Предприятия, закрытые в 2021 году

Материал из Википедии — свободной энциклопедии


Госконцерт

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 июля 2018; проверки требуют 10 правок.

Госконцерт — Федеральное Государственное Унитарное Предприятие России, реализующее крупнейшие международные, общероссийские и региональные проекты: фестивали, конкурсы, концерты, смотры, а также проводит конференции, симпозиумы, культурно-политические мероприятия, приуроченные к знаменательным датам и историческим событиям. Существовало с 1956 по 2021 год.

Госконцерт
ТипФГУП
Год основания1956
Год закрытия2021
Прежние названияГосконцерт СССР
ОснователиГастрольбюро СССР
Расположение Россия
 Москва
Ключевые фигурыБунин Сергей Сергеевич (глава)
ОтрасльКультура и искусство
ПродукцияКонцерты
Сайтgosconcert.ru

История

Государственное концертное объединение СССР (Госконцерт СССР) было образовано в 1956 году на базе Гастрольбюро СССР вместо существовавшего в 1938-1956 гг. Всероссийского гастрольно-концертного объединения[1][2] и действовало на основании устава, утверждённого Министерством культуры СССР в 1971 году. Его основная задача была: проведение гастролей советских артистов за границей и зарубежных певцов и исполнителей в СССР, а также планирование гастрольных выступлений ведущих советских артистов в порядке обмена между союзными республиками.

ФГУП «Госконцерт» организует и проводит массовые мероприятия.

С «Госконцертом» в разное время сотрудничали: Алла ПугачёваСофия РотаруИосиф КобзонАлександр БарыкинСтас НаминВалерий ГаинаАркадий Северный, группа «Русские», группа «Земляне» и многие другие музыканты и исполнители.

Организация ликвидирована в июне 2021 года после признания банкротом[3].

Активы

В 2015 году в состав предприятия вошли активы, которые выкуплены у «РМГ»:

Руководство

Генеральный директор ФГУП «Госконцерт» — Бунин, Сергей Сергеевич

Примечания

  1.  Всероссийское гастрольно-концертное объединение
  2.  Государственное концертное объединение СССР
  3.  ФГУП «Госконцерт» упразднили после признания банкротом

См. также

Ссылки


Лада Запад Тольятти

«Лада Запад Тольятти» — российское автомобилестроительное предприятиедочерняя компания АО «АвтоВАЗ».

АО «Лада Запад Тольятти»
ТипАкционерное общество
Год основания2001 год
Год закрытия2021 год
Прежние названияЗАО «GM-АВТОВАЗ»
(2001—2020)[1]
ОснователиGeneral Motors
АвтоВАЗ
Европейский банк реконструкции и развития
Расположение 445967, Тольятти,
ул. Вокзальная, 37
Ключевые фигурыКаракатзанис, Ив (председатель совета директоров)
Ромуальд Рытвински (генеральный директор)
ОтрасльАвтомобильная промышленность
ПродукцияЛегковые автомобили
Материнская компанияАвтоВАЗ

Логотип, использовавшийся с 2002 по 2020 год

С 2001 по 2019 год являлось совместным предприятием американской корпорации General Motors и российского автозавода «АВТОВАЗ», носившим до 2020 года название: ЗАО «GM-АВТОВАЗ». Занималось выпуском автомобилей ВАЗ-2123 «Лада Нива» под названием Chevrolet Niva (2002—2020) и Opel Astra G под названием Chevrolet Viva (2004—2008).

История

Совместное предприятие было основано в 2001 году с соотношением акций:

Соглашение о создании предприятия подписано 27 июня 2001 года, само совместное предприятие было создано 30 июля 2001 года и зарегистрировано в Министерстве юстиции России 2 августа 2001 года. В сентябре 2012 года ЕБРР вышел из состава акционеров GM-АвтоВАЗ, его акции выкупили партнеры, при этом доля каждого в уставном капитале СП выросла до 50 %.

В 2002—2003 годах «GM-АвтоВАЗ» строит в Тольятти цеха для окраски кузовов и сборки автомобилей.

