове подпольной организации, которую возглавлял учитель средней школы, коммунист А. Д. Евдокименко)[1].

После окончания войны завод был восстановлен. В соответствии с четвёртым пятилетним планом восстановления и развития народного хозяйства СССР в 1948 году к Немирову была подведена высоковольтная линия электропередач, что дало возможность увеличить производственную мощность всех предприятий райцентра. В 1950 году объем производства сахара-песка на Немировском сахарном заводе достиг уровня довоенного 1940 года[1].

После газификации города в 1960-х годах началось использование природного газа в производственных процессах. В годы семилетки и восьмой пятилетки (1966 — 1970) завод был реконструирован и оснащён новым оборудованием. В результате, в 1970 году он произвёл 205,6 тыс. центнеров сахара-песка (в 2,6 раз больше, чем в 1940 году и в четыре раза больше, чем в 1913 году)[1].

В целом, в советское время сахарный завод входил в число ведущих предприятий райцентра[1][2][3], на его балансе находились объекты социальной инфраструктуры.

После 1991

После провозглашения независимости Украины завод перешёл в ведение Государственного комитета пищевой промышленности Украины.

В дальнейшем, государственное предприятие было преобразовано в открытое акционерное общество[4].

В феврале 2003 года хозяйственный суд Винницкой области возбудил дело о банкротстве Немировского сахарного завода[4].

В 2004 году завод продолжал перерабатывать свеклу и производить сахар, но завершил сезон сахароварения с убытком[5].

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Немирів, Немирівський район, Вінницька область // Історія міст і сіл Української РСР. Вінницька область. — Київ, Головна редакція УРЕ АН УРСР, 1972.
  2.  Немиров // Украинская Советская Энциклопедия. том 7. Киев, «Украинская Советская энциклопедия», 1982. стр.239
  3.  Немиров // Большой энциклопедический словарь (в 2-х тт.). / редколл., гл. ред. А. М. Прохоров. том 2. М., «Советская энциклопедия», 1991. стр.21
  4. ↑ 1 2 Господарський суд Вінницької області порушив справу № 10/286-03 про банкрутство відкритого акціонерного товариства «Немирівський цукровий завод» // газета «Голос України«, № 36 вiд 25 лютого 2003
  5.  Не всі цукрові заводи Вінниччини будуть працювати в новому сезоні // «20 хвилин» (Винница) вiд 25 лютого 2005

Решетиловская фабрика художественных изделий

Решетиловская фабрика художественных изделий имени Клары Цеткин (укр. Решетилівська фабрика художніх виробів імені Клари Цеткін) — предприятие лёгкой промышленности в посёлке Решетиловка Решетиловского района Полтавской области, прекратившее производственную деятельность.

Решетиловская фабрика художественных изделий
Типколлективное предприятие
Год основания1906
Год закрытия2005
РасположениеРешетиловка
ул. Ленина, 62/1
Отрасльлёгкая промышленность

История

В 1861 году в селе Решетиловка Полтавского уезда Полтавской губернии была создана ткацкая мастерская помещицы Хряпуновой, работники которой помимо изделий хозяйственно-бытового назначения изготавливали украшенные вышивкой художественные изделия[1].

В дальнейшем, во второй половине XIX века Решетиловка становится известна как центр художественного ткачества и вышивки[1][2].

В 1906 году ткацкая мастерская перешла в ведение Полтавского земства[1].

После окончания гражданской войны, в 1921 году на базе ткацкой мастерской была создана артель, отнесённая к категории предприятий местной промышленности и в 1926 году получившая имя Клары Цеткин[1].

В 1929 году на её базе была создана артель «Перемога» из пяти цехов[1].

В 1932 год работники предприятия создали ансамбль песни и пляски (в 1936 году занявший первое место на Всесоюзном конкурсе художественной самодеятельности)[1].

В марте 1937 года в Решетиловке было открыто профессионально-техническое училище (изначально рассчитанное на 76 учеников), готовившее работников швейно-ткацких специальностей и действовавшее во взаимодействии с артелью[1].

После начала Великой Отечественной войны с 22 сентября 1941 года до 23 сентября 1943 года Решетиловка была оккупирована наступающими немецкими войсками, но уже 31 января 1944 года артель возобновила работу и в послевоенное время вновь стала одним из ведущих предприятий[1][2][3][4].

В дальнейшем, предприятие было расширено и механизировано. В 1960 году артель была преобразована в Решетиловскую фабрику художественных изделий имени Клары Цеткин, к 1967 году численность работников фабрики увеличилась до 422 человек. В это время основной продукцией фабрики являлись рубашки, сорочки, блузкискатерти, вышитые полотенца. Образцы продукции экспонировались в СССР и на международном уровне (в том числе на выставках в Брюсселе, Марселе, Монреале и Дамаске)[1].

После провозглашения независимости Украины в условиях экономического кризиса и распада хозяйственных связей положение предприятия осложнилось.

