Предприятия, закрытые в 1995 году

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В эту категорию помещаются статьи о предприятиях (промышленных, торговых, транспортных имущественных комплексах, для которых характерны определённое и неизменное местоположение и стабильная отраслевая направленность). Статьи о компаниях помещаются в категории, включённые в категорию «Компании». Например, статья о российской металлургической компании «Русал» будет включена в категории «Металлургические компании России» и «Горнодобывающие компании России». В то же время, статья о входящем в состав Российского алюминия Красноярском алюминиевом заводе будет включена в категории «Предприятия Красноярского края» и «Предприятия цветной металлургии России».

Бывает, что обособленное предприятие является одновременно и компанией. Например, статья о московском ликёро-водочном заводе «Кристалл», не входящем в какие-либо крупные компании, должна включаться, с одной стороны, в категории «Компании Москвы» и «Производители алкогольных напитков России», а с другой стороны — в категории «Предприятия Москвы» и «Предприятия пищевой промышленности».

Гороховецкий судостроительный завод

Гороховецкий судостроительный завод
ТипОАО
Основание22 октября 1902
Упраздненас 1995 г. процедура банкротства
Расположение РоссияГороховец, ул. Гоголя 15.
ОтрасльСудостроение
ПродукцияСуда различных типов, товары народного потребления
Число сотрудниковдо 3500 во время работы предприятия.

Гороховецкий судостроительный завод (судостроительный завод № 343, п/я В-8975, ОАО «Гороховецкий судостроительный завод») — Судостроительное предприятие города Гороховец (Владимирской области), в котором строились буксиры, рыбопромысловые и сухогрузные суда «река-море», суда вспомогательного флота ВМФ, а также баржи различных типов. В настоящее время не действует, находясь в процедуре банкротства с 1995 года[1][2].

Содержание

История

Дореволюционный период

Гороховецкий судостроительный завод основан 22 октября 1902 года предпринимателем Иваном Александровичем Шориным, в это время он приобрел у гороховецкого промышленника, купца третьей гильдии С. И. Семенычева котельное производство расположенное возле города на берегу реки Клязьма. Будучи выходцем из крестьян-старообрядцев Гороховецкого уезда, Иван Шорин начал трудовую деятельность занимаясь отхожим промыслом и прошел путь от рядового рабочего-котельщика до руководителя железнодорожных мастерских (ныне Краснодарский механический завод[3]) на станции Тихорецкая Владикавказской железной дороги и в 42 года вернувшись в Гороховец, имел опыт организаторской работы, капитал и связи со «Строительной конторе А. В. Бари» в Москве[4].

За несколько лет Шорин, расширяя и совершенствуя производство, перенес его на новые площади, все более позиционируя многопрофильное предпирятие как судостроительное. В первые годы активно выпускались наливные металлические баржи грузоподемностью до 550 тысяч пудов и морские рейдовые баржи до 110 тысяч пудов для Волго-Каспийского бассейна, которые пользовались большим спросом на рынке, а также резервуары для нефти, металлические стропила, сельхозмашины и орудия.

В 1907 году по заказу председателя Нижегородского биржевого общества Д. В. Сироткина, на Гороховецком судостроительном заводе была построена крупнейшая на тот момент в мире речная нефтеналивная баржа «Марфа Посадница», имеющая помимо уникальных размеров и грузоподъёмности, новые прогрессивные обводы корпуса разработанные инженером Владимиром Шуховым, появление таких судов позволяло транспортировать по Волге каспийскую нефть во внутренние районы страны с наименьшими затратами[5][неавторитетный источник?]. Строительство «Марфы Посадницы» и еще нескольких барж подобного типа, а также речных буксирных пароходов «Гороховец», «Потомственный крестьянин», «Орел» и др. заинтересовала заводчиков-судостроителей и судоверфь приобрела широкую известность.

