Предприятия, закрытые в 1997 году

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В эту категорию помещаются статьи о предприятиях (промышленных, торговых, транспортных имущественных комплексах, для которых характерны определённое и неизменное местоположение и стабильная отраслевая направленность). Статьи о компаниях помещаются в категории, включённые в категорию «Компании». Например, статья о российской металлургической компании «Русал» будет включена в категории «Металлургические компании России» и «Горнодобывающие компании России». В то же время, статья о входящем в состав Российского алюминия Красноярском алюминиевом заводе будет включена в категории «Предприятия Красноярского края» и «Предприятия цветной металлургии России».

Бывает, что обособленное предприятие является одновременно и компанией. Например, статья о московском ликёро-водочном заводе «Кристалл», не входящем в какие-либо крупные компании, должна включаться, с одной стороны, в категории «Компании Москвы» и «Производители алкогольных напитков России», а с другой стороны — в категории «Предприятия Москвы» и «Предприятия пищевой промышленности».

Группа «Мост»

Группа «Мост»
ТипГруппа компаний
Год основания1993
Год закрытия1997
ОснователиВладимир Гусинский
Расположение РоссияМосква, ул. Зацепский Вал, Д. 5, 88
Ключевые фигурыВладимир Гусинский

Группа «Мост» / АО «Группа „Мост“» — российское акционерное общество, объединившее 42 предприятия. Владелец и генеральный директор В. А. Гусинский.

Руководителем аналитической службы группы «Мост» был первый заместитель председателя КГБ СССР (1985—1991) Филипп Бобков (1992-2001).

История

Во всех 42 предприятиях, входящих в холдинг, группа «Мост» имела контрольный пакет. Десять компаний из 42 работали с недвижимостью — в том числе завод пескобетонных блоков, цехи по распиловке леса и производству окон, дверей и других столярных изделий. По заказу правительства Москвы группа «Мост» финансировала разработку концепции малоэтажной застройки столицы и московского региона, вела строительство нескольких поселков коттеджного типа под Звенигородом.

В 1993 году группой «Мост» была учреждена газета «Сегодня» и телеканал НТВ[1]. К началу 1997 года в медиа-сектор группы «Мост» входило шесть основных частей: телекомпании НТВНТВ-Плюс, радиостанция «Эхо Москвы», газета «Сегодня», газета «Семь дней», журнал «Итоги»[1]. Эти активы были переданы в новое ЗАО «Медиа-Мост», генеральным директором которого стал Гусинский. В это же время Гусинский прекратил работать в группе «Мост»[2].

Кокшетауский завод приборостроения

Кокшетауский завод приборостроения
Год основания1917
Год закрытия1997

Кокшетауский завод приборостроения — бывший завод в Кокшетау (Казахстан). Образован на базе основанных в 1917 году Союзом кредитных кооперативов чугунно-питейных и ремонтных мастерских; до 1941 — механический завод имени ОГПУ (выпускал запчасти для сельскохозяйственных машин, водопроводную аппаратуру и печное литьё); в 1942—1945 слился с эвакуированным Подольским механическим заводом и выпускал продукцию оборонного значения; с 1972 назывался Кокчетавским приборостроительным заводом. Выпускал весы (циферблатные и шкальные платформенные, автомобильные и вагонеточные), циферблатные квадратные указатели для весов и дозаторов, дозаторы для передвижных бетонорастворных установок, приборы для измерения параметров вибрации, а также товары народного потребления (коньки, бытовые весы и т. д.). 3авод имел Дом культуры (ныне «Истоки»[1]), стадион («Торпедо», ныне «Окжетпес»), детский оздоровительный лагерь, детские дошкольные учреждения.

Завод закрылся в 1997 году в связи с распадом СССР[1].

Красный маяк (текстильное предприятие)

У этого термина существуют и другие значения, см. Красный Маяк.

Красный маяк

Вид с Выборгской набережной на прядильный корпус мануфактуры
Год основания1899
Год закрытия1997
Прежние названияФабрика Гука, Николаевская бумагопрядильная мануфактура акционерного общества «Воронин, Лютш и Чешер»,
Выборгская бумагопрядильная мануфактура
РасположениеСанкт-ПетербургВыборгская набережная
ОтрасльТекстильная промышленность
Награды
 Медиафайлы на Викискладе
Выявленный объект культурного наследия народов РФ
(нормативный акт)
объект № 7830218000 (БД Викигида)

«Красный маяк» — текстильная фабрика в Санкт-Петербурге на Выборгской набережной. Существовала с 1899 года. Ныне закрыта, помещения сдаются различным организациям.