В декабре 1993 года Верховная Рада Украины приняла решение передать фабрику в ведение украинского концерна художественных промыслов «Укрхудожпром», и в январе 1994 года Кабинет министров Украины передал предприятие в состав ОАО «Укрхудожпром»[5] как дочернее предприятие.

До 2000 года на фабрике работало свыше 500 человек[6], предприятие производило ковровые изделия (безворсовые ковры с растительным и геометрическим орнаментом), покрытия для скамеек, гобелены, тканые скатерти, салфетки, полотенца, шторы, а также вышитые национальные костюмы и изделия для художественной самодеятельности (вышитые женские, мужские и детские сорочки и рушники). В 2001 году Фонд государственного имущества Украины выставил на продажу оставшиеся в государственной собственности активы «Укрхудожпром» (в том числе, Решетиловскую фабрику художественных изделий).

В 2005 году фабрика остановила производство и была закрыта[6].

Весной 2016 года было принято решение передать не функционирующую фабрику в коммунальную собственность[6].

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Решетилівка // Історія міст і сіл Української РСР. Полтавська область. Київ, Головна редакція УРЕ АН УРСР, 1967.
  2. ↑ 1 2 Решетиловка // Большая Советская Энциклопедия. / редколл., гл. ред. Б. А. Введенский. 2-е изд. том 36. М., Государственное научное издательство «Большая Советская энциклопедия», 1955. стр.456
  3.  Решетиловка // Большая Советская Энциклопедия. / под ред. А. М. Прохорова. 3-е изд. том 22. М., «Советская энциклопедия», 1975. стр.78
  4.  Решетиловка // Украинская Советская Энциклопедия. том 9. Киев, «Украинская Советская энциклопедия», 1983. стр.270
  5.  Постанова Кабінету міністрів України № 28 від 26 січня 1994 р. «Про державне акціонерне товариство «Укрхудожпром»»
  6. ↑ 1 2 3 Ян Пругло. Непрацюючу ткацьку фабрику ім. Клари Цеткін у Решетилівці передадуть місцевій громаді // интернет-издание «Полтавщина» от 24 мая 2016

Ссылки

страница фабрики в каталоге ведущих предприятий Украины


Серп и молот (завод, Харьков)

Ха́рьковский моторострои́тельный заво́д «Серп и мо́лот» (до 1922 года завод «Гельферих-Саде») — ныне полностью снесённое[2] крупное предприятие сельскохозяйственного машиностроения в Харькове, являлось одним из важнейших предприятий харьковской промышленности[3] и одним из самых крупных предприятий сельскохозяйственных машин в Российской империи и СССР.

Харьковский моторостроительный завод «Серп и молот»
Год основания1881 год[1]
Год закрытия2005
Прежние названиязавод «Гельферих-Саде»
РасположениеХарьковМосковский проспект, 183
Отрасльсельскохозяйственное машиностроение
Награды  

У этого термина существуют и другие значения, см. Серп и молот (значения).

История

1881—1917

Завод был основан в 1881 году и в 1882 году начал выпуск продукции[4].

В 1895 году завод был преобразован в акционерное общество[5], производившее плуги, бороны и иной сельскохозяйственный инвентарь[4], и получил новое наименование: завод земледельческих машин Товарищества «М. Гельферих-Саде» в Харькове[6]. Основателем и владельцем завода был Макс Гельферих — немецкий предприниматель.

1 — 3 мая 1900 года рабочие завода принимали участие в харьковской маевке[5].

Рабочие завода принимали участие в революции 1905 года. На заводе были сформированы рабочие дружины[5], 12 (25) декабря 1905 года началось вооружённое выступление, в подавлении которого участвовали войска и артиллерия. В результате артиллерийского обстрела обрушилась одна из стен завода[7].

В 1911 году на заводе работали 1480 человек[8].

К 1917 году на заводе работали 3 тыс. рабочих (в том числе, 40 большевиков)[6]. 7 сентября 1917 в ответ на распоряжение дирекции завода о закрытии завода фабрично-заводской комитет рабочих и служащих принял решение продолжить производство и возложил управление заводом на специальную комиссию[9].

В 1917 году рабочие завода принимали участие в формировании отрядов Красной гвардии (в общей сложности, за период гражданской войны в Красную гвардию и Красную армию вступили несколько сотен рабочих завода)[5].

1918—1991

4 (17) января 1918 года ввиду того, что правление товарищества М. Гельферих-Саде объявило о закрытии завода и, оставив главную квартиру в Харькове, переехало в Ростов-на-Дону к генералу КалединуСНК РСФСР принял постановление о национализации завода[4] с целью обеспечить продолжение работы завода[10], после чего заводоуправление возглавил рабочий завода В. Вижуков (электрик по специальности)[6]. Завод стал первым национализированным промышленным предприятием Харькова[7].

Сформированный из рабочих завода отряд Красной гвардии участвовал в боях против наступавших немецких войск и войск Центральной рады, которые заняли Харьков 8 апреля 1918 года[6].

В дальнейшем, свыше тысячи рабочих завода, оставшихся в городе, были уволены (некоторые из них участвовали в подпольной деятельности, а также в вооружённом восстании, начавшемся с приближением к городу Красной Армии)[6].