Вторая очередь

В 2012 году дочерней компанией «GM-АвтоВАЗ» ООО «Джей Ви Системз» на территории Особой экономической зоны Тольятти было начато строительство второй площадки завода по выпуску внедорожника «Chevrolet Niva» нового поколения, однако из-за международных санкций через год объект был заморожен.[2] К середине 2019 года строительство все еще не закончено, в том числе в связи с судебными тяжбами по поводу строительства.[3]

Начало выпуска Шевроле Нива второго поколения планировалось в 2016 году. Стоимость проектирования модели оценивается в 200 млн долларов, а инвестиции в организацию производства новой модели — в 4 млрд рублей. Выпуск предполагался в объёме до 120 тысяч машин в год.[4]

Штамповку и сварку кузова нового поколения планировалось осуществлять в новом, специально для этого возведённом цехе. Двигатель планировался 135-сильный, разработки PSA Peugeot Citroën, коробка переключения передач и раздаточная коробка — из Индии и Италии.[4]

Концепт был продемонстрирован в августе 2014 года, но в марте 2015 года разработка модели была приостановлена. Учитывая, что модель разработана, предсерийные машины выпущены (пройдены ходовые испытания в Италии, Испании, Швеции, окончен комплекс зимних тестов в Когалыме), на заводе «GM-АвтоВАЗ» построены новый штамповочный и кузовной цеха (куда уже успели завезти и смонтировать новое оборудование), а также запущено строительство завода для производства моторов по лицензии «PSA Peugeot-Citroen» двигателей, — серийный выпуск прогнозировался на конец 2010-х годов, однако так и не начался.

Выход GM из СП

9 декабря 2019 г. «АвтоВАЗ» подписал соглашение с «General Motors» о выкупе 50 % акций тольяттинского совместного предприятия «GM-АвтоВАЗ» у американской компании. Совместное предприятие станет 100 % аффилированной компанией группы АвтоВАЗ. Стороны не раскрывают финансовые подробности сделки.

В рамках соглашения завод, принадлежавший совместному предприятию, в течение определенного периода времени продолжит выпуск и продажу автомобилей «Niva» под маркой «Chevrolet», а в дальнейшем автомобиль получит бренд LADA. Никаких изменений для сотрудников обеих компаний не планируется. Действующие контракты с поставщиками и дилерскими центрами «Niva» остаются неизменными в течение переходного периода.[5][6][7] 15 апреля 2020 бывшее совместное предприятие было переименовано в АО «Лада Запад Тольятти». Модели было возвращено имя LADA Niva[8].

В 2021 году на заводе стала выпускаться рестайлинговая версия бывшей LADA Niva (до 2020 Chevrolet Niva) — LADA Niva Travel.

В августе 2021 года завод был законсервирован, сборка Lada Niva Travel перенесена на «АВТОВАЗ»[9].

Примечания

  1.  Бывшее СП GM-АВТОВАЗ обрело новое название
  2.  ООО «Джей Ви Системз» — Особая экономическая зона Тольятти
  3.  Выпуск новой Chevrolet Niva оказался под угрозой из-за банкротства «Промышленного строительства»
  4. ↑ 1 2 О. ДмитренкоДоедет до рынка? Проект создания «Шевроле Нива» второго поколения реанимируют, «Российская газета» — Федеральный выпуск № 6730 (159) от 21.07.2015
  5.  АвтоВАЗ приобретает долю GM в совместном предприятии GM-АвтоВАЗ // lada.ru, 9.12.2019
  6.  Американский автогигант лишится заводов в России // Лента. Ру, 9 декабря 2019
  7.  General Motors вышла из совместного предприятия с АвтоВАЗом. Это был последний актив американского автопроизводителя в России // РБК, 9 декабря 2019
  8.  Шевроле Нива окончательно превратилась в Lada Niva
  9.  Константин Руссов. Завод по производству Lada Niva Travel станет «консервой». Сборка переноситсяРоссийская газета (30 апреля 2021).

Ссылки


Новоивановский сахарный завод

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 февраля 2020; проверки требуют 2 правки.

Новоивановский сахарный завод — предприятие пищевой промышленности в посёлке городского типа Коломак Коломакского района Харьковской области Украины

Новоивановский сахарный завод
Типоткрытое акционерное общество
Год основания1901
Год закрытия2021
РасположениеКоломак
ул. Победы, 123
Отрасльсахарная промышленность
Продукциясахар-песок

История

Новоивановский сахарный завод был построен купцом Молдавским в 1901 году на выкупленном у помещика Делянова участке земли на окраине слободы Коломак Валковского уезда Харьковской губернии Российской империи[1].

В ходе первой русской революции в 1905 году рабочие завода проводили митинги и собрания, добившись сокращения рабочего дня до десяти часов. В это же время на предприятии действовала подпольная группа РСДРП(б)[1].

В январе 1918 года здесь была установлена Советская власть, но уже в апреле 1918 года селение были оккупированы немецкими войсками (остававшимися здесь до ноября 1918 года), в дальнейшем в ходе гражданской войны власть несколько раз менялась. 12 декабря 1919 года Советская власть была восстановлена, в начале ноября 1921 года был восстановлен сахарный завод и был подписан первый договор на обеспечение предприятия свеклой[1].