История

До революции

В Санкт-Петербурге 19-20 веков был целый ряд текстильных фабрик[1], и они меняли владельцев; хозяева фабрик объединяли капиталы [2]. До социалистической революции 1917г., в результате которой оно было национализировано, предприятие называлось «Николаевская бумагопрядильная мануфактура акционерного общества „Воронин[3], Лютш и Чешер“»[4] и располагалось в домах 55—59 по Выборгской набережной[5] (ткацкий корпус имеет современный адрес по Кантемировской улице, 3). Архитектор главного здания (1899) — Василий Косяков. В 1907 году перестроена М. Ю. Кац-Капелинским. Здание в 2001 году было включено в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность»[6]. Ранее это была фабрика Гука[4][2].

Мануфактуре предшествовала[7] в 1772-1830 гг. канатная фабрика немецкого предпринимателя купца первой гильдии Гаврилы Ивановича (Габриэля Генриха) Флуга (Флюга, Пфлуха), по фамилии которого получил название Флюгов переулок, ставший с 1953 года Кантемировской улицей в память об освобождении советскими войсками железнодорожной станции Кантемировка в Воронежской области во время Великой Отечественной войны. Как владелец фабрики Гаврила Флуг впервые упоминается в двадцатисемилетнем возрасте. Его семья дружила с художником Павлом Федотовым, и ее члены ему позировали[7]. Среди прямых потомков Флуга народный художник СССР Илья Глазунов (по материнской линии)[7].

При советской власти

Предприятие национализировано в 1919 году, название «Красный маяк» получило с 1923 года, не раз переименовывалось и реорганизовывалось[1].

После 1991 года

Жилой дом Николаевской мануфактуры
Объект культурного наследия народов РФ регионального значения. Рег. № 781710971150005 (ЕГРОКН). Объект № 7830218000 (БД Викигида)

В 1992 году реорганизовано в АООТ «Санкт-Петербургский ордена „Знак Почёта“ комбинат технических тканей „Красный маяк“».

В 1996 году помещения комбината были распроданы по цене около 70 долл./м²[8]. К 1997 году предприятие полностью обанкротилось, была создана ликвидационная комиссия.

31 марта 2005 года в помещениях завода произошёл крупный пожар[9][10].

В 2008 году стало известно о том, что администрация комплекса продаёт[11] его израильской страховой группе Menora Mivtachim Holdings (англ.; связана с польской Globe Trade Centre S. A. ( GTC)[11][12] (англ.) и голландско-израильской компании Kardan. На участке 4,3 га предполагалось построить к 2011—2013 году офисный комплекс на 110 тыс. м²[13]. На 2013 год бизнес-центра на Выборгской, 55, ещё не построено, но есть реальные планы по развитию этой территории[14][12].

С 2015г. после реконструкции с 2013г.[15] корпуса на Кантемировской улице дом 3 в нем открылась Школа Экономики и менеджмента Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) в Санкт-Петербурге[16]. Напротив съезда с Кантемировского моста у здания вуза установлена деревянная модульная скульптура в виде сидящей фигуры из серии работ «Красные человечки» (англ. Red people) петербургского дизайнера, куратора программы «Коммуникационный дизайн» и преподавателя[17] Школы дизайна ВШЭ в СПб Андрея Люблинского[18]. Работы из этой серии установлены и в других точках ВШЭ в Санкт-Петербурге, а также в публичных пространствах в других городах[18][19]. Их упрощённый силуэт отражает «пиксельную эстетику» изображений на дисплеях ранних компьютеров[20].

 Внешние видеофайлы
Андрей Люблинский — Стрит-арт в Петербурге / #ленинбург
https://m.youtube.com/watch?v=gZw5U2fCPYw

В 2018-19 гг. была проведена государственная историко-культурная экспертиза[21] комплекса объектов культурного наследия, в том числе завода «Новый Лесснер» (в советское время — завод имени Карла Маркса) и Николаевской мануфактуры АО «Воронин, Лютш и Чешер» по заказу нового застройщика.[22]

Объекты культурного наследия

  • Комплекс построек Николаевской мануфактуры акционерного общества “Воронин, Лютш и Чешер”. Время возникновения объекта, основных перестроек: 1899 г. Местонахождение объекта: улица Александра Матросова, 4, корп. 2, лит. К, Л (Прядильный корпус с кузницей и дымовой трубой)[22]; Кантемировская ул., 3, корп. 1, лит. А, Б.[23]
  • Жилой дом бумагопрядильной и трикотажной Николаевской мануфактуры акционерного общества мануфактур “И.А. Воронин, Лютш и Чешер”. Время возникновения объекта, основных перестроек: 1913-1914 гг. Местонахождение объекта: Выборгская наб., 59, корп. 1, лит. А.[24]
  • Ткацкий корпус. Местонахождение объекта Кантемировская ул., 3, корп. 1, лит. А, Б. Время возникновения объекта, основных перестроек: 1892-1896гг.[25]