3 января 1919 года в Харькове была восстановлена Советская власть, завод возобновил деятельность и участвовал в выполнении военных заказов. В связи с дефицитом электроэнергии и сырья в 1919 году работали только три цеха завода[6].

После начала наступления ВСЮР, в мае 1919 года 80 % всех рабочих завода (1 тыс. человек) были мобилизованы в РККА[6].

С 24 июня по 12 декабря 1919 года Харьков находился под контролем армии Деникина.

После 12 декабря 1919 года завод возобновил выполнение военных заказов для РККА (здесь был отремонтирован бронепоезд, освоен ремонт артиллерийских орудий и пулемётов)[6].

В 1920 году общая численность рабочих завода составляла 800 человек (из них 16 коммунистов и 25 комсомольцев)[6].

После окончания гражданской войны завод был реконструирован[6].

В 1922 году завод получил новое название: 1-й государственный завод сельскохозяйственного машиностроения «Серп и молот»[5]. Также, в 1922 году был построен стадион «Серп и молот»[7].

В 1923 году в состав завода «Серп и молот» была включена промышленная инфраструктура бывшего завода сельскохозяйственных машин Мельгозе.

К концу 1925 года довоенные производственные мощности завода были восстановлены. В 1926 году на заводе были созданы первые ударные бригады[11].

В 1927/1928 году 88,3 % выпускаемой заводом продукции составлял ручной и конный сельхозинвентарь[8].

К 1928 году по объёмам выпуска продукции завод на 83 % превысил уровень довоенного 1913 года[11].

В ходе индустриализации СССР завод был реконструирован по проекту проектного института «Гипротракторосельхозмаш»[12].

В первые пятилетки завод освоил производство тракторных молотилок[4], к 1935 году завод (численность работников которого увеличилась до 8869 человек) полностью перешёл на их производство[8]. Также, в 1929—1940 гг. заводом было освоено производство свеклокопателей и зерноочистительных машин[5].

После начала Великой Отечественной войны завод сразу был привлечён к выпуску продукции военного назначения; с приближением линии фронта была проведена эвакуация заводского оборудования в Саратов (где в результате объединения саратовского завода «Сотрудник революции», харьковского завода «Серп и молот» и части коллектива саратовского завода «Трактородеталь» был создан саратовский завод «Серп и молот»)[13]. В ходе боевых действий и в период оккупации производственные помещения завода были разрушены, но после освобождения Харькова завод был восстановлен и в 1944 года начал выпуск сельскохозяйственной техники[4].

В 1949 году на заводе «Серп и Молот» было создано специальное конструкторское бюро (СКБ) по двигателям для сельхозмашин[14].

В 1950 году завод начал массовое производство бензиновых двигателей для прицепных комбайнов[5].

В 1953 году на заводе были начаты работы по созданию первого в СССР лёгкого дизельного двигателя для сельхозмашин мощностью 48 кВт (серийное производство двигателя СМД-7 началось в 1958 году, после завершения испытаний)[14].

В 1958 году завод начал выпуск дизельных двигателей серии СМД для тракторов, комбайнов и иной техники[5].

В 1962 году завод освоил выпуск дизельного двигателя СМД-14 мощностью 60 кВт.

25 июля 1966 года завод был награждён орденом Ленина[15].

1 июня 1967 года завод изготовил миллионный дизельный двигатель[16]. В 1967 году производственные мощности завода включали в себя 39 автоматических и 125 поточных линий[17].

На 1971 год в составе завода было 14 основных и 12 вспомогательных цехов.

К началу 1974 года «Серп и молот» выпускал ежегодно около 190 тысяч двигателей более чем 100 модификаций различного назначения — для установки на лесопромышленные трактора, зерно- и кормоуборочные комбайны и другую технику[18].

В 1975 году завод стал головным предприятием производственного объединения «Серп и молот»[1][5].

В конце 70г.г. разработана концепция нового семейства 6-ми цилиндровых дизелей СМД-31, СДц/Сп = 120×140 мм, которые впоследствии выпускались в серийном производстве завода «СиМ» основные:

  • двигатели СМД-31А мощностью 225 л. с. — для зерноуборочного комбайна «Дон-1500»;
  • двигатели СМД-31, СМД-31.01 — для тракторного зерноуборочного комбайна «СК-10» и универсального энергетического средства (УЭС) «Полесье-250» мощностью 250 л. с.;
  • двигатель СМД-31Б.04 — для кормоуборочного комбайна «ДОН-680» мощностью 280л. с.

Как надежные комбайновые двигатели семейства СМД31 они получили применение на комбайнах «Славутич», «Лан», «Олимп», «Обрий».

В плане опытно-конструкторских работ были разработаны варианты двигателей на базе СМД-31 для тракторов ХТЗ, дизельных электрических агрегатов и др. машин. Изготовлены опытные образцы, проведены эксплуатационные испытания, однако необходимость во внедрении отпала.