В 1935 году завод участвовал в социалистическом соревновании предприятий района и выполнил производственный план на 120 %, около 80 работников предприятия стали стахановцами[1].

Во время Великой Отечественной войны с 16 октября 1941 до середины сентября 1943 года селение находилось под немецкой оккупацией, но ужев 1944 году сахарный завод был восстановлен[1].

В целом, в советское время завод входил в число крупнейших предприятий райцентра[1][2][3].

После провозглашения независимости Украины сахарный завод перешёл в ведение Государственного комитета пищевой промышленности Украины. В дальнейшем, государственное предприятие было преобразовано в открытое акционерное общество.

В начале 2004 года положение сахарных заводов Украины осложнилось в связи с увеличением импорта в страну сахара-сырца, что привело к снижению цен на сахар на внутреннем рынке[4]. Тем не менее, в 2004 году завод произвёл 16,1 тыс. тонн сахара[5].

В 2005 году завод произвёл 14,5 тыс. тонн сахара[6], мощности предприятия в это время обеспечивали возможность переработки до 1,5 тыс. тонн сахарной свеклы в сутки[5]. В 2006 году завод произвёл 18,4 тыс. тонн сахара[7].

Начавшийся в 2008 году экономический кризис осложнил положение предприятия. 2008 год завод завершил с убытком в размере 3,85 млн. гривен[8]. 2009 год — с убытком 3 млн гривен[9].

В первом квартале 2010 года государственная налоговая администрация в Харьковской области предоставила заводу налоговую рассрочку на сумму 127,2 тыс. гривен[10], но тем не менее, завод завершил 2010 год с чистым убытком в размере 3,977 млн гривен[9].

В 2013 году завод входил в число трёх действующих сахарных заводов на территории Харьковской области[11]. 27 октября 2013 года на заводе разрушилась одна из стен, в результате предприятие приостановило работу[12].

В 2016 году завод произвёл 3,7 тыс. тонн сахара[13].

В 2010-х годах завод обеспечивал работой 300 человек и платил в местный бюджет до 7 500 000 гривен в год.[14]

Но сберечь завод, который выстоял во время трёх революций, фашистской оккупации, выдержал несколько модернизаций и не был технически или морально устаревшим, не получилось. В начале 2021 года заводское оборудование было распилено на металлолом.[14]

В феврале 2021 года агрохолдинг «Астарта», в состав которого входило предприятие, продал его как здания, предварительно вырезав оборудование и демонтировав железную дорогу,[14] ведшую к заводу. Завод был уничтожен в год своего 120-летия.[14]

Состояние на 2020 год

Завод производил сахар-песок, патоку и свекольный жом.

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 5 6 Коломак // Історія міст і сіл Української РСР. Харківська область. — Київ, Головна редакція УРЕ АН УРСР, 1966.
  2.  Коломак // Большая Советская Энциклопедия. / под ред. А. М. Прохорова. 3-е изд. том 12. М., «Советская энциклопедия», 1973.
  3.  Коломак // Украинская Советская Энциклопедия. том 5. Киев, «Украинская Советская энциклопедия», 1981. стр.181
  4.  Низкая цена на сахар и поставки в Украину сахара-сырца отрицательно влияют на состояние расчётов сахарных заводов с производителями сахарной свеклы — агропромышленная ассоциация «Укррос» // «Status Quo» (Харьков) от 27 февраля 2004
  5. ↑ 1 2 Около 130 тыс. т сахарной свеклы планирует переработать в 2005 г. Новоивановский сахарный завод Харьковской области // «Status Quo» (Харьков) от 11 июля 2005
  6.  Сахарозаводы Харьковской области произвели 100 тыс. т. сахара // «Status Quo» (Харьков) от 27 октября 2005
  7.  Сахарные заводы Харьковской области произвели в новом сезоне более 160 тыс. т сахара // «Status Quo» (Харьков) от 20 ноября 2006
  8.  Новоивановский сахарный завод Харьковской области увеличил убыток почти в четыре раза // «Status Quo» (Харьков) от 21 октября 2009
  9. ↑ 1 2 Новоивановский сахарный завод увеличил убытки почти на 1 миллион гривен // «Status Quo» (Харьков) от 19 апреля 2011
  10.  ГНА в Харьковской области за 1-й квартал предоставила 13 промышленным предприятиям налоговые отсрочки на 51 млн.грн. // «Status Quo» (Харьков) от 26 апреля 2010
  11.  В Харьковской области будут работать три сахарных завода из восьми // «Status Quo» (Харьков) от 22 октября 2013
  12.  Новоивановский сахарный завод приостановил производство: рухнула стена // «Status Quo» (Харьков) от 28 октября 2013
  13.  «Працює п’ять цукрових заводів. З початку сезону ними перероблено 234,6 тис. тонн цукрових буряків. Здійснено 28,5 тис. тонн цукру… ТДВ „Н-Іванівський цукровий завод“ — 3,7 тис. тонн»
    Цукрові заводи Харківської області виробили понад 28 тис. тонн цукру / официальный сайт Харьковского областного совета от 3 октября 2016
  14. ↑ 1 2 3 4 В Харьковской области вырезали на металлолом бюджетообразующее предприятие. Новостной портал «Город Х», 22 февраля 2021 г.