Примечания

↑ Показывать компактно

  1. ↑ Перейти обратно:1 2 ЦГА СПб. Фонд Р-1725 ПРАВЛЕНИЕ ПЕТРОГРАДСКИХ ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫХ ФАБРИК РСФСР («ПЕТРОХЛОПОК») ПРИ ТЕКСТИЛЬНОЙ СЕКЦИИ СОВЕТА НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА СЕВЕРНОГО РАЙОНА. ПЕТРОГРАД. 1914–1921. Информационные ресурсы — Архивы Санкт-Петербурга. spbarchives.ru. Дата обращения: 5 мая 2020.
  2. ↑ Перейти обратно:1 2 Барышников М.Н. Создание текстильного треста в Петербурге в начале XX века (рус.) // Российский журнал менеджмента : Научный журнал. — 2011. — Т. 9, вып. 2. — С. 125—144.
  3.  Создание текстильного треста в Петербурге в начале ХХ века. cyberleninka.ru. Дата обращения: 5 мая 2020.
  4. ↑ Перейти обратно:1 2 Никольская мануфактура АО «Воронин, Лютш и Чешер» — Фабрика Гука, Кирпичный, Архитектор Пирвиц фон Ф. К., Косяков Вас. А., Крыжановский Д. А., Кантемировская ул., 3к1. www.citywalls.ru. Дата обращения: 5 мая 2020.
  5.  Первушина, Елена. Ленинградская утопия. Авангард в архитектуре Северной столицы. — Litres, 2012. — ISBN 9785457198852.
  6.  Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность Архивная копияот 2 апреля 2015 на Wayback Machine (под № 646, 646.1—4)
  7. ↑ Перейти обратно:1 2 3 Алексей Ерофеев. По теневой, по непарадной. Улицы Петербурга, не включенные в туристические маршруты. — Litres, 2017-09-05. — 308 с. — ISBN 978-5-457-52712-6.
  8.  Недвижимость продается по стартовым ценам // Деловой Петербург. — 1996. — № 30. — С. 14.
  9.  Санкт-Петербург. Пожар на предприятии «Красный маяк»Regions.ru(31 марта 2005). Дата обращения: 10 августа 2013.
  10.  Пожары на территории крупных петербургских предприятий (недоступная ссылка). ГТРК «Санкт-Петербург» (31 марта 2005). Дата обращения: 10 августа 2013. Архивировано 1 мая 2005 года.
  11. ↑ Перейти обратно:1 2 «Красный маяк» увидели в Польше. m.dp.ru. Дата обращения: 5 мая 2020.
  12. ↑ Перейти обратно:1 2 Николаевскую мануфактуру на Выборгской застроят бизнес-центрами — Новости строительства Санкт-Петербурга — Канонер. kanoner.com. Дата обращения: 9 мая 2020.
  13.  Израиль включит «Красный маяк» (недоступная ссылка — история ). РБК(30 апреля 2008). Дата обращения: 10 августа 2013.
  14.  Выборгский район Петербурга пользуется спросом у арендаторов коммерцииEstateLine (16 апреля 2013). Дата обращения: 10 августа 2013.
  15.  ВШЭ приспособит под свои нужды ткацкую фабрику на Кантемировской — Новости строительства Санкт-Петербурга — Канонер. kanoner.com. Дата обращения: 5 мая 2020.
  16.  Санкт-Петербург, Кантемировская, 3. www.hse.ru. Дата обращения: 5 мая 2020.
  17.  Школа дизайна. Андрей Люблинский — в команде Школы дизайна. design.hse.ru. Дата обращения: 6 мая 2020.
  18. ↑ Перейти обратно:1 2 Андрей Люблинский. Андрей Люблинский — Стрит-арт в Петербурге / #ленинбургленинбург. YouTube.
  19.  Андрей Люблинский: «Публичные пространства — это самые интересные места для творчества». The Art Newspaper Russia (14 декабря 2015). Дата обращения: 6 мая 2020.
  20.  Андрей Люблинский. www.erarta.com. Дата обращения: 6 мая 2020.
  21.  Государственные историко-культурные экспертизы за 2019 г.. kgiop.gov.spb.ru. Дата обращения: 6 мая 2020.
  22. ↑ Перейти обратно:1 2 Акт по результатам проведения государственной историко-культурной экспертизы документации, обосновывающей меры по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного наследия «Кузнечно-прессовый цех», расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, Большой Сампсониевский пр., 66 (корп. 5, цех №20), выявленного объекта культурного наследия «Конторское здание», расположенного по адресу: Большой Сампсониевский пр.. 66, литера В (Большой Сампсониевский пр., бба (корп. 8А), входящих в состав выявленного объекта культурного наследия «Комплекс построек Механического завода «Новый Лесснер» (после 1918 — машиностроительный завод им К. Маркса)», и выявленного объекта культурного наследия «Прядильный корпус с кузницей и дымовой трубой», входящего в состав выявленного объекта культурного наследия «Комплекс построек Николаевской мануфактуры акционерного общества «Воронин, Лютш и Чешер», расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Александра Матросова, д. 4, корп. 2, лит. К, Л, при проведении земляных и строительных работ, предусмотренных проектом «Многоэтажная жилая застройка (жилой комплекс со встроенными помещениями, подземными автостоянками. ДОО по адресу: Санкт-Петербург, Большой Сампсониевский пр. (кадастровый номер участка 78:36:0005016:1309), шифр 03/2017-БСбб-01, разработанной ООО «ТЕХНОПОЛИС» в 2018 г., шифр БС-бб-О-МОСОКН, на земельном участке, непосредственно связанной с земельными участками в границах территорий выявленных объектов культурного наследия, в целях обеспечения сохранности выявленных объектов культурного наследия. Санкт-Петербург. 29 января 2019 г. Эксперт Гусева А.Л. PDF. // КГИОП СПб.
  23.  Перечень объектов культурного наследия и выявленных объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга. kgiop.gov.spb.ru. Дата обращения: 6 мая 2020.
  24.  Перечень объектов культурного наследия и выявленных объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга. kgiop.gov.spb.ru. Дата обращения: 6 мая 2020.
  25.  Перечень объектов культурного наследия и выявленных объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга. kgiop.gov.spb.ru. Дата обращения: 6 мая 2020.