Возможность использования в качестве силового агрегата на грузовых автомобилях КамАЗ, КрАЗ и автобусах ЛАЗ подтвердили эксплуатационные испытания нескольких моделей мощностью 220—300 л. с. Последним акородом работ по созданию автомобильного двигателя на базе СМД-31 была разработана конструкция дизеля с горизонтальным расположением цилиндров мощности 300 л. с. Однако внедрение этих разработок в производство в экономических условиях последних лет 90-х годов оказались нереальным, так как собственного производства сцеплений и коробок передач не было, а закупка по импорту приводила к неконкурентности по цене силовых агрегатов.

Имели место и разработки 8-ми цилиндровых V-образных дизелей. Так, в 1979 г. был создан двигатель СМД-80 мощностью 220—250 л. с. на базе СМД-60 для гусеничных тракторов класса 3 и 5 т. Волгоградского и Алтайского тракторов. Изготовлены образцы, проводились испытания. В 1988 г. был разработан 8-ми цилиндровый дизель СМД с Дц * Sn= 120*140 мм мощностью 350—400 л. с. Этот двигатель в сравнении с СМД-80 имел некоторые конструктивные особенности: индивидуальные головки цилиндров на каждый цилиндр, турбокомпрессор на каждый ряд (2), двухконтурная система смазки и др. Изготовлены образцы, проведены стендовые испытания. Дальнейшие работы прекращены из-за прекращения производств на харьковских моторных заводах.

ГСКБД занималось созданием малолитражных двигателей. Первым направлением было создание типоразмерного ряда пусковых двигателей и редукторов для дизелей СМД и заводов отрасли. Агрегаты разработаны, доведены их конструкции и поставлены на производство на специализированных заводах:

Двигатели созданы в одно-двухцилиндровом исполнениях. Мощность, развиваемая этими двигателями составляла 10-22 л. с.

Второе направление предусматривало создание семейства 2-х, 4-х и 6-ти цилиндровых малоразмерных дизелей с V-образным расположением цилиндров размерностью Д*5=82*88 мм для средств малой механизации. Двухцилиндровый дизель СМД-900 развивал мощность 13 л. с. и предназначался для трактора «Прикарпатец», «Карпатмашина», а также для самоходных шасси. Четырехцилиндровый дизель развивал мощность 30 л. с. и предназначался для транспортных средств. В дальнейшем его мощность была повышена до 50 л. с. за счет применения газотурбинного наддува. Началось освоение выпуска этих двигателей на ХЗТД.

Важным направлением в совместной деятельности ГСКБД с заводами «СиМ» и «ХЗТД» было освоение производства дизельных электроагрегатов.

Марка дизеляМощность агрегата кВтЗавод — производитель
СМД — 900ЭСМД — 11ДСМД — 15ЭСМД — 19ЭСМД — 17ЭСМД — 31ЭД — 60Э83030605010060ХЗТДСиМСиМСиМСиМСиМХЗТД

Еще одно интересное направление — создание и производство дизельных агрегатов, представляющих собой компоновку на единой раме дизелей с блоком радиаторов, муфтой сцепления, приборной доской и др. элементами, обслуживающими работу дизелей.

«Плодовитость» харьковского машиностроения объясняется тесным сотрудничеством конструкторов ГСКБД и предприятий «СиМ» и ХЗТД. Огромные объемы производства двигателей на этих заводах возможны были лишь благодаря тесным кооперационным связям с более чем 40-ка заводами-смежниками, работающими по конструкторской документации ГСКБД.

[19]

К 1986 году три работника завода получили звание Героя Социалистического Труда[7]. В послевоенное время был создан большой музей истории завода «Серп и Молот».

После 1991

Здания завода в 2008 году

С наступлением независимости Украины и началом экономического кризиса, в 1990-е, годы завод попал в тяжелейшую ситуацию и был преобразован в открытое акционерное общество. В значительной степени проблемы завода были связаны с низким качеством выпускаемой продукции, оказавшейся неконкурентноспособной в условиях рыночной экономики. Уставный фонд ОАО составил 2,43 млн гривен, из которых 63,59 % акций предприятия принадлежало государству, 26 % — лизинговой компании «Украгромашинвест». В 2002 году завод произвёл только 275 двигателей, при производственной мощности 200 тысяч двигателей в год[20].

Весной 2003 года была начата процедура банкротства завода[21]. Осенью 2003 года один из цехов завода был продан за 8 млн гривен для погашения задолженности по заработной плате перед работниками завода[22].

Весной 2004 года финансово-экономическое положение было неудовлетворительным[23][24][25].

В марте 2005 года численность работников завода составляла 450 человек (в советское время на заводе работали 17 тысяч человек)[26].

В июне 2005 года завод прекратил финансирование детской базы отдыха, ранее находившейся на балансе предприятия[27].

3 октября 2005 года хозяйственный суд Харьковской области признал банкротом завод «Серп и Молот»[28].