В начале XX века завод состоял из нескольких небольших деревянных цехов, многие работы проводились под навесами или под открытым небом, баржи закладывались на временных деревянных стапелях-клетях недалеко от уреза воды и снимались с них весенним паводком, затем достраивались на плаву. В 1906 г. на заводе был установлен двигатель системы «Болиндер», 2 токарных и 2 сверлильных станка, станок для штамповки заклепок. В 1908 году установлен второй двигатель, токарные станки, кромкострогательный станок, комбинированные ножи, трехвальковые вальцы и др. Помимо судостроительных заказов в период 1911—1914 годов изготавливались и монтировались конструкции и механизмы плотин и шлюзов на реке Северский Донец, устанавливались металлические шлюзы взамен деревянных на Мариинской системе по реки Шексна. Развитие производства вызвал процесс возвращения в Гороховецкий уезд рабочих-отходников и их семей, население города в период 1897—1914 годов возросло с 2297 до 5415 человек. В 1915 году на заводе работало около 900 рабочих.

После революции 1917 года Иван Александрович Шорин добровольно передал завод под контроль рабочих.

1917—1941 годы

Кризис, вызванный Первой Мировой войной, революциями, гражданской войной, и последовавший крах финансовой системы нанес серьезный удар по производству, завод почти прекратил деятельность, производя только мелкий сельхозинвентарь, котлы, баки, резервуары. Сказывалось отсутствие металла и рабочих рук, в зимнее время в районе обострялся голод, из рабочих составлялись продотряды, которые выезжали в хлебородные области с целью добывания продовольствия.

26 марта 1918 года, в возрасте 58 лет умер основатель завода Иван Александрович Шорин. В похоронах участвовал весь город и уезд, постановлением заводского комитета, гроб несли на руках до старообрядческого кладбища деревни Выезд откуда он был родом. Этот же год оказался решающим в судьбе завода, первоначально ВСНХ принял решение законсервировать производство, однако, благодаря посланной делегации рабочих вопрос о возобновлении работы был решен положительно.

С 1919 года положение начало медленно улучшаться выпусклись отстойники для воды, сатураторы и водоочистители. В декабре 1923 году на заводе работало 85 человек, начали сооружаться траверсы для строящейся высоковольтной линии Нижегородской ГРЭС.

В 1924 году завод включен в первую советскую программу судостроения, началась реконструкция, построены разметочная, кузница, лесопилка, пополнено оборудование. Количество рабочих возросло до 431 чел. Судостроение возобновилось с 1925 года. В 1930-31 годы построены деревообделочный, заготовительный цеха, силовая станция, до 1932 г. строилась серия из 30 буксирных теплоходов 150НР для Московско-Окского, Вого-Камского пароходств и Аму-Дарьи. В 1932 году началась электрификация и постепенный переход от клепаных конструкций к сварным. Программа 1934 года, предусматривающая постройку судов 5 различных типов, буксирных пароходов 300 л. с., нефтеналивных барж, сухогрузных барж г/п 150 тонн и 2-х проектов землеотвозных шаланд, была превышена на 13,3 %, в 1936 году со стапелей сошел первенец буксирного флота канала им. Москвы паровой буксир «Алексей Стаханов».

1941—1945 годы

Во время Великой Отечественной войны завод получил номер № 343 и перешел на выпуск оборонной продукции. В 1942 году началась постройка десантных мотоботов проекта 165 Горьковского ЦКБ-51. Всего за годы войны выпущено 178 мотоботов, которые, кроме перевозки десанта, применялись также для траления, противовоздушной обороны и в качестве базы для установки артиллерийских систем.[6][7][8][9][10]. Одновременно выпускались предметы обихода и сельхозинвентарь потребность в котором возросла в связи с массовой эвакуацией. Около 600 рабочих завода были призваны в армию, 143 из них погибло, Беседину А. В. присвоено звание Героя Советского Союза.

Один из мотоботов гороховецкой постройки, погибший в бою во время войны, был поднят со дна Керченского пролива и после восстановления на заводе «Залив», 3 ноября 1978 г. установлен на пьедестал на месте высадки Эльтигенского десанта, в районе Героевское.

Послевоенное время

В 1947 г. на Всесоюзном Соцсоревновании завод вышел на одно из первых мест по Министерству Транспортного Машиностроения и в 1948 году получил переходящее Красное знамя ВЦСПС и Министерства.