Ссылки


Уфимский завод «Промсвязь»

Уфимский завод «Промсвязь» — ликвидированное производственное предприятие в Уфе. Разрабатывала и выпускала электронное и телекоммуникационное оборудование[1]; также занималась контрактным производством, и сервисным обслуживанием «Башинформсвязь». Продукция реализовывалась в Башкортостане и других регионах России.

Уфимский завод «Промсвязь»
ТипАкционерное общество
Год основания15.05.1943
Год закрытия2021
Прежние названияУфимский радиомеханический
завод № 2;
Уфимский союзный завод «Промсвязь»;
Уфимский опытный завод «Промсвязь»
ОснователиМинистерство связи СССР
РасположениеУфаулица 50 лет СССР, 39
ОтрасльПриборостроение
ПродукцияТелекоммуникационное оборудование;
Сетевое оборудование;
Оборудование связи;
Ресиверы;
Волоконная оптика;
Оборудование АТС
Собственный капитал97,23 млн ₽ (2019 год)
Оборот▼ 0,43 млн ₽ (2019 год)
Чистая прибыль▼ -4,5 млн ₽ (2019 год)
Число работников▲ 500 человек (1943 год)
▼ 322 человек (2003 год)
▼ 281 человек (2004 год)
▼ 205 человек (2008 год)
▼ 204 человек (2009 год)
▲ 260 человек (2016 год)
▼ 157 человек (2017 год)
▼ 7 человек (2019 год)
Материнская компанияПАО «Башинформсвязь» ПАО «Ростелеком»
АудиторАО «ВТБ Регистратор»
Награды
Сайтps-ufa.ru

История

В Великую Отечественную войну эвакуированная радиомастерская из Смоленска, выпускавшая репродукторы «Рекорд» (громкоговоритель «чёрная тарелка»), расположилась в подвале Дома связи[2] Уфимской радиомастерской Башкирского управления связи[3]. 15 мая 1943 года, на их базе, приказом Наркома связи СССР основан Уфимский радиомеханический завод № 2[4]: основным назначением завода считался выпуск репродукторов «Рекорд»[5][6][7][8]; также выполнял ремонт телефоннотелеграфной аппаратуры. Работало более 500 человек.

21 октября 1946 году, приказом № 385 министра связи СССР К. Я. Сергейчук, завод передан в ведение Главного управления промышленными предприятиями Министерства связи СССР, начался выпуск изделий телефонно-телеграфной связи. Завод позднее получил название «Промсвязь».

В 1955 году Городским советом Уфы заводу отведена территория площадью 2 га по улице 50 лет СССР под строительство новых промышленных корпусов. В 1956 году начинается строительство.

В 1961 году под расширение завода дополнительно отводится соседняя территория площадью 3,5 га. С 1962 года, после запуска и ввода новых корпусов площадью 54000 м²[9], производственная база увеличилась, и завод начал осваивать новые технологии производства радиоаппаратуры на полупроводниках: выпущена аппаратура связи. В 1967 году завод переименован в Уфимский союзный завод «Промсвязь». В 1969 году запущен механо-заготовительный цех. Архитектор производственных корпусов — А. С. Дмитриенко[4].

В 1974 году запущен сборочный цех. В 1975 году завод переименован в Уфимский опытный завод «Промсвязь». В 1981 году завод награждён бронзовой медалью ВДНХ СССР.

В 1993 году завод получил поддержку «Башинформсвязь» по выполнению Республиканской программы телефонизации села, где была увеличена номерная ёмкость, заменено устаревшее оборудование на цифровые АТС: увеличился объём производства. В 1994 году[9] постановлением Главы администрации Октябрьского района Уфы № 164 от 10.02.1994 года преобразовано в государственное унитарное предприятие, в 1999 года — в открытое акционерное общество. В 2002 году завод переименован в Уфимский завод «Промсвязь».

В 2003 году работало 322 человека, в 2004 году — 281 человек, в 2008 году — 205 человек, в 2009 году — 204 человека[9]. В 2011 году в цеху электроники запущена линия поверхностного монтажа суммарной производительностью до 180000 компонентов в час[10].