Ссылки

Красный маяк:

Львовский мотозавод

Львовский мотозавод
Год основания1919
Год закрытия1997
Расположениег. Львов, ул. Городоцкая, 174
Продукциямопед и велосипед с мотором
Сайтmotozavod.com.ua

Львовский мотозавод (укр. Львівський мотозавод, ЛМЗ) — советский и украинский завод, осуществлявший свою деятельность в 1919—1997 годах. Располагался в Железнодорожном районе Львова. Наиболее известная продукция — мопеды и велосипеды.

Содержание

История

Инструментальное предприятие под названием Завод «Металл» (польск. Lwowski zakład Metal) было создано в 1919 году. Первой продукцией завода в 1920-х годах были пилорамы, мелкие метизные изделия, трубы, подковы и прочие товары местного спроса. Неизвестно, когда завод впервые подключился к выпуску транспортных средств, но известно, что в 1939 году здесь уже выпускали по 12 возов в день. Телеги и метизы оставались основной продукцией предприятия вплоть до 1951 года, когда завод освоил производство сельхозмашин — веялок и транспортёров.

В 1958 году в целях развития автомобильной промышленности во Львовской области на завод передали производство автоприцепов и автолавок.

В 1960 году завод был перепрофилирован для выпуска велосипедов и лёгкой мототехники и переименован во «Львовский велосипедный завод» — ЛВЗ.Первый мотовелосипед Львовского велозавода В-902 с двигателем Д-4 объемом 45 куб. см., серийный выпуск начат в 1958 году

На базе оборудования, переданного с Харьковского велосипедного завода, в 1958 году завод начал выпуск мотовелосипеда В-902[1] со вспомогательным двухтактным двигателем Д-4 (45 куб. см, 1 л.с.) производства ленинградского завода «Красный Октябрь» и специально разработанной короткорычажной передней вилкой. Коробка передач отсутствовала.

В процессе поиска новых решений были созданы прототипы «Белка» и «Днестр», которые не оправдали возлагавшихся на них надежд и они не были внедрены в серийное производство. В 1961 году предприятие стало называться «Львовский завод мотовелосипедов» (ЛЗМ).

Следующей моделью, разработанной в конце 1962 года и пошедшей в серийное производство в 1963 году, стал мотовелосипед МВ-042 «Львовянка» (укр. Львів’янка)[1], целиком созданный инженерами завода. Для того времени машина была вполне современной. Специальная несущая рама из штампованных профилей, глубокие крылья, телескопическая передняя вилка и маятниковая задняя подвеска (в раннем варианте — на центральной пружине). Двигатель, консольно подвешенный под рамой, оставался прежним. Хотя МВ-042 назывался мотовелосипедом, но по мягким подвескам колёс и развитой капотировке его вполне можно отнести к мопедам.

В 1968 году на предприятии был открыт музей истории завода[2].

