Предприятия, закрытые в 1999 году

В эту категорию помещаются статьи о предприятиях (промышленных, торговых, транспортных имущественных комплексах, для которых характерны определённое и неизменное местоположение и стабильная отраслевая направленность). Статьи о компаниях помещаются в категории, включённые в категорию «Компании». Например, статья о российской металлургической компании «Русал» будет включена в категории «Металлургические компании России» и «Горнодобывающие компании России». В то же время, статья о входящем в состав Российского алюминия Красноярском алюминиевом заводе будет включена в категории «Предприятия Красноярского края» и «Предприятия цветной металлургии России».

Бывает, что обособленное предприятие является одновременно и компанией. Например, статья о московском ликёро-водочном заводе «Кристалл», не входящем в какие-либо крупные компании, должна включаться, с одной стороны, в категории «Компании Москвы» и «Производители алкогольных напитков России», а с другой стороны — в категории «Предприятия Москвы» и «Предприятия пищевой промышленности».

Чавдар (компания)

«Чавдар»
Типакционерное общество
Год основания1924[1]
Год закрытия1999
Расположение БолгарияБотевград
Отрасльавтомобильная промышленность[1]
Продукцияавтобус
 Медиафайлы на Викискладе

Чавдар — болгарский производитель автобусов и троллейбусов. Автобусы этой марки выпускались на заводе в городе Ботевграде.

История

1924 — 1947

В 1921 году в Ботевграде была открыта слесарно-тележная мастерская (в которой работали четверо рабочих)[1].

В 1924 году мастерские были расширены, в этом же году здесь был изготовлен первый автобусный кузов[1]. Владельцем предприятия в это время был Рачо Джамбов (1894—1983). За период с 1927 по 1947 годы предприятием было произведено около 200 автобусов на шасси Ford, Mercedes-Benz и Dodge.

1947 — 1990

В конце 1947 года предприятие было национализировано.

1 мая 1948 года на заводе был изготовлен первый сдвоенный автобус на шасси «шкода».

Завод стал специализированным производителем автобусов на шасси «шкода», ЗИС-150 и ГАЗ-51[2], большинство выпущенных машин использовались в Болгарии, некоторое количество было поставлено на экспорт[1].

В 1962 году началось серийное производство автобусов М-65 и М-66.

С 1968 года началось расширение и модернизация производства для освоения новых моделей 11-метровых бескапотных автобусов на шасси «шкода», разработанных софийским Научно-исследовательским и проектно-конструкторским институтом по двигателям и автомобилям[3]: 25-местного городского «М-80» и 37-местного «М-81»[2].

В 1971 году завод выпустил 650 автобусов[1].

В 1975 году завод изготовил пробную партию автобусов с несущим кузовом[4].

С 1975 года[5] завод выпускал две модели автобусов: 31-местный городской «11Г5» и 44-местный междугородный «11М3» (кузова которых изготавливали по лицензии западногерманской фирмы Kässbohrer, а шасси и двигатель были взяты от «Škoda 706 RTO«)[6].

В 1977 году начался выпуск автобуса 11М4.

В 1979 году завод разработал 13-местный автобус малого класса «5ГБ» (с двигателем и коробкой передач от «волги»)[7].

С 1984 года начата лицензионная сборка городских автобусов австрийской фирмы Steyr. Междугородные автобусы Чавдар-11М4 в семидесятые-восьмидесятые годы получили широкое распространение по всей территории стран СЭВ, в том числе и в СССР. Городские одиночные и сочленённые автобусы по-прежнему производились в основном для нужд Болгарии, однако в 1992—1995 году небольшая партия сочленённых машин модели 14-20 была закуплена для транспортных предприятий Башкортостана.

После 1990 года

Производство автобусов в Ботевграде было завершено в 1999 году, компания была выкуплена болгарским авторемонтным предприятием «Кента», расположенным в городе Омуртаг.

Русский дизель

«Русский Дизель»
Год основания1862
Год закрытия1999
Прежние названияМеханический завод «Людвиг Нобель»
ОснователиЛюдвиг Нобель
РасположениеСанкт-Петербург
Отрасльмашиностроение
Продукциядизельные двигатели

Механический завод «Людвиг Нобель», в 1919 году переименованный в «Русский Дизель» — машиностроительный завод в Санкт-Петербурге, в XX веке специализировавшийся на мощных дизельных двигателях.