В 2006 году компания ООО «Макрокап Девелопмент Украина» объявила о работе над проектом «Сити-парк „Серп и Молот“», в соответствии с которым предполагалось снести либо реконструировать часть помещений завода, чтобы разместить на бывшей территории завода офисные, жилые, производственные, складские, торговые и развлекательные объекты. Территория завода занимала площадь 50 га и расположена неподалеку от центра города на Московском проспекте[29].

31 марта 2008 года градостроительный совет Харькова утвердил проект реконструкции промзоны бывшего завода «Серп и Молот», где предполагалось построить новый жилищно-офисный микрорайон[30] «Изумрудная долина»[31]. Однако в 2009 году решение о передаче в аренду земли под строительство микрорайона «Изумрудная долина» было отменено[32].

27 февраля 2013 года Кабинет министров Украины принял Государственную программу активизации развития экономики на 2013—2014 годы, в соответствии с которой предусматривалось создать в Харькове новый технологический комплекс производства современных готовых лекарственных средств на 800—1000 новых рабочих мест. В марте 2013 года власти Харьковской области предложили использовать для размещения комплекса территории бывшего ПО «Химпром» или бывшего завода «Серп и молот»[33].

По состоянию на начало февраля 2014 года, планы по строительству микрорайона на территории завода «Серп и молот» осуществлены не были в связи с недостатком финансирования проекта[34].

4 октября 2015 года здания завода были взорваны[35], с 2017 г. земля была передана под юрисдикцию харьковского городского совета, после чего на территории бывшего завода была огранизована незаконная свалка строительного мусора размером 8 Га[36].

С 1996 по нынешнее время, сборкой и капитальным ремонтом двигателей СМД, занимается Харьковское предприятия «НПФ ОЗОН-ЛТД»[источник не указан 1276 дней]

Продукция

Завод «Серп и молот» выпускал самые массовые дизельные двигатели семейства СМД для сельскохозяйственной техники — зерноуборочных, кормоуборочных и кукурузоуборочных комбайнов, для тракторов различного тягового класса производства Харьковского, Волгоградского, Онежского тракторных заводов, а также для различной дорожно-строительной техники[37].

В последние годы завод производил следующие модели двигателей:

безнаддувные 4-х цилиндровые двигатели:

  • СМД-15Н.08 и СМД-15Н.09 мощностью 68 л. с. для трактора «ЮМЗ» г. Днепропетровск;
  • СМД-14Н.02, СМД-14Н.10; СМД-14Н.16 для различной дорожной и строительной техники: асфальтоукладчики, дорожные катки и погрузчики;

4-х цилиндровые двигатели с турбонаддувом:

  • СМД-18Н, СМД-18Н.01 мощностью 100 л. с. для тракторов ДТ-75 «ВгТЗ» г. Волгоград и лесохозяйственных тракторов ТДТ-55 и ЛХТ-55 «ОТЗ» г. Петрозаводск;
  • СМД-17Н для экскаваторов «АТЭК» г. Киев;

4-х цилиндровые двигатели с турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха:

  • СМД-19Т.02 мощностью 120/145 л. с. для трактора ХТЗ-120;
  • СМД-19Т.05 мощностью 145 л. с. для фронтального погрузчика Т-156 «ХТЗ» г. Харьков;
  • СМД-20Т.04 мощностью 125 л.с для тракторов ТБ-1М и ТЛТ-100 «ОТЗ» г. Петрозаводск;
  • СМД-21, СМД-22 и СМД-22А мощностью 145 л.с для зерноуборочных комбайнов СК-5М «Нива»СКД-6М «Енисей-1200».

6-ти цилиндровые двигатели с турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха:

  • СМД-31А мощностью 235 л. с. для зерноуборочного комбайна «Дон-1500» АО «Ростсельмаш» г. Ростов;
  • СМД-31.16 мощностью 265 л. с. для зерноуборочного комбайна КЗС-9 «Славутич» АО «Херсонские комбайны» г. Херсон;
  • СМД-31.20 мощностью 230 л. с. для зерноуборочного комбайна «Обрий» ГП «Завод имени Малышева» г. Харьков.