В 2014 году произошло падение объемов производства в связи с отсутствием тендеров на поставку продукции для «Ростелеком» (примерно 87 % всех заказов), основного покупателя продукции и мажоритарного акционера[11].

В 2015 году «Башинформсвязь», дочерним предприятием которого являлся завод, выкуплена ПАО «Ростелекомом». В 2016 году работало 260 человек.

В 2017 году объявлено о продаже 11 зданий офисного, производственно-складского и свободного назначения общей площадью 40700 м² вместе с участками площадью 5,2 га в градостроительной зоне П-2. Большая часть земли (4,7 га) принадлежала «Промсвязи», 0,5 га находились в долгосрочной аренде[12]. Большая часть площадей зданий сдавались в аренду, собственное производство компании занимало около 27 % территории. Решение о продаже принято для оптимизации расходов дочернего предприятия «Башинформсвязи», в том числе на содержание пустующих площадей. Производственные мощности «Промсвязи» были загружены не более чем на 25 %, так как «не удалось выйти на внешний рынок».

В 2017 году закрыты цех производства металлоконструкций и изделий из пластмасс, и цех производства электроники. В 2017 году работало 157 человек.

11 мая 2018 года проведено собрание акционеров по отчуждению имущества завода по стоимости более 50 % балансовой стоимости его активов[13]: 27 объектов производственной недвижимости и оборудование, объединенные в один лот, вместе с участками оценены в 710 млн руб. (в 2017 году они оценивались дороже на 13 %). Стоимость недвижимости отдельно оценена в 644 млн руб., движимого имущества — в 65,97 млн руб. Отмечалось, что в градостроительной зоне П-2 территории завода невозможно строительство жилых зданий[14].

В конце 2018 года завод «Промсвязь» продал производственную недвижимость на площади около 5 га компании ООО «Башжилиндустрия», перешедшей под контроль «Талан». Активы выставлялись на торги за 710 млн руб. Конечная цена сделки предприятием не раскрывалась[15].

В 2019 году ООО «Башиндустрияинвест» провела комплексные инженерные изыскания квартала застройки площадью 18 га для подготовки дальнейшей застройки, в том числе территории завода площадью 5,2 га. Общий объем строительства новых и реконструированных объектов около 150 000 м². Совместно с ООО «Башиндустрияинвест» бывшую промплощадку осваивает «Талан»: начало строительства планировалось на конец 2020 года, общий срок реализации проекта — около 5 лет[16].

5 августа 2020 года на общем собрании акционеров принято решение о ликвидации завода[17][18][19][20][21]. С 17 августа 2020 года — в состоянии ликвидации.

Продукция

Первоначально выпускались репродукторы «Рекорд» (громкоговоритель «чёрная тарелка»)[5][6], а позднее —  репродукторы «Уфа-301». В 1962 году завод освоил производство аппаратуры связи и АТС на полупроводниках: радиорелейное оборудование «Курс-8ОТМ», «Ракита-8», антенно-волноводный тракт СГ-70, оборудование системы «Восход», аппаратура правительственной космической связи серии «Ю-123, 321, 325, 331»; аппаратура уплотнения городских и сельских телефонных линий «АЦУ-4/1», «АЦС». В 2005–2010 годах выпускалась АТС М-200.

В 2011 году освоено производство IPTV-приставок и приставок стандарта DVB-T2. Также выпускались цифровые АТС, кроссовое и линейное оборудование, источники бесперебойного питания, светодиодные светильники и оборудование, телекоммуникационные шкафы и контейнеры, термошкафы и термобоксы, оптические распределительные шкафы; уличные шкафы грозозащиты[22].

В 2016 году выпускался мультисервисный узел абонентского доступа (MSAN)[23] завод планировал расширить ассортимент продукции, выпустив на рынок новые модели цифровых приставок, телекоммуникационные шкафы и контейнеры, электронные термостаты, офисные мини-компьютеры.

К 2018 году основными изделиями завода являлись цифровые телевизионные приставки формата HD, IPTV HD mini, производимые по заказу «Ростелекома»[24].

Структура

Типография имени Ф. Э. Дзержинского ранее принадлежала заводу. Действовала с 1923 года как типография НКВД. В 1936 году присвоено имя Ф. Э. Дзержинского. С 1999 года — государственное унитарное предприятие. В 2016 года объявлена банкротом и находилась в стадии ликвидации: имущество выставлено на продажу.

В главном здании завода (улица 50 лет СССР, 39) открыт бизнес-центр «ПромСвязь».