Завод занимал северную часть квартала между Пироговской набережнойулицей ФокинаБольшим Сампсониевским проспектом и Евпаторийским переулком на Выборгской сторонеЛюдвиг Нобель построил его на базе механического завода Шервуда. В первые годы предприятие выпускало военную продукцию: орудия, лафеты, снаряды, мины. После русско-турецкой войны предприятие производило гражданскую продукцию, главным образом снабжая бизнес-империю Нобелей. Такой продукцией были в том числе цистерны, буровые инструменты, вагоны, паровые насосы и котлы. После смерти Людвига Нобеля завод унаследовал его сын Карл, но тот рано умер, и завод перешёл его старшему брату Эммануилу. На рубеже веков Эммануил построил восточнее завода жилой район для работников, с библиотекой и школой. Эти здания сейчас располагаются по обе стороны Нобельского переулка.

В конце XIX века Эммануил Нобель приобрёл у Рудольфа Дизеля лицензию на производство дизельных двигателей. Не удовлетворившись производством готового образца, на заводе до революции были созданы десятки новых видов дизельных двигателей. Здесь в 1899 году появился первый в мире дизельный двигатель, работавший на сырой нефти; за границей он стал известен как «русский дизель». В 1908 году на заводе был создан первый в мире дизельный двигатель с непосредственным реверсом коленчатого вала. В 1911 году завод построил V-образный 8-цилиндровый двигатель для подводных лодок с рекордно малой удельной массой двигателя. Завод поставил двигатели первому в мире дизельному судну «Вандал» и первой в России дизельной подводной лодке «Минога». Такие же как на «Миноге» двигатели были установлены на канонерках «Карс» и «Ардаган». В 1900–1912 годах завод изготовил 540 дизельных двигателей, в том числе 87 судовых.

После большевистского переворота завод был фактически остановлен. В 1923 году возобновил производство. В 1926 году объём выпускаемой продукции превзошёл уровень 1913-го года, к началу 1930-х годов завод обеспечивал треть потребностей советских заводов, электростанций и теплоходов в дизельных двигателях[1]. Под руководством конструктора Всеволода Ваншейдта завод сконцентрировался на производстве двухтактных судовых двигателей. «Русский Дизель» поставил двигатели подводным лодкам типа «Крейсерская».

В послевоенное время завод стал основным поставщиком дизельных двигателей для советского гражданского и военного флотов. Так, двигатели производства «Русского дизеля» по состоянию на ноябрь 2019 года использовались на 27 кораблях и судах Военно-Морского Флота России. В их числе большие десантные корабли проекта 1171, спасатель подлодок проекта 537 «Алагез», танкеры типа «Дубна»ракетные корабли проекта 11661 и др.[2]

В 1980-х годах было принято решение расширить производство, построив филиал «Русского дизеля» в промзоне Всеволожска. В 1990-х годах завод был акционирован и в 1999 году обанкрочен. Петербургские здания завода были по отдельности распроданы под производства и офисы, большую часть цехов во Всеволожске занял водочный завод «Ливиз»[3][4].

Собственником конструкторской документации на двигатели является Министерство обороны РФ. В 2018 году совместным решением министерства промышленности и торговли и министерства обороны РФ держателем подлинников комплектов рабочей конструкторской документации, разработанной ПО «Русский Дизель», был назначен Кингисеппский машиностроительный завод (ООО «КМЗ»)[5]. Документ датирован июнем 2018 года[6], его подписали в частности заместитель министра промышленности и торговли О. Н. Рязанцев, заместитель министра обороны А. Ю. Криворучко и представители Департамента Министерства обороны Российской Федерации по обеспечению государственного оборонного заказа.

Ремонтом двигателей «Русский Дизель» на кораблях и судах ВМФ со второй половины 2010-х годов занимается Кингисеппский машиностроительный завод[7][8]. В 2021 году предприятие заключило контракт с Минобороны РФ на поставку комплектующих для корабельных дизельных двигателей производства ПО «Русский Дизель», став единственным поставщиком деталей для этих двигателей[9][10].

Петрозаводская слюдяная фабрика

Петрозаводская слюдяная фабрика
имени 8-го Марта

часть квартала зданий
бывшей слюдяной фабрики в 2013 году
Типгосударственное предприятие
Год основания8 марта 1929 года
Год закрытия1999 год
РасположениеПетрозаводскРеспублика Карелия, ул. Горького, 25
Отрасльэлектротехническая промышленность
Продукцияэлектроизоляционные материалы из слюды
Число работников3500 чел. (конец 1980-х)
Награды

Петрозаво́дская слюдяна́я фабрика имени 8-го Марта — одно из первых предприятий слюдяной промышленности СССР, действовавшее в Петрозаводске в 1929—1999 годах.

История

Фабрика образована 8 марта 1929 года путём реорганизации слюдяной мастерской треста «Карелгранит», с целью промышленной обработки слюды Чупинского месторождения слюды-мусковита.