В 1948 году началась коренная реконструкция, завод стал переориентироваться на выпуск самоходных судов. При постройке барж стал широко применяться секционный метод сборки с поточным изготовления секций, к 1951 году по отношению к 1948 году выпуск барж возрос в 3,8 раза, средний цикл постройки сократился с 115 до 23 дней, внедряется автоматическая и полуавтоматическая сварка.

В 1950 году построен новый корпусной цех, в 1951 г. плаз и цех обработки стали, весной 1952 года к заводу подведена железнодорожная ветка от станции «Гороховец», территория предприятия расширялась в восточном направлении, площадка формировалась методом гидронамыва, бутовый камень доставлялся баржами, в 1953 году запущены деревообрабатывающий и кислородный цеха, 1956 г. блок механо-корпусных цехов, в 1963 году куплен дебаркадер с монтажным цехом, в 1964 построен блок механо-монтажных цехов, в 1965 году установлены два козловых стапельных крана К-451М грузоподъемностью по 55 тонн, это позволило строить суда крупноблочным методом, в 1968 началось строительство центрального склада и модернизированного спускового устройства для бокового спуска. Все цеха полностью оснащались необходимыми конторскими, складскими и санитарно-бытовыми помещениями.

В 1960-х завод перешел от постройки барж к строительству сухогрузных судов «река-море» типа «Балтийский», также строились морские танкеры грузоподъемностью 500 т., водоумягчительные суда, рыбопромысловые суда для Каспия, водолазные боты и суда размагничивания для ВМФ.

В 1971 году начат выпуск морских портовых буксиров-кантовщиков проекта 498 и 04983 с высоким уровнем автоматизации. Вклад завода в оснащение портового буксирного флота страны был наиболее значителен, с 1975 года, после завершения строительства буксиров Петрозаводом, Гороховецкий ССЗ стал единственным предприятием, осуществлявшим поточный выпуск судов данного типа (до 1995 года построено около 190 буксиров).

Из товаров народного потребления выпускались газовые котлы КС-ТГ-16, мебель, газовые баллоны, ручные насосы Гарда и др.

Социальная сфера

В 1949—1951 годах строится новая улица «Заводская» (ныне ул. Мира) состоящая из десяти 2-этажных домов, на балансе завода содержатся 2 детсада на 250 детей. В 1954 г. при заводе организован филиал Сормовского машиностроительного техникума[11]. В 1962 году на базе завода организовано профессионально-техническое училище ПТУ-24, обучающее по специальностям судомонтажник, столяр и судоремонтник (в 2001 г. техникум и ПТУ объединены и преобразованы в Гороховецкий промышленно-гуманитарный колледж)[12].В 1966-87 строится 10 пятиэтажных домов в поселке судостроителей с полной инфраструктурой (магазины, аптеки, общежитиями), внутри завода построена столовая на 530 мест с диетическим залом, оборудован загородный детский пионерский лагерь «Чайка» на 500 мест. Также завод имел свой клуб, стадион, спортзал, 2 спортивных корта с бытовками, детский спортклуб «Волна», художественную и техническую библиотеки.

Свёртывание производства

В связи с общим кризисом в стране объёмы производства стали постепенно падать с конца 1980-х. В 1993 году предприятие, несмотря на кризис и долг заказчиков в сумме около 0,5 млрд. руб[13], работало, продолжался выпуск продукции и строительство многоквартирных жилых домов на 150 и 130 квартир в прилегающем районе города, были заключены договора о строительстве в будущем большой серии малых универсальных рыболовных судов[14].

В 1994 году Главное управление кораблестроения ВМФ РФ прекратило финансирование строительства судов размагничивания проекта 17994. В этот период на заводе строилось два таких судна, составлявших около 50% общего объема производства. Несмотря на плановые сроки сдачи в 1992 г. (зак. 514) и 1993 г. (зак. 515), их изготовление задерживалось в связи с кризисом и недофинансированием. Из-за отвлечения средств на содержание недостроенных судов и невозможности высвобождения мест под постройку гражданской продукции, убытки завода резко возросли.