Государственные награды

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 5 Харьковский моторостроительный завод «Серп и молот» // Советский энциклопедический словарь. редколл., гл. ред. А. М. Прохоров. 4-е изд. М., «Советская энциклопедия», 1986. стр.1449
  2.  На территории завода к 2015 году не осталось ни одной постройки.
  3.  Становление промышленности в Харькове
  4. ↑ 1 2 3 4 5 Харьковский моторостроительный завод «Серп и Молот» // Украинская Советская Энциклопедия. том 12. Киев, «Украинская Советская энциклопедия», 1985. стр.39
  5. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Харьковский моторостроительный завод «Серп и молот» // Большая Советская Энциклопедия. / под ред. А. М. Прохорова. 3-е изд. том 28. М., «Советская энциклопедия», 1978. стр.210
  6. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 «Гельферих-Саде» // Гражданская война и военная интервенция в СССР. Энциклопедия / редколл., гл. ред. С. С. Хромов. — 2-е изд. — М., «Советская энциклопедия», 1987. стр.141-142
  7. ↑ 1 2 3 4 И. А. Орленко. Туристу о Харькове. Путеводитель. Харьков, «Прапор», 1986. стр.131-132
  8. ↑ 1 2 3 Харьков // Большая Советская Энциклопедия. / редколл., гл. ред. О. Ю. Шмидт. 1-е изд. Т.59. М., ОГИЗ, «Советская Энциклопедия», 1935. ст.450-458
  9.  История гражданской войны в СССР. том 1. М., ОГИЗ, Государственное издательство «История гражданской войны», 1955. стр.239
  10.  Моторостроительный завод «Серп и молот» // Г. К. Андреева, В. В. Олейник. Знакомьтесь — Харьков. Харьков, «Прапор», 1979. стр.49-52
  11. ↑ 1 2 Харьков: краткая справочная книга. Харьков, «Прапор», 1976. стр.33-34
  12.  Гипротракторосельхозмаш // Г. К. Андреева, В. В. Олейник. Знакомьтесь — Харьков. Харьков, «Прапор», 1979. стр.39
  13.  Д. П. Ванчинов, Н. И. Шабанов. Саратов — прифронтовой город (1941—1945). Саратов. Приволжское книжное изд-во. 1985
  14. ↑ 1 2 100 лет дизелестроению в Украине — основные вехи // журнал «Двигатели внутреннего сгорания», № 1, 2011. стр.3
  15.  Ежегодник Большой Советской Энциклопедии, 1967 (вып. 11). М., «Советская энциклопедия», 1967. стр.53
  16.  Харьков: краткая справочная книга. Харьков, «Прапор», 1976. стр.52
  17.  Моторостроительный завод «Серп и молот» // Н. Т. Дьяченко, М. В. Уманский, В. В. Олейник. Харьков: путеводитель. 2-е изд., испр. и доп. Харьков, «Прапор», 1967. стр.60
  18.  д-р техн. наук Н. А. Иващенко, д-р техн. наук А. П. Марченко, д-р техн. наук В. Г. Дьяченко. Дизелестроение в Украине // журнал «Двигатели внутреннего сгорания», № 1, 2011. стр.8-11
  19.  Быков Виктор Иванович, главный конструктор ГСКБД с 1992 по 2002 год. История тракторостроения. www.motor-agro.com.ua. Дата обращения: 1 января 2019.
  20.  Рабочие харьковского завода «Серп и Молот» временно прервали забастовку
  21.  В Харькове бастующие рабочие перекрыли проспект (дополнено в 14:15) // «Подробности. UA» от 12 мая 2003
  22.  Последние новости // газета «Сегодня», № 268 (1613) от 25 ноября 2003
  23.  Рабочие харьковского завода «Серп и молот» собираются встретить Кучму пикетом // «Подробности. UA» от 1 марта 2004
  24.  Харьков. Обещанных миллионов рабочие завода «Серп и Молот» не получили // «Подробности. UA» от 31 марта 2004
  25.  Харьков. Рабочие завода «Серп и Молот» перекрыли Московский проспект // «Подробности. UA» от 29 апреля 2004
  26.  Два завода — две ситуации // «Вечерний Харьков» от 25 марта 2005
  27.  Марина Осийчук. Поделили по-честному // «Вечерний Харьков» от 15 июня 2005
  28.  Суд признал банкротом «Серп и Молот» // «UAProm.INFO» от 17 октября 2005
  29.  «Макрокап девелопмент Украина» намерен построить многопрофильный комплекс в Харькове // «UAProm.INFO» от 25 июля 2006
  30.  В Харькове появится новый микрорайон // «Сегодня. UA» от 11 ноября 2008
  31.  «На заброшенной нынче территории завода „Серп и молот“ проектируют сверхсовременный новый микрорайон с дивным названием „Изумрудная долина“. Градостроительный совет утвердил детальный план застройки территории, ограниченной улицей Академика Павлова, Салтовским шоссе, улицей Крупской, Электромеханическим переулком и Московским проспектом»
    Марина Ефанова. В Харькове пустят подземный трамвай. // «Вечерний Харьков» от 31 марта 2008
  32.  Президент взял под контроль расследование действий харьковских рейдеров // «Подробности. UA» от 19 ноября 2009
  33.  Ирина Стрельник. Правительство делает ставку на харьковские трактора и медпрепараты // «Вечерний Харьков» от 6 апреля 2013
  34.  Максим Иванов. На Северной Салтовке обещают построить новые высотки и школы // «Сегодня. UA» от 11 февраля 2014
  35.  Наталья Кобзар. В Харькове взорвали помещения завода «Серп и молот» (фото) // «Status Quo» (Харьков) от 4 октября 2015
  36.  Светлана Еченина. 8 га мусора. Что сегодня происходит на территории бывшего завода «Серп и Молот»? (рус.). АТН (22 октября 2018 г.).
  37.  Закрытое акционерное общество «Серп и Молот» (недоступная ссылка)

Литература и источники

  • В. I. Астахов, Ю. Ю. Кондуфор. Пролетаріат Харкова в трьох революціях. Харків, книжкове вид-во, 1959.
  • Трудящиеся Харьковской области в Великой Отечественной войне. Харьков, Харьковское книжное издательство, 1960.
  • Харків iндустріальний. Харків, «Прапор», 1972—128 стр.
  • Годы трудовых свершений. Очерки истории харьковского моторостроительного завода «Серп и молот». Харьков, «Прапор», 1975.