К концу 1930-х годов выпускаемый фабрикой объём щипаной слюды составлял более 90 тонн в год, было освоено производство слюдяного порошка. Коллектив работников насчитывал более 550 человек.

В начале Советско-финской войны (1941—1944) оборудование и работники фабрики с семьями были эвакуированы на восток страны — Урал.

Фабрика возобновила деятельность в конце 1944 года после освобождения Петрозаводска войсками Карельского фронта.

В результате масштабной реконструкции предприятия, проведённой в 1959—1965 годах, были значительно увеличены объёмы выпускаемой продукции, освоен выпуск радиодеталей, телевизионной и конденсаторной слюды, введён в строй первый в СССР цех по производству изоляционных коллекторных слюдопластов. Выпускаемой продукции был присвоен в 1967 году Государственный знак качества СССР.

С 1970-х годов выпускалось 25 видов изделий, продукция фабрики отгружалась более 400-м предприятиям СССР, 95 % заказов обеспечивал военно-промышленный комплекс СССР. Количество работавших составляло более 3500 чел. В 1978 году предприятие было награждено Орденом «Знак Почёта».

В эти годы многие работники предприятия были удостоены высших государственных наград СССР, в том числе мастер Е. С. Антипова[1] была удостоена звания Герой Социалистического Труда.

В 1980-е годы был освоен выпуск электронагревателей и элементов для бытовых изделий.

В 1993 году предприятие преобразовано в АООТ «Петромика», прошло процедуру банкротства.

В 1999 году выпуск продукции был прекращён, оборудование демонтировано.

С 2000-х годов в бывших корпусах слюдяной фабрики располагаются торговые предприятия и офисы коммерческих предприятий Петрозаводска.

Руководители фабрики

  • Кудрявцева (1929—1930)
  • Кесконен (1930—1931)
  • И. П. Бакланов (1931—1933)
  • П. Р. Марков (1935—1940)
  • М. К. Богданова (1945—1952)
  • Г. И. Чеплюков (1953—1963)
  • И. М. Крапивин (1963—1965)
  • Ф. А. Тюрюханов (1966—1985)
  • А. Г. Чирков (1986—1993)
  • В. Плис (1993—1998)
  • В. А. Симонян (1998—1999)

Павлодарский тракторный завод

Павлодарский тракторный завод им. В. И. Ленина

«Павлодарский тракторный завод» им. В. И. Ленина. Новые помещения
Типгосударственное предприятие
Год основания1966
Год закрытия1999
Расположение СССР →  КазахстанПавлодар
Отрасльмашиностроение
Продукциятракторы
 Медиафайлы на Викискладе

ПО «Павлодарский тракторный завод» им. В. И. Ленина — предприятие, выпускавшее тракторную технику и комплектующие. Основано 4 марта 1966 г., расположено в городе ПавлодарКазахстан.

С началом рыночных отношений в 1990-е годы фактически тракторное производство остановилось. Часть цехов и другой имущественный комплекс завода начал распродаваться и на его базе появилось множество предприятий, одними из наиболее успешных являются созданные на базе литейных цехов завода ТОО «Кастинг» (сталелитейное производство) и ТОО «KSP Steel» (трубопрокатное производство).

История

1966 — 1991

Трактор ДТ-75МЛ или ДТ-75Т производства ПТЗ

В середине 1960-х гг. во время освоения казахстанской целины советские власти приняли решение создать массовый трактор с выпуском его в Казахстане, с целью чего 4 марта 1966 г. был основан Павлодарский тракторный завод. В 1967 г. основан завод специнструмента и технологической оснастки при ПТЗ. С 1968 г. завод производит детали трансмиссии к Волгоградским тракторам ДТ-75, а позже — с 12 августа 1968 г. — собирать тракторы ДТ-75М «Казахстан», которые, к тому времени, выпускал лишь ВгТЗ[1].

Впоследствии производство ДТ-75М было полностью передано на ПТЗ, где он выпускался до конца 1980-х годов. Окрашивался в синий цвет с белой крышей и надписью «Казахстан» на боку капота[1]. Долгие годы генеральным директором завода работал Эдуард Александрович Калинин, который впоследствии стал первым заместителем министра тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР.

С середины 1980-х завод переходит на выпуск новой модели трактора ДТ-75МЛ с характерной «квадратной» кабиной с увеличенной площадью остекления, В 1984 году был установлен рекорд производительности — собрали 55 тысяч машин[1].

18 июня 1986 года завод начал выпуск широкозахватных жаток «Степь»[2].

В целом, в советское время завод входил в число крупнейших предприятий города[3].

После 1991[

С начала 1990-х гг., на базе трактора ДТ-75МЛ начали выпускать две модификации: ДТ-90П — промышленная и ДТ-75Т — сельскохозяйственная[1].