В 1995 году, Актом федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) №690 от 20.01.95 года, завод признан неплатежеспособным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса. Несмотря на введенное внешнее управление, убытки продолжали расти, к началу 1996 года задолженность в госбюджет составила 2,8 млрд. руб, задолженность по заработной плате 2,2 млрд. руб., выпуск судов полностью прекратился, численность работающих сократилась в 3 раза, около 750 работников безуспешно пытались получить невыплаченную заработную плату в судебном порядке. Депутатские запросы о помощи в решении проблем к Председателю Правительства РФ В. С. Черномырдину и Гособоронпрому РФ (В. К. Глухих), направленные через депутатов Е. В. БученковаИ. П. Рыбкина и О. Сосковец, остались без ответа[15]. Социальная напряженность в Гороховце и Гороховецком районе резко возросла, уровень безработицы, достигший 12,2%, вышел на первое место по Владимирской области. 31 мая и 5 июня 1996 года, в ходе акций протеста, рабочие завода на несколько часов перекрывали движение на трассе М7 «Волга», в результате губернатором Владимирской области были выделены 500 млн. рублей, ушедшие, после вычета подоходного налога, на погашение долгов по зарплатам.[16][17]

К началу 1997 года, по результатам арбитражного управления, проблемы усугубились. Кредиторская задолженность возросла в 2 раза, численность работающих уменьшилась до 624 человек, вопросы с недостроенными судами проекта 17994, один из которых был заморожен на стадии 78,5%, другой на 51,4% готовности, так и не были решены, завод выполнял мелкие заказы не судостроительного характера. Арбитражный суд Владимирской области пришел к выводу о невозможности восстановления завода, как полноценного участника экономических отношений. Внешнее управление, не заинтересованное в восстановлении производства, начало продажу наиболее ценного оборудования по бросовым ценам, приближая завод к точке невозврата.[18]

В 2005 году работало около 400 чел.[19], инфраструктура предприятия ещё сохранялась. В настоящее время оборудование в основном распродано, здания находятся в стадии демонтажа, в некоторых цехах работают мелкие коммерческие производства.