Производство двухскоростных мопедов

Mотовелосипед МВ-042М «Львів’янка»

Следующей моделью стал мотовелосипед МВ-044. Общая концепция и силовой агрегат не изменились, а вот дизайн машины был полностью переделан. На смену мягкой обтекаемой внешности пришли жесткие «рубленые» формы «индустриального» стиля. На базе этой машины был разработан первый мопед завода, получивший индекс МВ-043, сделанный в том же стиле и отличавшийся двигателем Ш-51К (49,8 куб. см, 2 л.с.) в блоке с двухступенчатой коробкой передач с ручным переключением. Этот силовой агрегат (копию чехословацкого мотора JAWA-Stadion-S22) начал выпускать Шяуляйский велосипедно-моторный заводский завод «Вайрас» (Vairas), остававшийся партнёром завода во Львове всё время его существования.

Во второй половине 1960-х годов началась подготовка к серийному производству нового мопеда «Верховина». «Рубленый» дизайн снова сменился на «округлый». Тогда сформировался облик мопедов «Верховина», который с небольшими изменениями сохранялся до конца производства. В главном концепция машины уже не менялась: телескопическая передняя вилка, маятниковая задняя подвеска, 50-кубовый двухтактный двухскоростной двигатель со вспомогательным педальным приводом.

В период 1969-70 годов, предприятие получило новое название — «Львовский мотозавод». В 1968 году завод освоил производство мопедов МП-045 и МП-046[1].

В 1970 году в серию пошли мопеды МП-047 «Тисса» и МП-048 «Верховина-3»[1], в 1973 году — ЛМЗ-2-152 «Верховина-4». Обе модели имели наклонный бензобак, на следующей версии — ЛМЗ-2.153 «Верховина-5» — бак был расположен горизонтально, что делало её похожей на лёгкий мотоцикл.

В начале 1970-х клиноременный вариатор был испытан в Серпуховском ВНИИмотопрома на мопедах «Селена», а к 1974 году подготовили опытные образцы ЛМЗ-2154 под названием «Автоматик» на Львовском мотозаводе. Он был создан на основе выпускаемого в то время мопеда «Верховина-4» и снабжен двигателем ВКР-53, имеющим те же параметры, что и двигатель «Верховины». Ходовая часть осталась без изменения. Это уже не были «проекты» — несколько сотен машин поступило в продажу, правда только во Львове,Львовской и соседней Волынской области. Ожидалось, что в 1975 году производство «Автоматика» будет увеличено. Ненадёжная трансмиссия (в Советском Союзе просто не выпускали качественных приводных ремней!) помешала освоению крупносерийного производства.

В начале 9-й пятилетки на заводе произвели объединение цехов (сначала объединили 1-й заготовительный цех и рамко-прессовый цех, затем — 2-й сборочный цех и деревообрабатывающий цех), ввели в эксплуатацию конвейер, соединивший 1-й сборочный цех и склад готовой продукции, установили в производственных цехах кран-балки и монорельсы для перемещения тяжёлых и громоздких грузов. В это же время на заводе в металлообрабатывающих цехах была введена в эксплуатацию твердосплавная оснастка, началось использование алмазного инструмента и были внедрены новые прогрессивные технологии (подводная шлифовка деталей в гальваническом цехе, цинкование в барабанах на автоматической линии, алмазная заточка резцов и др.)[3].

Свой двухмиллионный мопед завод собрал в 1978 году.

В начале 1980-х выпуск продукции достиг своего максимума — до 300 тысяч машин в год.

В дальнейшем, с начала 1980-х годов было отмечено снижение спроса на выпускаемые заводом мопеды[4].

Производство мокиков

С апреля 1981 года начался выпуск «Верховины-7», оснащённой мотором Ш-62 без вспомогательного педального привода. Этот мокик заменил в производстве архаичную «Верховину-6» с педалями (хотя обе модели какое-то время выпускались параллельно — до исчерпания запасов двигателя Ш-57 с педальным пуском, а также с двигателем Ш-58 с кикстартером).

Необходимо отметить, что Львовский мотозавод, как и Рижский, финансировались по остаточному принципу, что крайне затрудняло освоение новых моделей. Кроме того, двигатели завода «Вайрас» отличались очень низким качеством.

В апреле 1982 года началось производство нового мокика «Карпаты» с мотором S-62, в 1983 году S-62M, с 1984 года V-50 (развитие серии «Ш»). Также, в 1983 году на ВДНХ СССР завод представил детский складной велосипед «Зайка-3-Люкс»[5].

В 1985 году завод начал обновление мокика Карпаты, в результате которой в 1986 году был создан мокик ЛМЗ-2.161 «Карпаты-2», а затем — его модификация ЛМЗ-2.161С «Карпаты-2-Спорт»[4] Устанавливались двигателями V-50, и с 1988 года V-501. Основные отличия от Карпаты до 1985 года, был бак (без резинок), новые пластмассовые крышки на раме увеличенного размера без надписи «50», новый фонарь прямоугольный, в таком виде он выпускался до 1989 года.