Но уже в 1997 году выпуск тракторов снизился до 1 879 штук. После распада СССР и изменения поставочных и закупочных схем завод потерял своего покупателя и не выдержал агрессивной рыночной борьбы[1].

После банкротства в 1998 году тракторный завод выкупило АО «Алматинский завод „Поршень“», которое с февраля 1999 года начало здесь производственную деятельность. Тогда же руководство вновь организованного ОАО «Казахстантрактор» объявило о том, что на базе павлодарского предприятия будет создаваться республиканский техноград, который станет обеспечивать сельское хозяйство различной техникой[1]. Согласно прилагавшемуся бизнес-плану, на первом этапе (2001—2005 годы) предполагалось поставить на конвейер трактор Т-95.4, ранее разработанный заводскими конструкторами, наладить совместно с минчанами выпуск колесных тракторов «Беларусь» (МТЗ-80 и МТЗ-82), освоить производство не только валковой прицепной жатки «Кейс» (модель 8240) и сеялки точного высева, но и зерноуборочного комбайна. Однако, после смены руководства ОАО «Казахстантрактор» планы роста предприятия изменились, и все планы по восстановлению предприятия остались невыполненными[1].

Сегодня Премьер-Министр РК Даниал Ахметов, подводя итоги рабочего визита в Павлодар, заявил, что павлодарский тракторный завод реанимироваться не будет. Не следует выпускать неконкурентоспособную продукцию, мы должны производить то, что делаем лучше, чем другие страны. Площади бывшего тракторного производства надо сдать предпринимателям для выпуска товаров, пользующихся спросом. — бюджет Павлодара только выиграет.Павлодар23 июня2006. КАЗИНФОРМ /Вера Ливинцова/[1]

Руководство Казахстана не заинтересовано в восстановлении тракторного завода и планирует передать его производственные мощности другим отраслям

Новочеркасский станкостроительный завод

Новочеркасский станкостроительный завод

Здание заводоуправления
Год основания1938
Год закрытия1999
Прежние названияНовочеркасская трудовая колония для несовершеннолетних
Расположение СССР →  РоссияНовочеркасск,
Ростовская область
ОтрасльСтанкостроительная,
Инструментальная
ПродукцияМеталлорежущие станки
Число работниковоколо 2000[1]

Новочерка́сский станкострои́тельный заво́д (НСЗ) — предприятие по производству станков, располагавшееся в г. Новочеркасск. Ныне не существует.

Новочеркасский станкостроительный завод основан в 1938 году на базе Новочеркасской трудовой колонии для несовершеннолетних преступников в системе НКВД и был подчинён Народному Комиссару станкостроения[2].Духовное и уездное училища на дореволюционной открытке

Изначально на этом месте находилось Новочеркасское духовное училище. После Октябрьской революции училище закрыли. Здесь была организована колония для малолетних беспризорных детей. Помещение домовой церкви использовалось как актовый зал, конференц-зал и библиотека. Беспризорников обучали литейному делу и другим производственным профессиям, заложив таким образом основы будущего станкостроительного завода.

Трудовая колония была организована в 1922 году, главная задача заключалась в воспитании малолетних преступников.

В 1922 году колония начала производить токарные станки типа ТН-15.

В 1934 трудовая колония перешла в подчинение Народного Комиссара Внутренних дел СССР.

В 1938 трудовая колония была реорганизована в станкостроительный завод. С 1932 по 1942 выпускались станки типа ТН-15.

В годы Великой Отечественной войны, во время временной оккупации г. Новочеркасска немецко-фашистскими захватчиками с июля 1942 по февраль 1943 станкостроительный завод был эвакуирован в г. Троицк (Челябинской области). После освобождения города Советской Армией от фашистских захватчиков коллектив завода приступил к его восстановлению[3].

Схема Новочеркасского станкостроительного завода

С 1945 по 1956 год завод выпускал различную по номенклатуре продукцию, одновременно станкостроительный завод осваивал новый выпуск металлорежущих станков. Решением Госплана РСФСР о специализации Новочеркасского станкостроительного завода на выпуске токарно-револьверных станков с наибольшим диаметром обрабатываемых прутков 12, 18 и 25 мм производство вертикально-сверлильных станков было прекращено с декабря 1956 года.

С 1945 его продукция становится более разнообразной, пользуется спросом не только в нашей стране, но и за рубежом. Завод поставлял центрошлифовальные, вертикально-сверлильные станки, станки-полуавтоматы в Китай и Корею.

С января 1957 завод специализировался на выпуске только револьверных станков. В административном отношении подчинялся Министру станкостроений и инструментальной промышленности СССР. С 1957 станкостроительный завод передан Совету Народного хозяйства.