Руководство

99,94 % акций ОАО «Уфимский завод «Промсвязь» принадлежало ПАО «Башинформсвязь», 100 % которого принадлежат ПАО «Ростелеком»[25]. Учредителем предприятия является Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан[26]

Генеральные директора[9]:

  • 2004 год — генеральный директор С. В. Кузнецов
  • 2004 год — исполняющий обязанности генерального директора И. И. Ганеев
  • 2006–2008 годы — генеральный директор И. И. Ганеев
  • 18.07.2008–2011 годы — генеральный директор Марат Альтафович Тимиров
  • ? — генеральный директор Брусенцев
  • ? — генеральный директор Игорь Михайлович Чирков[10]
  • ?–17.08.2020 — генеральный директор Дмитрий Сергеевич Тимкин
  • 17.08.2020 — по настоящее время — руководитель ликвидационной комиссии Дмитрий Сергеевич Тимкин

Члены совета директоров[9]:

  • 2004 год — В. М. Чесский
  • 2004 год — С. В. Кузнецов
  • 2004–2011 годы — С. М. Гайсин
  • 2004–2011 годы — П. С. Квашнин
  • 2009 год — И. И. Ганеев
  • 2009–2011 годы — Р. А. Искужин
  • 2009–2011 годы — Р. Р. Сафеев
  • 2009–2011 годы — Марат Альтафович Тимиров

Показатели

В 2008 году продукции произведено на 89,27 млн руб.

В 2016 году выручка составила 1,98 млрд руб., чистая прибыль — 246,7 млн руб. Кредиторская задолженность на начало года составляла 221 млн руб. Стоимость чистых активов оценивалась в 552,8 млн руб.

В 2017 году выручка снизилась на 41 %, до 1,18 млрд руб., чистая прибыль — на 81 %, до 47,68 млн руб. Сокращено 104 сотрудника. В 2017 году стоимость продаваемых активов оценивалась в 822 млн руб[12].

В 2018 году годовой доход от аренды зданий и территории оценивалась в 59,4 млн руб.

Примечания

  1.  УФА • Большая российская энциклопедия — электронная версияbigenc.ruДата обращения: 21 января 2021.
  2.  Экспозиция. Радио и телевидение. Музей связи ОАО «Башинформсвязь».svyaz-museum.ruДата обращения: 22 января 2021.
  3.  Промсвязь — О компанииps-ufa.ruДата обращения: 21 января 2021.
  4. ↑ 1 2 “ПРОМСВЯЗЬ”, предприятиеbashenc.onlineДата обращения: 21 января 2021.
  5. ↑ 1 2 Сделано в СССР: сколько стоила первая советская бытовая техникаРБКДата обращения: 21 января 2021.
  6. ↑ 1 2 Громкоговорители СССР.www.rv3bc.narod.ruДата обращения: 21 января 2021.
  7.  ЭЛЕКТРОСВЯЗЬbashenc.onlineДата обращения: 22 января 2021.
  8.  РАДИО, способ передачи информацииbashenc.onlineДата обращения: 22 января 2021.
  9. ↑ 1 2 3 4 5 Предприятия № 2-3ОборонпромДата обращения: 21 января 2021.
  10. ↑ 1 2 Завод «Промсвязь» продемонстрировал свои достижения (рус.). Официальный сайт Администрации ГО г. Уфа Республики БашкортостанДата обращения: 21 января 2021.
  11.  Отчет о результатах деятельности Правительства Республики Башкортостан в 2014 году..
  12. ↑ 1 2 Обрыв «Промсвязи» // Коммерсантъ.
  13.  Уфимский завод «Промсвязь» готовит крупную сделку с отчуждением имуществаwww.kommersant.ru (16 апреля 2018). Дата обращения: 21 января 2021.
  14.  На месте завода «Промсвязь» в Уфе не смогут построить жильёРБКДата обращения: 21 января 2021.
  15.  Уфимский завод «Промсвязь» будет ликвидированwww.kommersant.ru (29 июня 2020). Дата обращения: 21 января 2021.
  16.  Из России с ре-: Уфаwww.redeveloper.ruДата обращения: 21 января 2021.
  17.  Башинформсвязь ликвидирует завод «Промсвязь» в Уфе — Поволжье || Интерфакс Россияwww.interfax-russia.ruДата обращения: 21 января 2021.
  18.  Мария ЧЕБАКОВА. Уфимский завод «Промсвязь» будет ликвидированProUfu.ru / Новости Уфы и Башкирии(9 августа 2020). Дата обращения: 21 января 2021.
  19.  В Уфе акционеры «Промсвязи» рассмотрят вопрос о ликвидации предприятияwww.bashinform.ru (29 июня 2020). Дата обращения: 21 января 2021.
  20.  В Башкирии ликвидируется завод «Промсвязь»www.bashinform.ru (9 августа 2020). Дата обращения: 21 января 2021.
  21.  Уфимский завод принял решение о ликвидацииРБКДата обращения: 21 января 2021.
  22.  ОАО Уфимский завод Промсвязь (рус.). LineExpo (23 июля 2019). Дата обращения: 21 января 2021.
  23.  Олеся Вильданова. «Промсвязь» представила три инновационные разработки. Одна из них стала особенно актуальной в свете новых требований по хранению персональных данных (рус.). Business FM | 107.5 УфаДата обращения: 21 января 2021.
  24.  Уфимский завод «Промсвязь» отметил 70-летие (рус.). Официальный сайт Администрации ГО г. Уфа Республики БашкортостанДата обращения: 21 января 2021.
  25.  «Ростелеком» завершил консолидацию 100% акций «Башинформсвязи» (нем.). finanz.ruДата обращения: 21 января 2021.
  26.  ГК «БАШИНФОРМСВЯЗЬ» ОАО «УЗ «ПРОМСВЯЗЬ» (ИНН:0276055568)www.list-org.comДата обращения: 21 января 2021.