С 1989 по 1997 год, изменения появились в виде пластмассовой фары (большая до 1991 года, маленькая с 1992 по 1997 год) Также с 1992 года рама, крылья, диски красились в один цвет, (красный, оранжевый, голубой, зелёный) Хромированные диски и крылья ставились до 1990 года. С 1991 по 1997 год устанавливались двигатели V-50M, V-501M.

В 1988 году Львовский мотозавод выпустил 123 тысячи мопедов, в 1989 году их число возросло до 139 тысяч штук.

В 1990 году завод произвёл продукции на сумму свыше 60 млн рублей[6], выпустив 132 934 мопедов.

К началу 1991 года завод являлся основным поставщиком мокиков, подростковых и детских велосипедов на рынок СССР. К этому времени завод завершил разработку детских велосипедов «Зайка-4» и «Зайка-4-Люкс» (предназначенных для замены находившихся в производстве моделей «Зайка-3» и «Зайка-3-Люкс»), практически завершил работы по мокику «Львов» с двигателем В501М, а также работал над созданием мокика «Скутер», велосипеда «Ватра» (разработанного на замену велосипеда «Тиса-2», его производство планировалось начать в 1992 году), велосипеда «Зайка-5» (выпуск которого планировалось начать с 1993 года), детского велосипеда «Беркут» и велосипеда для девочек «Мальва»[6].

За первое полугодие 1991 года ЛМЗ собрал всего 63 тысячи мопедов. В дальнейшем объёмы производства завода только снижались.

Завершение производства

В 1990-е годы уже в независимой Украине делались попытки освоить новый мокик «Львів» (подготовленная ещё в советское время модель, фактически — та же «карпатовская» ходовая часть с изменениями чисто внешнего характера), вместо шяуляйских моторов использовались польские двигатели Dezamet, по характеристикам аналогичные шяуляйским, но гораздо надёжнее их.

Закрытие границ, вследствие распада СССР, переход в отношениях между производителями и поставщиками на валюту, а также комплекс других причин подорвали потенциал предприятия и привели к его полному закрытию в 1997-98 году. Оборудование Львовского мотозавода было демонтировано и вывезено.

В июле 1998 года завод был включён в перечень предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности Украины[7]. В сентябре 1998 года правительство Украины утвердило программу государственной поддержки комплексного развития города Львова, которая предусматривала выделение 2,84 млн. гривен (в том числе, 570 тыс. гривен из средств государственного бюджета Украины) на развитие производства на Львовском мотозаводе конкурентоспособной мотовелотехники[8], но результаты программы оказались неуспешны и в 2000 году Львовский мотозавод был исключён из перечня предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности Украины.

Бывшие заводские корпуса арендуются сторонними фирмами, далёкими от мотопроизводства. Так, в 1-м корпусе располагается мебельный салон, 2-й корпус занимает автосалон, а в бывшей заводской проходной — магазин бытовой техники.

8 ноября 2006 в бывшем цеху мотозавода был открыт спортивный комплекс «Iнтер-спорт»[9].

10 июля 2008 года[10] общежития завода были переданы в коммунальную собственность города Львова[11].

Примечания

  1. ↑ Перейти обратно:1 2 3 4 В. В. Рогожин. Советское мотоциклостроение // журнал «Автомобильная промышленность», № 12, 1984. стр.20-23
  2.  Постанова Кабінету міністрів України № 1766 від 29 листопада 2000 р. «Про затвердження переліку музеїв, що перебувають у віданні підприємств, установ та організацій, де зберігаються музейні колекції та музейні предмети, що є державною власністю і належать до державної частини Музейного фонду України»
  3.  Е. Шифрина. Помог щекинский метод // Львов — Ульяновск / сб., сост. В. Е. Грабовский и др. Львов, «Каменяр»; Ульяновск, Ульяновское отделение Приволжского книжного издательства, 1974. стр.248-251
  4. ↑ Перейти обратно:1 2 С. В. Плюхин, Б. И. Решетов. Рижские и львовские мокики // журнал «Автомобильная промышленность», № 4, 1991. стр.10-11
  5.  С. А. Спесивцев. Автомобилестроители Украинской ССР на ВДНХ // журнал «Автомобильная промышленность», № 2, 1983. стр.26-28
  6. ↑ Перейти обратно:1 2 Б. А. Грицик, Е. Н. Палыга. Перспективы развития Львовского мотозавода // журнал «Автомобильная промышленность», № 6, 1991. стр.5
  7.  Постанова Кабінету міністрів України № 1151 від 27 липня 1998 р. «Про внесення змін і доповнень до переліку підприємств, які мають стратегічне значення для економіки і безпеки держави»
  8.  Постанова Кабінету міністрів України № 1406 від 9 вересня 1998 р. «Про Програму державної підтримки комплексного розвитку міста Львова на 1998 — 2002 роки»
  9.  На місці колишнього цеху Львівського мотозаводу відкрили сучасний спорткомплекс // ZIK.UA от 8 ноября 2006
  10.  Львов принял в коммунальную собственность 3 дома // «РБК — Украина» от 11 июля 2008
  11.  9 відомчих будинків стали комунальною власністю Львова // ZAXID.NET від 19 січня 2009