В феврале 1963 года завод был передан в подчинение Управления станкостроительной и инструментальной промышленности Северо-Кавказского Совета народного хозяйства в связи с укрупнением Совнархозов. Переподчинение произошло на основании распоряжения № 22 от 29 января 1963 г. Северо-Кавказского Совета Народного хозяйства.

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 12 октября 1965 г. № 755 Новочеркасский станкостроительный завод передан в введение Министру станкостроительной и инструментальной промышленности СССР.

Согласно исторической справке датируемой 1967 годом, в период 60-х годов завод выпускал следующие станки:

№ п/пНаименованиеМодификация
1Токарно-револьверный станокмод. 1Н318
2Токарно-револьверный станокмод. 1Н325
3Токарно-револьверный станокмод. 1Г325
4Токарно-револьверный станокмод. 1Н318Р
5Специальные станкимод. НР-2
6Узлы к токарно-карусельному станкумод. 1541

В дальнейшем осваивался выпуск станков с числовым программным управлением. Продукция завода получила высокую оценку на ВДНХ; до 30 % ее экспортировалось в ТурциюИндиюСириюАлжир и другие зарубежные страны. За годы своего существования завод значительно расширил производственные мощности: были возведены новые цеха, оснащенные всем необходимым. Он неизменно был одним из передовых предприятий в городе.[4]

Завод имел промышленную площадь 4,35 га, железнодорожную ветку на станции Хотунок с прирельсовой площадкой 0,9 га, находившейся в 6 км от промышленной площадки.[3].

В постсоветское время, как и многие другие предприятия, завод переживает спад производства. Перешел на серийное производство небольших сверлильно-расточных, деревообрабатывающих и универсальных станков для малых производств, фермерских хозяйств. Организовано производство и начат выпуск редукторов для автобетоносмесителей.

В серийное производство запускается уникальная хирургическая дрель, которая применяется в сложнейших травматологических операциях, в том числе и в полевых условиях. Это изделие высокого технического уровня было разработано конструкторами завода совместно с учеными ЮРГТУ. затем станкостроительный завод вошел в ООО ПО «Машиностроитель». В 1999 году окончательно обанкротилось и перестало существовать.

Нефтеперерабатывающий завод имени А. Д. Шерипова

Нефтеперерабатывающий завод имени А. Д. Шерипова
Год основания1939
Год закрытия1999
РасположениеГрозный
ОтрасльПереработка нефти

Нефтеперерабатывающий завод имени Асланбека Шерипова — крупное нефтеперерабатывающее предприятие в Грозном.

Завод был создан в 1939 году. За годы советской власти превратился в одно из крупнейших в отрасли предприятий СССР — его цеха тянулись на 10-12 км. В 1961 году на заводе был впервые получен парафин. В 1962 году заводу было присвоено звание предприятия коммунистического труда. В 1967 году заводу было присвоено имя известного в республике революционера Асланбека Шерипова.

Уничтожен российской авиацией в 1999 году.

Львовский завод кинескопов

Львовский завод кинескопов
Год основания1954
Год закрытия1999
Расположение СССР →  УкраинаЛьвов
ул. Тургенева, 77
Отрасльэлектронная промышленность[1]
Награды 

Бывшие корпуса завода «Кинескоп»

Львовский завод кинескопов — прекратившее деятельность промышленное предприятие Львова.

История

Предшественником предприятия являлась созданная в 1930-е годы во Львове польская фирма «Полюкс», 80 рабочих которой собирали электролампы малой мощности из привозных деталей и полуфабрикатов[2][3].

В 1940 году на базе мастерской началось создание завода[3], однако вскоре после начала Великой Отечественной войны город оказался на оккупированной территории.

1954—1991

13 декабря 1944 года ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли постановление о индустриализации Львова, в соответствии с которым в апреле 1945 года ЦК КП(б)У и СНК УССР приняли постановление «О восстановлении и развитии промышленности, транспорта и городского хозяйства города Львова», предусматривавшее создание в городе электролампового завода[4].

В 1954 году при помощи со стороны Московского электролампового завода во Львове был создан Львовский электровакуумный завод[2]. В 1954 году здесь параллельно с производством электроламп[3] впервые в СССР было освоено массовое производство металлостеклянных электронно-лучевых трубок для телевизионных приёмников[2].

В 1958 году произведённый предприятием образец продукции — кинескоп с углом отклонения луча в 110 градусов — был удостоен «Гран-при» на международной выставке в Брюсселе[2].

В 1963 году завод освоил производство крупногабаритных кинескопов для телевизоров[3].

В 1964 году завод практически полностью перешёл на выпуск кинескопов[5].