Продукция

Годы производстваПроектТипПостроено
шт.
Примечания
1907-1910«Марфа Посадница»Баржа3Нефтеналивная баржа длинной 172 м, грузоподъёмностью 9150 т.
1913Баржа1Баржа-больница длиной 200 м для Астраханского рейда
1931«Радист»[20]Буксирный колесный пароход 280 л. с.
1930-е«Литейщик»[21]Буксирный колесный пароход 180 л. с.
1937-193х«Алексей Стаханов»[22]Буксирный колесный пароход 300 л. с.
1942-1945165Десантный мотобот178
1947-1960458Баржаболее 100Нефтеналивная баржа грузоподъемностью 2000 т.
1962-1968781, 781Э, «Балтийский»Сухогрузный теплоход «река-море»24
19641814Водоумягчительное судно2
1969-19711375, «Днепр»Рыбопромысловое и рыбоперерабатывающее судно10Для Каспийского рыбопромыслового флота
1970-1982535, «Краб»Водолазное судно20
1971-1983498, «Сатурн»Морской портовый буксир-кантовщик117Производство переведено с «Петрозавода»
1972-19761745Баржа11Трюмная баржа-цементовоз грузоподъемностью 3800-4500 тонн.
1983-19951799, «Глобус»Судно размагничиванияЗаказ ВМФ
1983-200404983, «Антон Мазин»Морской портовый буксир-кантовщик73
  1.  Гороховецкий ССЗВодный транспортДата обращения: 7 октября 2017.
  2.  Гороховецкий судостроительный заводВикимапияДата обращения: 7 октября 2017.
  3.  История предприятияКраснодарский механический заводДата обращения: 11 октября 2017.
  4.  Фомичева К., Егорова Г. С. Шорин Иван АлександровичИстория российского предпринимательства. «Деловая Россия» и Российское историческое обществоДата обращения: 11 октября 2017.
  5.  Перфилов Сергей. “Марфа Посадница” – гордость города Гороховца Владимирской областиLiveJournal (27 декабря 2012). Дата обращения: 11 октября 2017.
  6.  Бадякин А.Н., Вшивцев Е.А. Десантные мотоботы советского ВМФ // Судостроение : журнал. — 1988. — Июль. — С. 55—57.
  7.  Бадякин А.Н. От Новороссийска до Керчи. Боевой путь дивизиона десантных плавсредств Керченской ВМБ (29.01.1943-18.04.1944) // Очерки военно морской истории : журнал. — 1996. — № 3. — С. 26—35.
  8.  Бадякин А.Н. От Саратова до Керчи. Боевой путь 1-го и 4-го отрядов катеров ПВО Керченской военно-морской базы Черноморского флота. // Очерки военно морской истории : журнал. — 1997. — № 7. — С. 10—15.
  9.  Жутяев Ю.Н. 100-мм плаворудие типа ДБ (проект 165). // Гангут : журнал. — 1999. — № 19. — С. 60—64.
  10.  Андреев Н.И. И корабли штурмовали Берлин. Гороховецкий судостроительный завод в годы Великой Отечественной войны. // Уездная хроника. : газета. — 2010. — Май (№ 6). — С. 2—3. Архивировано 11 октября 2017 года.
  11.  О колледже (недоступная ссылка). Нижегородский политехнический колледж (старый сайт)Дата обращения: 11 октября 2017. Архивировано 29 августа 2017 года.
  12.  История Гороховецкого государственного промышленно-гуманитарного колледжаVladggu.ruДата обращения: 11 октября 2017.
  13.  В масштабе цен того времени. Курс рубля к доллару в 1993 году более 400 руб. за доллар.
  14.  А. Перепелкин. Строили и будем строить. (рус.) // Новая жизнь : газета. — 1993. — 23 июль (№ 59(8883)). — С. 1.
  15.  В. Благов. Рынок слабых не терпит. Наверстывать всегда труднее (рус.) // Новая жизнь : газета. — 1996. — 26 март (№ 24(9163)). — С. 2.
  16.  Валерий Неживой. Гороховецкая смута или «новое оружие» пролетариата? (рус.) // Призыв : газета. — 1996. — 12 июнь. — С. 4.
  17.  Анатолий Дмитриев. Рабочие Судостр. завода г.Гороховец в июне 1996 г перекрыли автодорогу Москва — Казань.YouTube (5 июн. 2020 г.). Дата обращения: 13 июня 2021.
  18.  В. Благов. Еще один шанс на спасение (рус.) // Новая жизнь : газета. — 1997. — 17 январь (№ 5(9248)). — С. 1.
  19.  Екатерина Гусева. Новые собственники восстанавливают гороховецкий судостроительный завод., Владимир ГТРК (24.10.2005). Дата обращения 20 мая 2016.
  20.  Буксирный пароход типа «Радист» мощностью 280 л.с. (pdf). Библиотека корабельного инженера Е.Л. Смирнова.
  21.  Буксирный пароход типа «Литейщик» мощностью 180 л.с. (pdf). Библиотека корабельного инженера Е.Л. Смирнова.
  22.  Буксирный пароход типа «Алексей Стаханов» мощностью 300 л.с. (pdf). Библиотека корабельного инженера Е.Л. Смирнова.

Рижский электромеханический завод

REMR — Рижский электромеханический завод
Основание1945
Упразднена1995
Прежние названияREAR — Рижский электроарматурный завод
Расположение Латвийская ССР ЛатвияРига
ОтрасльРадиопромышленность
Продукцияэлектрофоныэлектропрои́грывателиэлектропроигрывающие устройстваГЗМ — Головки звукоснимателей
Материнская компанияRadiotehnika

Ри́жский электромехани́ческий заво́д «РЭМЗ» (латыш. REMR, Rīgas elektromehāniskā rūpnīca) — радиотехнический завод по производству электропроигрывающих устройств. Находился в РигеЛатвия.

Содержание

История

В 1945 году было образовано предприятие «Ри́жский завод свинцовых и цинковых красок»[1], которое было преобразовано в 1947 году в «Ри́жский электроарматурный завод» (REAR)[1], выпускавший абонентские громкоговорители[2]. В 1957 году завод был переименован в Ри́жский электромехани́ческий заво́д[1]. В 1970 году Ри́жский электромехани́ческий заво́д вместе с Рижским радиозаводом им. А. С. Попова, конструкторским бюро «Орбита» и Кандавским радиозаводом вошёл в производственное объединение «Радиотехника»[1][3].