Ссылки


Фабрика музыкальных инструментов имени А. В. Луначарского

Фабрика музыкальных инструментов имени А. В. Луначарского — предприятие, основанное в 1926 году в городе Ленинграде. Крупнейшее предприятие по производству щипковых музыкальных инструментов в СССР[1].

Фабрика музыкальных инструментов
имени А. В. Луначарского
Год основания1926
Год закрытия2005
Прежние названияФабрика народных музыкальных (щипковых) инструментов им. Луначарского
РасположениеЛенинград (Санкт-Петербург), ул. Чапаева, 15
ПродукцияЩипковые инструменты

История названий

  • C 1818 до мая 1918 года — фабрика «К.М. Шрёдер».
  • Май 1918 — Первая государственная фортепианная фабрика.
  • 20 сентября 1922 — Первая государственная фортепианная фабрика имени А. В. Луначарского.
  • 1926 — Фабрика народных музыкальных (щипковых) инструментов им. Луначарского[2].
  • С 20 мая 1993 до 2005 года — АООТ «По производству народных музыкальных щипковых инструментов „Арфа“»[3].

Описание

Фабрика выпускала полное семейство балалаек и домр, а также гуслиарфыакустические гитарыдвенадцатиструнные гитары и электрогитарымандолины.

Главным конструктором фабрики был Бандас Лев Липович (ум. 2006), автор книг по изготовлению и ремонту щипковых музыкальных инструментов, и устройству и ремонту арф. Также был первой домрой оркестра народных инструментов Фабрики Луначарского. В начале 1960-х, за разработку двух моделей гитар с мензурой 610 и 650 мм, Л. Л. Бандас был удостоен серебряной и бронзовой медалей ВДНХ.

Специалисты фабрики: Белов Серафим Иванович, Минин Андрей Ефимович. Мастера по изготовлению инструментов: Сироткин Михаил Артемович (гитары) и др. Директор фабрики — Прохоров Сергей Петрович. Главный мастер мандолинного цеха — П. В. Оглоблин.

В 1932 году создан утильцех, в котором из отходов производства изготавливали детские игрушки.

В 1934 году фабрикой изготовлено 390 тысяч музыкальных инструментов, в 1948-м — 350 824. В 1956 году на фабрике трудились 1 500 человек. Среднегодовой объём производства этого периода составил 600 000 инструментов.

Экспериментальный цех

В 1947 году[2] начал работу экспериментальный цех индивидуальных заказов, производивший инструменты высокого качества[4]. Цех располагался на третьем этаже здания фабрики. В этом цехе изготавливали арфышести-семи- и двенадцатиструнные гитарыБалалайки и домры полностью изготавливались одним мастером. Начальником цеха был Богомолов Николай Константинович, мастером цеха — Григорьева Зинаида Александровна. Мастера по изготовлению музыкальных инструментов:

  • Народные инструменты: Зуев Владимир Осипович (1950 г.р.), Григорьев Геннадий и др.
  • Гитары: Хомячков Андрей Михайлович, Краснощеков Александр и др.

В 1948 году экспериментальный цех изготовил 191 инструмент.

Арфный участок

Первое серийное производство арф в России (СССР) было осуществлено на Фабрике Луначарского. Разработчиками конструкции арфы были студенты Музыкального училища имени М. М. Ипполитова-Иванова Алексей Алексеевич Каплюк и Сергей Кузьмич Майков (1915—1950), в этом им помогала арфистка Дулова Вера Георгиевна. В 1937 году началось проектирование арфы, в 1945, после войны, работа по её созданию продолжилась и в декабре 1948-го были выпущены первые 10 арф. Мастера производственного участка арф экспериментального цеха: Виктор Дроздов (столяр), Сергей Васильев (позолотчик), В. С. Плотников (столяр-краснодеревщик) и др.

Оркестр народных инструментов

В 1934 году при фабрике создан оркестр русских народных инструментов, организатором и первым руководителем которого был С. В. Проскуряков, художественным консультантом — В. В. Кацан. Последующие руководители: В. И. Зубарев, С. М. Уткин, Н. М. Селицкий. В. В. Борин (с 1959 года).

Фото инструментов

Примечания

  1.  Пересада А.И. Балалайка. — М.: Музыка, 1990. — С. 56—57. — 64 с.
  2. ↑ 1 2 Отюгова, Галембо, Гурков, 1986.
  3.  ОАО «Арфа». ЦГАЛС. Фонд 521. Архивы Санкт-Петербурга. Дата обращения: 17 июля 2015.
  4.  Кошелев, 2014.

Литература


Хамовнический пивоваренный завод

Хамо́внический пивова́ренный заво́д — предприятие, производившее в центре Москвы пиво с 1863-го по 2005 год.