В 1966 году за заслуги в создании новой техники и успешное выполнение производственного плана завод был награждён орденом Трудового Красного Знамени[2] и получил новое наименование: «Львовский завод кинескопов»[3].

В 1967 году предприятием был выпущен юбилейный, десятимиллионный чёрно-белый кинескоп[6].

В 1967 году завод освоил выпуск первых в СССР крупногабаритных цветных кинескопов[3], в 1968 году начался их серийный выпуск. С целью обеспечить их массовое производство, была выполнена реконструкция предприятия с автоматизацией производственных процессов[2].

В связи с расширением социологических исследований, для социального развития коллектива на предприятии было создано социологическое бюро[7]. В это же время завод получил японское оборудование фирмы Toshiba для создания цветного кинескопа.

В 1976 году завод стал головным предприятием Львовского производственного объединения «Кинескоп» (в состав которого вошли Львовский завод кинескопов и завод «Явор» в городе Стрый[3], в 1980-е годы в состав производственного объединения входил также завод электровакуумного стекла в городе Вольногорск Днепропетровской области)[5].

В 1977 году завод освоил выпуск малогабаритного цветного кинескопа, на его базе было создано новое производство портативных переносных телевизоров «Электроника»[3].

В 1981 году предприятие было награждено орденом Ленина[2]. К этому времени заводом было освоено производство цельностеклянных кинескопов для телевизоров типа «Львов», «Верховина», «Сигнал», «Огонёк», «Электрон», «Горизонт», «Крым» и др.[3].

К 1984 году Героями Социалистического Труда стали три работника завода (И. С. МарченкоЕ. Л. Станицкая и А. Е. Фау)[2].

В 1984 году основной продукцией завода являлись кинескопы, также предприятие выпускало малогабаритный цветной телевизор «Электроника Ц-430», осциллографические трубки и другие товары народного потребления[2].

К началу 1990-х годов на заводе работали 11 тысяч человек[5].

После 1991

Разрыв хозяйственных связей, экономический кризис 1990-х годов, сокращение спроса на продукцию предприятия в условиях проникновения на внутренний рынок страны телевизионной техники иностранного производства, прекращение деятельности предприятий-заказчиков производимой продукции осложнили хозяйственное положение завода. На рубеже 1995—1996 гг. завод прекратил работу, в марте 1997 года по иску государственной налоговой инспекции в г. Львове было начато дело о банкротстве завода «Кинескоп». 10 ноября 1999 года суд вынес постановление о признании ОАО «Кинескоп» банкротом. 6 апреля 2000 года на аукционе началась распродажа имущества завода[8].

В дальнейшем, производственные цеха и здания завода были снесены[9].

В 2002 году на территории завода была построена Свято-Троицкая церковь.

Красный молот

Красный молот

Уцелевший корпус завода «Красный молот»
Типзавод
Год основания1896
Год закрытия1999
Прежние названия«Молот»
РасположениеГрозный
ОтрасльМашиностроение
Продукцияоборудование нефтедобычи и нефтепереработки
Число работников5000
Награды

«Кра́сный мо́лот» — завод нефтяного машиностроения располагавшийся в Грозном, в советский период одно из крупнейших предприятий Северного Кавказа.

История

Завод «Молот» был создан в 1896 году на окраине Грозного как чугуномеднолитейный для ремонта и изготовления простейшего нефтяного оборудования. В 1912 году был включён в состав товарищества механических и литейных заводов. В том же году началось расширение производства и строительство механического цеха[1].

В 1920 году завод был национализирован. В 1922 году решением исполкома Грозненского городского Совета депутатов трудящихся ему было присвоено название «Красный молот». В советский период завод был ведущим машиностроительным предприятием Чечено-Ингушетии и единственным заводом в СССР по производству оборудования для гидроразрыва пластов[1].

С 1930 года на предприятии издавалась заводская малотиражная газета «Машиностроитель»[2][3].

В годы Великой Отечественной войны завод выпускал мины и миномёты. Кроме того, на заводе ремонтировались и тут же возвращались в строй повреждённые на фронте автомашины, тягачитанкибронепоезда. За самоотверженный труд по выпуску военной продукции Президиум Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР вручил заводу Красное знамя[4].

В 1971 году завод был награждён орденом Октябрьской Революции[5][6].

К началу 1990-х годов на заводе трудилось до 5 тысяч человек[1]. Продукция завода экспортировалась в 34 страны. Выпускалось также примерно 80 наименований товаров народного потребления. В 1982 году во время своего визита в Чечено-Ингушетию завод посетил секретарь ЦК КПСС Иван Капитонов[7].