В 1995 году предприятие было ликвидировано. Фактически просуществовало до конца 1996 года[1].

СКБ РЭМЗ

Такую аппаратуру, как электропроигрыватели, головки звукоснимателей, механизмы кассетных магнитофонов в СКБ «Радиотехники» и КБ «Орбита» разрабатывала группа под руководством И. Сарканбардиса, в которой работали М. Иоффе, В. Кениньш, А. Ирбенс, Э. Иванс и А. Борис, а конструкции создавали в секторе под руководством Я. Веманиса. Ими были разработаны головка звукоснимателя «ГЗУМ-73С» для электропроигрывателей «1-ЭПУ-73С» м «Аккорд-001-стерео»[4].

В 1977 году по инициативе главного инженера РЭМЗ М. Залевского по решению правления ПО «Радиотехника» этих сотрудников перевели в подчинение завода, дабы ускорить разработку и внедрение в производство этих изделий. Первым руководителем СКБ РЭМЗ стал Е. Склярский[4].

В конструкторском бюро были разработаны современные конкурентоспособные электропроигрыватели «1-ЭПУ-70» (главный конструктор В. Ткаченко) и «0-ЭПУ-82СК» (Е. Склярский), лентопротяжный механизм «ЛПМ-РЭМЗ-1» (О. Байдин), электропроигрыватель «Ария 102-стерео» (А. Каминский) и другие изделия[4].

В 1987 году СКБ снова было переведено в расширенное КБ «Орбита» как тематический отдел 8910, который возглавил инженер А. Алексеенко. В этом отделе разрабатывались кассетные механизмы к приставкам «МП-7210» и «МП-7220», а также карманные магнитофоны-проигрыватели «Дуэт ПМ-8101-стерео». Над проектированием работал коллектив в количестве свыше 30 человек[4].

В последние годы работы отдела он разрабатывал эскизный проект лазерного проигрывател компакт-дисков и программируемого электропроигрывателя «ЭП-7103» (главный конструктор В. Виноградов)[4].

Надо отметить, что традиции дизайна «Радиотехники» заложил мэтр Адольф Ирбитис, который начинал работать на ВЭФе в довоенные годы. Созданный для радиол «Ригонда» и «Симфония» стиль приобрёл популярность и позволил им успешно конкурировать с изделиями известных западных марок[4].

Основу продукции «РЭМЗ» составляли:Громкоговоритель «Рига». Выпускался с 1957 года на ReaR.

— радиолы:

  • «Виктория-001» — первая в СССР транзисторная стереорадиола высшего класса с приёмом радиосигнала на антенну, с возможностью плавной и фиксированной настройки на УКВ-радиостанции. Главный конструктор Г. Соркин, его заместитель Р. Крупенков, дизайнеры А. Ирбитс и И. Валдманис. В 1976 году на ярмарке в Пловдиве эта модель удостоена золотой медали[4];
  • «Виктория-003» состояла из пяти функционально законченных блоков: тюнера, усилителя мощности «УКУ-020»[4], электропроигрывателя и двух акустических систем «35АС-1». Сконструировали радиолу те же Г.Соркин и Р. Крупенков, к коллективу дизайнеров помимо И. Валдманиса подключились также А.Круклис, Ю.Пиете и И.Робежниекс[4];
  • «Мелодия-101» стерео 1 класса состояла из 4 блоков: приёмника-усилителя, электропроигрывателя с автономным блоком питания и двух акустических систем. Главный конструктор В. Папуш, его заместитель — Дз. Дравниекс, дизайнеры И. Робежниекс и А. Круклис[4];
  • Первый музыкальный центр «Селодия-106» объединял радиоприёмник, изготовленную в Венгрии магнитофонную панель и электропроигрыватель с магнитной головкой звукоснимателя. Для усиления низкочастотного сигнала применялись блоки усилителя «УКУ-020», центр комплектовался двухполосными акустическими системами «АС-209» или «АС-409». Главный конструктор разработки О.Кирик, его заместитель А. Шубин, дизайнер Дз. Каве[4];
  • стереорадиола «Рига-120Б»: в этой разработке был реализован биофонический эффект, с помощью введённого в тракт процессора-корректора звукового поля улучшавший звучание и приближавший его к естественному, псевдообъёмному, когда кажущийся источник звука перемещался не только по горизонтали, но и по вертикали. Главные конструкторы модели — Р. Иванов и Н. Махнёв, их заместитель — Я. Страдиньш, дизайнер — И. Валдманис. Выходная мощность каждого звукового канала составляла 4 Вт, габариты — 505 х 350×160 мм, вес — 8,5 кг. Массовое производство этой модели не было начато из-за задержки производства кассетных механизмов на РЭМЗе, выпущено 500 штук[4].