Московский газовый завод

Московский газовый завод
Год основания1866
Год закрытия1997
ОснователиБукье А., Гольдсмит Н.
Расположение Россия МоскваНижний Сусальный переулок, 5
ОтрасльПроизводство светильного газа
ПродукцияСветильный газ
СайтАрма

Московский газовый завод — бывший газовый завод в Басманном районе Центрального административного округа Москвы, построенный в 1865 году для освещения города, памятник промышленной архитектуры. В настоящее время помещения завода переоборудованы в бизнес-центр[1].

Содержание

История

Московский газовый завод. Ретортное и аппаратное здание (со стороны коксовой площадки). Ок. 1913 года[2]Московский газовый завод. Корпус завода водяного газа. Ок. 1913 года[3]Московский газовый завод. Газгольдеры. Ок. 1913 года[4]Вид на газгольдер и производственный корпус Московского газового завода, 2009Вид на газгольдеры Московского газового завода со стороны выставочного комплекса «Винзавод», 2009Вид на каркас шуховских перекрытий газгольдера Московского газового завода со стороны платформ Курского вокзала, 2009

В 1861 году инженеры Вернер фон Сименс и Иоганн Гальске предложили московскому генерал-губернатору провести газовое освещение в Москве. В 1863 году Дума объявила о поиске подрядчика, в результате торгов выиграли предприниматель А. Букье и инженер Н. Гольдсмит. 29 января 1865 года Распорядительная дума подписала с ними контракт, и 24 июля началось строительство Московского газового завода за Курской железной дорогой[1].

Первыми были выстроены два двухэтажных корпуса по линии Нижнего Сусального переулка по проекту Фёдора Дмитриева для проживания рабочих. В это же время архитектор Рудольф Бернгард руководил строительством четырёх кирпичных газгольдеров высотой 20 метров, глубиной 10, и по 40 метров в диаметре. Здание газового завода, состоявшее из нескольких цехов, построили между газгольдерами и административным корпусом. Оборудование для завода, каменный уголь для производства светильного газа и прокладки газовых трасс завозилось из-за границы[5].

Торжественный запуск Московского газового завода и зажжение газового фонаря у Архангельского собора состоялось 27 декабря 1866 года. К этому времени было проложено 90 км газовых сетей и установлено 2019 фонарей[1].

В январе 1867 Букье и Гольдсмид передали контракт на освещение Москвы текучим газом Английскому обществу (City of Moscow gas company, Ltd). Из-за крупных убытков в 1888-м английская компания передала концессию Генеральному Французскому и Континентальному обществу освещения. Новое общество не ремонтировало и не модернизировало устройство завода, из-за чего оборудование сильно износилось[6].

29 января 1905 года завод перешел городу. По результатам инвентаризации имущество оценивалось в 5 миллионов рублей, но его реальная стоимость из-за изношенности была в два раза меньше. Из-за возрастающей потребности города в газе было решено реконструировать завод. Над проектом работал архитектор Александр Рооп[7]. За четыре года был заново отстроен аммиачный завод, переделаны два газгольдера, понижена утечка и давление газа в сети и были проложены газовые магистрали[6]. В 1912 году начались работы по строительству новых корпусов, на что было выделено 4 миллиона рублей. Старое здание снесли и по проектам инженера Владимира Шухова были построены перекрытия очистного цеха, цеха производства счётчиков и регуляторов, цеха водяного газа, перекрытия ретортного и аппаратного зданий, перекрытия электростанции и холодильника и перекрытия регулирующего газгольдера[8].

Реконструкция завода была закончена в 1914 году, в результате мощность завода увеличилась вдвое. Его производительность достигла 107,6 млн литров газа в сутки, или 18 406 млн литров в год[1].

В период Первой мировой и Гражданской войны завод выполнял военные заказы. Для производства взрывчатых веществ на заводе установили четыре печи для получения из нефти бензолатолуоланефтяного газа. В 1915 году на заводе запустили производство ручных гранат. Предприятие продолжало работать на полную мощность, поставляя газ для города и производя продукты для армии[1]. В 1917 году завод был признан предприятием, имеющим первостепенную государственную значимость, остановка которого недопустима[9].

В 20—30-е годы XX века на территории завода построили здание газогенератора (архитектор Николай Морозов) и вспомогательные здания: склады для хранения запасов сырья, продукции, мастерские, столовую и бытовки. В 1931 году завод перешел в управление Моссовета[1].