Боевые действия первой и второй чеченских войн привели к почти полному разрушению промышленности республики. Завод также подвергся бомбёжкам, после которых распродавался и разворовывался на металлолом[1]. Уцелели лишь несколько административных зданий и заводских труб. Ныне на бывшей территории завода располагается рынок «Беркат».

Краснолучская мебельная фабрика

Краснолучская мебельная фабрика
Типобщество с ограниченной ответственностью
Год основания1963
Год закрытия1999
Расположение СССР →  УкраинаКрасный Луч, ул. Космическая, 1
Отрасльдеревообрабатывающая промышленность
Продукциямебель

Краснолучская мебельная фабрика (укр. Краснолуцька меблева фабрика) — предприятие деревообрабатывающей промышленности в городе Красный Луч Луганской области.

История

Мебельная фабрика в городе Красный Луч была построена в соответствии с седьмым пятилетним планом развития народного хозяйства СССР и введена в эксплуатацию летом 1963 года (в июле 1963 года начал работу первый цех, в августе 1963 года — мебельное производство). Первоначально, фабрика занималась изготовлением диванов и столов, которые собирали из деталей, присланных с других мебельных фабрик[1], в дальнейшем было освоено производство мягкой мебели, а в январе 1964 года — корпусной мебели.

С начала 1964 года фабрика представляла собой предприятие с замкнутым циклом производства, в её составе действовали пять цехов (сушильно-заготовительный, фанеровочно-облицовочный, шлифовальный, отделочный и сборочный), а также склад готовой продукции.

В августе 1970 года Совет министров УССР принял решение о изменении номенклатуры выпускаемой продукции некоторых предприятий минлеспрома УССР — и с 1973 года специализацией Краснолучской мебельной фабрики (входившей в Ворошиловградское областное мебельное производственное объединение) стало производство корпусной мебели и стульев[2].

В 1980е годы коллектив фабрики состоял более чем из 700 сотрудников, основной продукцией являлись мебельные стенки «Луч», диваны, кресла и столы-тумбы.

В целом, в советское время мебельная фабрика входила в число ведущих предприятий города[3][4][5].

После провозглашения независимости Украины государственное предприятие было приватизировано и преобразовано в закрытое акционерное общество, которое в дальнейшем было реорганизовано в общество с ограниченной ответственностью. В условиях экономического кризиса 1990-х годов и разрыва хозяйственных связей положение фабрики осложнилось, в 1999 году она остановила производственную деятельность и прекратила своё существование.

Грозненский радиотехнический завод

Грозненский радиотехнический завод
ТипГосударственное предприятие
Год основания1959
Год закрытия1999
РасположениеГрозный
Отрасльрадиоэлектроника
Продукциярадиоприёмники, проигрыватели, магнитолы, радио- и телепередатчики
Число работниковболее 3000

Гӏала-404.

Грозненский радиотехнический завод был построен в 1959 году[1] и занимал площадь более 20 га[2]. Завод был одним из самых передовых предприятий отрасли в стране. Численность рабочих достигала более 3 тысяч человек. Завод выпускал магнитолырадиоприёмникирадио— и телепередатчики[1] (например, несколько моделей монофонических электрофонов «Ноктюрн», переносные транзисторные радиоприёмники 3-го класса серии «Турист», линейку переносных транзисторных радиоприёмников 4-го класса «Гӏала»), а также военную продукцию[2]. Продукция завода экспортировалась в десятки стран[1].

Завод функционировал до октября 1999 года. Работа предприятия была прекращена в связи с началом боевых действий. После окончания второй чеченской войны завод некоторое время работал под вывеской унитарного предприятия «Грозненский радиотехнический завод „Синтар“»[1] (Синтар — чеч. Росток).

В настоящее время на бывшей территории завода не сохранилось никаких построек[2].

Грозненский нефтеперерабатывающий завод

Грозненский нефтеперерабатывающий завод имени В. И. Ленина
Год основания1895
Год закрытия1999
Прежние названия«Ахвердов и К°»
РасположениеГрозный
Награды

Грозненский нефтеперерабатывающий завод имени В. И. Ленина — располагавшийся в Грозном нефтеперерабатывающий завод, в советский период одно из крупнейших подобных предприятий на Северном Кавказе.

История

В 1895 году фирмой «Ахвердов и К°» был создан нефтеперерабатывающий завод. Оборудование завода составляли два перегонных куба, с помощью которых производили смазочные масла и битум[1].

В том же году был введен в эксплуатацию второй нефтеперегонный завод «Успех».