-электрофоны:

  • «Akkords»[5]
  • «Akkords — stereo»[6]
  • «Akords 001 стерео», награждён в 1972 году золотой медалью на Лейпцигской выставке, его главный конструктор Анатолий Мижуев награждён золотой медалью ВДНХ СССР в 1973 году[4];
  • «Аккорд 101»[7];
  • «Radiotehnika 301-stereo»[8];
  • «Мелодия-103» и другие модели[4];

— электропрои́грыватели:

  • «Radiotehnika ЭП-001»[9];
  • «Radiotehnika ЭП-101» с магнитной головкой звукоснимателя, предназначался для всех форматов грампластинок и для использования в составе радиокомплекса «Радиотехника-101», с двумя выходными гнёздами. Встроенные механизмы: переключатель числа оборотов с точной регулировкой по стробоскопу, автоматический запуск воспроизведения, ручной микролифт и автостоп с возвратом тонарма в исходное положение. Главный конструктор модели — С. Быков, его заместитель — В. Виноградов, дизайнер — Дз. Каве[4].
  • «Ārija −102»[10] и другие модели;

— электропроигрывающие устройства:

  • «ЭПУ I-ЭПУ-73С»[11]
  • «ЭПУ II-ЭПУ-60»[12]
  • «ЭПУ III ЭПУ-10-3-127»[13] и другие модели;

Также производились кассетные проигрыватели «Дуэт ПМ-8101»[14] и блоки питания «A 601»[15].

В 1967 году на ул. Ленина, 247, по проекту литовских архитекторов был построен первый жилой дом, где получили государственные квартиры работники РЭМЗ, после чего жилищное строительство на средства предприятия и ПО «Радиотехника» продолжалось до 1991 года[16].

Завод располагал собственным клубом (затем Домом культуры), где были организованы занятия художественной самодеятельностью, проходились праздничные и просветительские мероприятия. Активистам художественной самодеятельности со стороны администрации оказывалась материальная и моральная поддержка[17].

На заводе были созданы возможности для занятий спортом. В частности, футбольная команда РЭМЗ в 1982 году лидировала в чемпионате Риги[18] и сохраняла лидерство до 1990 года. Сильны также были традиции секции шашек. Шлифовальщик РЭМЗ Станислав Войциш в 1970 году завоевал титул чемпиона Риги[19].