Ссылки


Черноморский судостроительный завод

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 сентября 2018; проверки требуют 50 правок.

Черноморский судостроительный завод (ЧСЗ) — бывшее украинское судостроительное предприятие, расположенное в городе Николаев. Крупнейшая верфь Украины. Здесь были построены все авианесущие крейсера Советского Союза (список авианосцев ВМФ СССР и России).

Черноморский судостроительный завод
Типпубличная компания
Год основания1897
Год закрытия2021 (банкротство)
Прежние названияНаваль
Завод № 198 имени Андре Марти
Завод имени Ивана Носенко
Расположение УкраинаНиколаев
Ключевые фигурыКалашников Валерий Николаевич
Отрасльстроительство судов и плавучих сооружений (МСОК3011)
Оборот38 млн гривен (2006)
Чистая прибыль0,669 млн гривен (2009)
0,862 млн гривен (2010)
Материнская компанияSmart Maritime Group
Награды    
Сайтsmart-maritime.com/ru/en…
 Медиафайлы на Викискладе

Запрос «Общество Николаевских заводов и верфей» перенаправляется сюда. На эту тему нужно создать отдельную статью.

ООО «Смарт Мэритайм Груп — Николаевская верфь» входило в группу «Смарт-Холдинг», контролируемую В. В. Новинским.

История

В 1895 году основан завод «Наваль» (неофициально предприятие также называли Французским заводом), как бельгийское «Общество корабельных верфей, мастерских и плавилен»[1].

25 сентября того же года начато строительства судостроительного, механического и литейного завода под названием «Анонимное общество судостроительных, механических и литейных заводов в городе Николаеве»[1]. В октябре 1895 на смежном с заводом «Наваль» участке «Обществом механического производства в Южной России» началось строительство Черноморского механического и котельного завода (Черноморский завод). Завод должен был выпускать машины и котлы для судов и кораблей, строившихся в Николаеве для Черноморского флота.

  • ноябрь 1896 года — открытие Черноморского завода.
  • 21 октября 1896 года — открытие завода «Наваль».
  • В 1898 году состоялось заключение контракта на изготовление и монтаж главных паровых машинкотлов и артиллерийских башен для строящегося на заводе Николаевского Адмиралтейства броненосца «Князь Потёмкин-Таврический».
  • В 1899 — первая крупная политическая забастовка 700 рабочих котельного и мостостроительного цехов.
  • 1901 год — заключение контракта на изготовление и монтаж главных паровых машин, котлов и артиллерийских башен для строящихся на заводе Николаевского Адмиралтейства броненосцев «Иоанн Златоуст», «Евстафий» и крейсера «Кагул». С этого времени завод становится основной машиностроительной базой для судостроительных заводов юга страны.
  • Июль 1901 года — закладка эскадренного миноносца «Заветный»(сдан Черноморскому флоту в 1903 году. Остальные эсминцы типа «Лейтенант Пущин» («Завидный», «Задорный», «Звонкий» и «Зоркий») были построены в период с 1903 по 1905 годы.
  • 1902 год — всеобщая забастовка рабочих завода.
  • 1903 год — Черноморскому флоту сдан эскадренный миноносец «Заветный».
  • 1904 год — построена дизель-компрессорной станция. Завершено внедрение в широких масштабах пневматической клёпкисверловки, рубки и чеканки взамен ручных работ.