Продолжительнее всех строился третий завод «Управления Владикавказской железной дороги» — до лета 1896 года[2]. Он был самым крупным в Грозном из построенных английскими специалистами. Возводил его Ф. А. Инчик, способный инженер, автор оригинальной системы непрерывной перегонки нефти. Производительность завода была выше «Лимитеда» и «Успеха», вместе взятых, — он мог переработать до 40 миллионов пудов нефти в год[3].

Нефтеперерабатывающий завод предприятия «И. А. Ахвердов и К°», возведенный британской «Steward limited», стал первым предприятием Грозненской нефтеперерабатывающей отрасли. До августа 1899 года на заводе велось только испытательное производство и только в сентябре 1899 года он был выведен на проектную мощность[4].

В советское время завод был оснащён высокопроизводительными установками для глубокой переработки нефти. Также был освоен выпуск новых видов продукции[1].

Во время Великой Отечественной войны завод обеспечивал Красную армию необходимыми нефтепродуктами. За успешное выполнение этой задачи Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 февраля 1942 года завод был награждён орденом Трудового Красного Знамени[1].

В 1953 году на заводе была пущена в эксплуатацию одна из первых в стране установок по деасфальтизации продуктов нефтепереработки пропаном[5].

В 1967 году заводу было присвоено имя В. И. Ленина. Продукция завода широко использовалась по всей стране и экспортировалась в десятки стран. В 1980-е годы номенклатура продукции завода составляла примерно 80 наименований[1].

Уничтожен российской авиацией в 1999 году[6].

Алмазнянский металлургический завод

Алмазнянский металлургический завод
Год основания15 января 1898
Год закрытия1999
Прежние названияДоменный цех №2 Коммунарского металлургического комбината
ОтрасльЧерная металлургия
ПродукцияЧугун

Шлаковый отвал АМЗАМЗ 1923 годМеханический цех АМЗДоменная печь АМЗАМЗ, возле клуба «Металлург»ЖД пути АМЗ 1958 годЦентральная проходная АМЗЛитейно-механический цех АМЗ 2020Литейный цех АМЗ 2020Проходная АМЗ внутри завода2020Старое паровозное депо АМЗ 2020Литейный Цех АМЗ 2020.1Механический цех реконструирован в 2002 году в литейно-механический цех. Медпункт справа фото 2020

Алмазнянский металлургический завод — металлургическое предприятие, находившееся в городе Алмазная Луганской области Украины.

История

Построен 15 января 1898 года «Алмазным каменноугольным обществом».

Летом 1898 года, была задута первая доменная печь, руда для которой поступала из Кривого Рога.

В январе 1900 года была задута вторая доменная печь.

В 1905 году Алмазнянский металлургический завод ввёл в строй третью доменную печь.

1 мая 1911 года на трубе АМЗ организация РСДРП решила установить красный флаг. Алмазнянский металлургический завод ЮРДМО (Южно-Русское днепровское металлургическое общество) производил чугун передельный: бессемеровский и мартеновский, литейный (красный и шотландский) и чугуны специальные: зеркальный, ферромарганец и ферросилиций, а также отливки чугунные и медные.

В 1911 году на Алмазнянском металлургическом заводе действовали доменные печи — производительность каждой из них составляла 10,8 тыс. пудов (164 тыс. тонн) чугуна в сутки) и 60 коксовых печей.

В 1913 году завод, на котором работали 625 человек, выплавил 7,9 млн пудов чугуна.

Июнь 1994 года «Доменный цех №2 Коммунарского металлургического комбината» реорганизован в «Алмазнянский металлургический завод»

1 февраля 1995 года «Алмазнянский металлургический завод» переименован в Открытое акционерное общество Алмазнянский металлургический завод. Пр. №17 от 31.01.1995г.

25 января 2000 г. увольнение работников по сокращению штата и численности.

21 июня 2000 г. На базе ликвидированного АМЗ появляется Общество с ограниченной ответственностью «Алмазнянский литейно-механический завод»

В дальнейшем ООО «АЛМЗ» реорганизуется в СПО ООО «Экина».

В 1999 году «Алмазнянский металлургический завод» объявлен банкротом. На протяжении нескольких лет резалось на металл все оборудование завода. На данный момент, на территории завода осталось старое, (одноэтажное) здание «конторы завода», двухэтажное управление завода, АТС заводская — разрушены; эл. подстанция — 35 кВ (Сажевая — Алмазная), локомотивное депо («новое»), ж.д. станция «мет.завод» с участком погрузки грузов в вагоны, литейный цех. Все три доменные печи разрушены.(одна из них была частично вывезена во время ВОВ на Урал, где до сих пор функционирует.

Летом 2020 года начали вырезать на металлолом железнодорожные пути, а так же металлические шпалы по территории АМЗ.

Весна 2021 года, вырезан участок жд пути от станции «АМЗ» до шлакового отвала.