  1. ↑ Перейти обратно:1 2 3 4 5 Архивная справка завода РЭМЗДата обращения: 22 января 2021.Архивировано 22 января 2021 года.
  2.  REARДата обращения: 22 января 2021. Архивировано 22 января 2021 года.
  3.  Рига (энциклопедия), 1989.
  4. ↑ Перейти обратно:1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Инарс Клявиньш. Становление и развитие Рижского радиозавода / Владимир Цудечкис. — 3-е изд. — Рига: RaKa, 2014. — С. 109—111, 114, 118, 128-131. — 352 с. — ISBN 978-9984-46-310-0.
  5.  AkordsДата обращения: 22 января 2021. Архивировано 22 января 2021 года.
  6.  Akords-stereoДата обращения: 22 января 2021. Архивировано 22 января 2021 года.
  7.  Akords 001Дата обращения: 22 января 2021. Архивировано 22 января 2021 года.
  8.  Radiotehnika 301-stereoДата обращения: 22 января 2021. Архивировано22 января 2021 года.
  9.  Radiotehnika 001Дата обращения: 22 января 2021. Архивировано 22 января 2021 года.
  10.  Ārija -102Дата обращения: 22 января 2021. Архивировано 22 января 2021 года.
  11.  ЭПУ I-ЭПУ-73СДата обращения: 22 января 2021. Архивировано 22 января 2021 года.
  12.  ЭПУ II-ЭПУ-60Дата обращения: 22 января 2021. Архивировано 22 января 2021 года.
  13.  ЭПУ III ЭПУ-10-3-127Дата обращения: 22 января 2021. Архивировано 22 января 2021 года.
  14.  Дуэт ПМ-8101Дата обращения: 22 января 2021. Архивировано 22 января 2021 года.
  15.  БП A 601Дата обращения: 22 января 2021. Архивировано 22 января 2021 года.
  16.  Н.Лацис. По проекту соседей (недоступная ссылка). www.periodika.lv. Ригас Балсс, № 241 (13 октября 1967). Дата обращения: 6 апреля 2021. Архивировано15 мая 2019 года.
  17.  Е. Алксне. Праздник песни города (недоступная ссылка). www.periodika.lv. Ригас Балсс, № 69 (22 марта 1969). Дата обращения: 6 апреля 2021. Архивировано15 мая 2019 года.
  18.  Итоги ЧМ Риги по футболу (недоступная ссылка). www.periodika.lv. Ригас Балсс, № 218 (21 сентября 1982). Дата обращения: 6 апреля 2021. Архивировано15 мая 2019 года.
  19.  С. ВОЙЦИШ — ЧЕМПИОН РИГИ (недоступная ссылка). www.periodika.lv. Ригас Балсс, № 55 (7 марта 1970). Дата обращения: 6 апреля 2021. Архивировано 15 мая 2019 года.

Совхоз имени Мичурина (Криворожский район)

Имени Мичурина
Типсовхоз
Год основания1964
Год закрытия1995
РасположениеШирокое, Криворожский район[d]Днепропетровская областьУкраина
Ключевые фигурыНадежда Ивановна АндрющенкоМария Андреевна Шваб
Отрасльсельское хозяйство,
пищевая промышленность

Совхоз имени Мичурина (укр. Радгосп імені Мічуріна) — бывшее государственное сельскохозяйственное предприятие в Украинской ССР, а позже на Украине. Располагалось в Криворожском районе Днепропетровской области. Центральная усадьба находилась в селе Широком.

Содержание

История

Советский период

Создан в 1964 году путём отделения земель от совхозов «Горняк» (центральная усадьба — Надеждовка) и «Имени Карла Либкнехта» (Новополье)[1].

По данным, опубликованным в конце 1960-х годов, в совхозе было 5 тысяч гектар земельных угодий, превалировало выращивание овощных культур. Также развитым было скотоводство молочного направления. Шесть работников совхоза были награждены государственными орденами и медалями, а на территории совхоза в селе Шевченково проживали и работали Герои Социалистического Труда Надежда Ивановна Андрющенко и Мария Андреевна Шваб[2].

Независимая Украина

В начале 1990-х годов в совхозе было 4240 гектар земли, в том числе 3224 гектара — пашня, 462 гектара — пастбища. В это время в хозяйстве было 2609 голов крупного рогатого скота, в том числе 128 коров. Из сельскохозяйственной техники в совхозе насчитывалось 10 комбайнов, 66 тракторов. Автопарк составлял 44 автомобиля[1].

В 1995 году постановлением Кабинета Министров Украины совхоз был включён в список объектов, которые подлежат обязательной приватизации[3].

Продукция

  • зерновые;
  • подсолнечник;
  • овощи;
  • фрукты;
  • молоко;
  • мясо;
  • подсолнечное масло;
  • овощные консервы;
  • сгущённое молоко.

Источники

  • Довідковий матеріал про Криворізький район Дніпропетровської області // Сільське Криворіжжя (додаток до газети), — вип. 1 — 2, — Кривий Ріг, 1994—1995. — 121 с. (укр.)
  • Історія міст і сіл Української РСР. Дніпропетровська область. — К.: Головна редакція УРЕ АН УРСР, 1969. — 959 с. (укр.)