В июле 1946 года был запущен газопровод Саратов — Москва, из-за чего производительность Московского газового завода резко снизилась. Основной его функцией стало производство тугоплавких газовых горелок. По генплану Москвы 1971 года завод был включён в число предприятий с экологически вредным производством, которые подлежали выводу из города. Однако из-за перестройки в полной мере это так и не произошло[5].

В 1997 году завод был переименован в ОАО АЗ «Арма» и выпускал газозапорную арматуру. В 2002 году производство было остановлено, а площади бывшего завода сдавали в аренду. Южная часть территории перешла к «Арме» и была реконструирована девелоперской компанией «Большой город»[10].

С 2003 года «Арма» стала одним из главных творческих центров Москвы, где собираются музыканты, дизайнеры, продюсеры[11]. В настоящее время бывший газовый завод сдают в аренду под офисы, рестораны и магазины[1].

Реконструкция

Активная перестройка началась в 2011 году. В настоящее время на территории бывшего завода функционируют четыре газгольдера и девять реконструированных корпусов. Реновацией корпусов и благоустройством территории занимались архитекторы бюро «АМ Сергей Киселёв и Партнёры». Реновация коснулась в основном южной части бывшего завода. Были разобраны советские пристройки, укреплен фундамент, в скатах кровель появились мансардные окна и уступы террас[10].

В результате благоустройства были открыты проходы на территорию. Ворота между корпусами переоборудовали в открытый для пешеходов и более просторный КПП, также уменьшился автомобильный трафик на территории «Армы»[12].

Здания

Официальный статус исторически ценных объектов бывшего завода имеют четыре газгольдера и два административных корпуса[13].

Газгольдеры — самые старые из сохранившихся построек, отличаются мощной пластикой фасадов и оригинальной цилиндрической формой. Они были спроектированы Рудольфом Бернгардом. От европейских их отличают углубленные на 10 метров в землю полы. Во время первой реконструкции безопорные перекрытия заменили по проекту Владимира Шухова, для укрепления он использовал сетчатые и сводчатые металлические структуры. За советский период интерьеры и фасады газгольдеров значительно изменились, почти полностью сохранился только корпус № 17. В настоящее время в них размещаются руководства «Армы», офисы и коворкинг. Во время реновации газгольдеры очистили от краски, грязи и плесени, стены перекрасили и надстроили этаж, поддерживаемый панорамным окном[5][14].

От первого завода сохранились корпуса № 1 и № 2, вытянутые вдоль Нижнего Сусального переулка. Александр Рооп добавил к ним боковые ризалиты, визуально отделив торцы зданий во «флигели». В советское время над двухэтажными зданиями построили аттиковые надстройки. При реконструкции их перебрали, в результате образовались помещения для офисов, освещенные мансардными окнами. Корпуса отданы магазинам и кафе, на верхнем этаже находятся рабочие помещения[10].

Корпус № 3 служил на заводе аппаратной. Он немного меньше соседнего четвёртого корпуса, но его фасады нарисованы пластичнее, чем во всех других постройках. Циркульные перемычки окон и круглые ниши перекликаются с фризами ломбардских арок и контрфорсами. Северный торцевой фасад украшен пятью высокими окнами[10].

Корпус № 3а немного меньше, также с высокими окнами и лучковыми сандриками. Рядом с корпусами 3 и 3а установлен обновлённый памятник погибшим в Великой Отечественной войне[10].

Здания корпусов № 4, № 5 и № 5а были построены Александром Роопа в 1912—1914 годах. На фасадах непрерывные аркатуры, между окнами, выстроенными в два яруса, возведены контрфорсы. Корпуса обращены к железнодорожной насыпи и образуют двор-парковку. До сих пор действует заводская труба, обслуживающая котельную. Нижние этажи заняты торговыми помещениями, верхние — офисными. Между четвёртым и третьим корпусом проходит пешеходный бульвар[10].

Корпус № 6 был построен в 1880-х годах для производства счетчиков. В здании устроен мансардный этаж, который арендуют офисы, а нижний этаж углублен. Двухэтажный корпус № 7 задумывался как новая котельная. Его глухие торцы обращены на север и юг, стеклянные — на восток, к историческим корпусам, а ряд вертикальных окон смотрим в сторону газгольдеров. Кирпичный, покрытый плиткой корпус № 13 находится рядом с западной границей комплекса, имеет треугольную форму. Откосы окон асимметричны и повторяют форму зданий[10].

Корпус № 19 — наиболее крупный из обновленных построек «Армы». Он находится за газгольдерами и окружен наземной парковкой. Вход выполнен в виде ниши в белокаменной рамке со встроенным в неё козырькам. Вдоль зданий расположены глубокие приямки, прикрытые стеклом, которые подчёркивают углубленное пространство. Над окнами выступает белая рельефная сетка, визуально объединяя этажи[10].