Хамовнический пивоваренный завод
Год основания1863
Год закрытия2005
ОснователиЯрославцев В.Е.
Расположение РоссияМоскваул. Льва Толстого, 23
ОтрасльПивоварение
ПродукцияПиво

История

Дореволюционный период

Предприятие основано московским купцом Власом Егоровичем Ярославцевым в 1863 году на участке собственного домовладения площадью в 2,3 гектара земли, расположенном по Долго-Хамовническому переулку (ныне ул. Льва Толстого).

В 1870 году производство пива достигло объёма в 100 000 вёдер при себестоимости пива 75 коп. за ведро. К декабрю 1873 года оно увеличилось до 250 000 вёдер пива.

2 октября 1875 года был Высочайше утверждён устав Акционерного общества пиво-медоваренного завода «Москва» с основным капиталом в миллион рублей и с целью «содержания и расширения действий пиво-медоваренного завода, состоящего в Москве, Хамовнической части, 3 квартала, по Долго-Хамовническому переулку и принадлежащего В. Е. Ярославцеву».

21 августа 1880 года указом императора этому обществу присвоено наименование Акционерное общество Хамовнического пиво-медоваренного завода. С 1896 года его директором был инженер Григорий Григорьевич Эренбург (отец писателя Ильи Эренбурга).

Сначала на заводе в основном варили БогемскоеЧёрное и Пильзенское пиво. В конце века выпускались следующие марки пива — ВенскоеПильзенскоеМюнхенскоеРусское чёрное. В это время на заводе было уже 274 рабочих и вываривалось более 530 000 вёдер пива.

В 1902 году предприятие было удостоено звания Поставщик Двора Его Императорского Величества[1].Заведение Хамовнического завода в Москве. Площадь Смоленского рынка1900-е

Товарооборот завода в 1907 году составил 2 488 000 рублей; он имел представительство в Туле и склады в Санкт–Петербурге, Нижнем–Новгороде, Костроме, Рыбинске, Саратове, Казани, Самаре, Богородске.

Во время Первой мировой войны, в связи с введением «сухого закона», пивоварение на заводе остановили, а его производственные помещения были заняты Хамовническим отделением главного военного хозяйственного склада[2].

Советское время

В октябре 1922 года национализированный Хамовнический пивоваренный завод перешёл во владение промотдела московского Союза потребительских обществ (МСПО). С 20 декабря 1925 года предприятие именуется Государственный Хамовнический пивоваренный завод Моссельпрома.

В результате антиалкогольной кампании 19291930 годов на предприятии прекратили выпуск пива. Вскоре оно получило название «Пищепродукт».

В 1934 году предприятие было передано в ведение Народного комиссариата пищевой промышленности СССР. Его новое название — «Московский пивоваренный завод», а в 1936 году завод упоминался как Пивоваренный завод Наркомпищепрома СССР по производству пива, солода, хлебного кваса, морса, сухого хлебного кваса, безалкогольных фруктово-ягодных газированных вод.

К 1941 году завод стал исключительно пивоваренным, производя 1 400 000 вёдер или 180 711 гектолитров пива.

В 1975 году предприятие производило более 16 млн декалитров пива.

Постсоветский период

Вид на здание Хамовнического завода со стороны музея Льва Толстого

В 1990-е годы предприятие было преобразовано в ГУП «Экспериментальный завод напитков в Хамовниках» Российской Академии Сельскохозяйственных Наук и выпускало, как традиционные сорта советского периода, так и новые. Продукция вызывала критику со стороны потребителей, в частности, популяризаторы и историки отечественного пивоварения Дмитрий Мокеев и Виталий Винницкий в тот период отмечали не самое высокое качество даже среди московских заводов и наличие у пива дефектов.[3][4]

В 2005 году завод был закрыт. В мае 2012 года приступили к сносу зданий, а Московская пивоваренная компания из города Мытищи Московской области приобрела права на торговую марку «Хамовники» и выпустила на рынок пиво под этим названием[5].

Награды

Литература

  • Аникин С. А., Фатюхин Д. С. Пивоваренные заводы Царской России. М., 2007 г.
  • Аникин С. А., Свешников К. В., Фатюхин Д. С. Пивоваренные заводы Советского Союза. М., 2008 г.
  • Свешников К. В. Пивоварение в Советском Союзе. Эпоха ВСНХ. М., 2012 г.

Примечания

  1.  В. Скурлов Поставщики Императорского Двора. Санкт-Петербург, «Антикварное обозрение», 2008 г.
  2.  Аникин С.А., Фатюхин Д.С. Пивоваренные заводы Царской России. М., 2007 г.
  3.  Мокеев Д., Винницкий В. Московское пиво300 сортов родного пива. пиВо.ru (1995-1997).
  4.  Мокеев Д., Винницкий В. Светлое пиво с химическим вкусом300 сортов родного пива. пиВо.ru (1995-1997).
  5.  Пиво «Хамовники» вновь на московском рынке

Ссылки