Резолюция Николаевского комитета РСДРП против Союза русского народа (черносотенцев). 1908

  • 1905—1907 годы — неоднократные локальные и всеобщие забастовки, демонстрации и вооружённые столкновения с полицией и войсками, непрерывные массовые аресты бастующих и восставших рабочих.
  • 1908 год — включение путём слияния акций Черноморского завода в состав завода «Наваль» и начало реконструкции завода.
  • 1909 год — закладка первого в мире подводного минного заградителя «Краб». Окончена постройка и сданы Черноморскому флоту минные крейсеры ««Лейтенант Шестаков», «Капитан-лейтенант Баранов», «Лейтенант Зацаренный», «Лейтенант Пущин».
  • 1910 год — строительство нового здания технической конторы и нового плаза.
  • В 1911 году завод «Наваль» перешёл в собственность французского «Общества николаевских заводов и верфей» (ОНЗиВ). Он специализировался на изготовлении котлов и механизмов для броненосцев, строящихся в Николаевском адмиралтействе, а также на постройке миноносцев и минных крейсеров. В то время завод «Наваль» был единственным судостроительным предприятием на юге России, оборудованным современной техникой. [Цветков с.86] Окончание реконструкции стапеля № 1 и закладка линейного корабля „Императрица Екатерина Великая“. Окончена постройка восьмого пролёта главного механического цеха (старо-турбинный участок), предназначенного для сборки паровых турбин.
  • 1912 год — сооружение башенно-артиллерийского цеха на площадях, ранее занимавшихся мостостроительным цехом, технической конторой и столовой.
  • В 1913 году в связи с переходом значительной части акций завода в распоряжение Санкт-Петербургского международного коммерческого банка — французское «Общество николаевских заводов и верфей» было преобразовано в русское акционерное общество под тем же названием — ОНЗиВ. С учётом требований Морского министерства — «строить корабли по новым судостроительным программам только на русских заводах и руками русских рабочих» владельцы ОНЗиВ добились получения заказа на постройку ЛК «Екатерина II» и поставку турбин и котлов для ЛК „Императрица Мария“ и «Император Алксандр III», строившихся на заводе «Руссуд», а также завод должен был построить четыре эскадренных миноносца типа «Дерзкий». [Цветков с.86]
    • Окончание сооружения Большого ковша с восточной набережной и пирсом.
    • Окончание постройки здания трубомедницкого цеха.
    • Сдача в эксплуатацию 150-тонного плавучего крана, поступившего из Дуйсбурга.
    • Ввод в эксплуатацию плавдока грузоподъёмностью 30 тыс. тонн, построенного заводом «Руссуд».

С 1914 года

  • 1914 год — окончание постройки и сдача флоту эскадренных миноносцев «Беспокойный», «Дерзкий», «Гневный», «Пронзительный».
  • В июне 1915 года Черноморскому флоту был сдан минный заградитель «Краб» и линейный корабль «Императрица Екатерина Великая». Закончено строительство арматурного цеха (цех 25).
    • Внедрение разметки деталей корпуса по развёрткам с плаза по способу Симпсона-Егорова.
    • Начало постройки восьми эскадренных миноносцев типа «Новик».
  • 7 января 1916 года рабочие завода начали забастовку, которая продолжалась до 24 февраля 1916 года и проходила под экономическими требованиями. 24 февраля 1916 года завод был временно закрыт, около 6 тыс. участвовавших в забастовке рабочих призвали в армию, но уже в конце марта 1916 года большинство из них было возвращено на завод для продолжения работ[3] До конца 1916 года была завершена постройка ново-турбинного участка и организовано производство паровых турбин. Закончено строительство инструментального цеха, прессового участка главной кузницы (гидравлический ковочный пресс усилием 3000 тонн установлен в 1912 году в недостроенном здании), здания электроремонтного цеха и мартеновского цеха (первая плавка в декабре 1916 года).
  • В марте 1917 года на заводе образован Исполнительный комитет рабочих и солдатских депутатов. Установление двоевластия.

С августа 1917 года началось создание отрядов Красной гвардии и организована ими охраны завода.

  • В мае 1919 года проведена национализация завода.
  • В 1921 году начались работы по восстановлению и модернизации поднятых затопленных кораблей и достройке кораблей, оставшихся на заводе и в других местах, в том числе двух подводных лодок типа «АГ», эскадренных миноносцев «Незаможник» («Занте»), «Петровский» («Корфу»), «Шаумян» («Левкас»), «Фрунзе», «Дзержинский» и др.
  • В ноябре 1922 года название завода изменено на «Николаевские объединённые государственные заводы им. Марти и Бадина»[4]. В этом же году в 20 экземплярах вышел первый номер заводской многотиражной газеты «Гудок Наваля» и была открыта библиотека завкома профсоюза с фондом 1200 книг (к 1987 году в библиотеке более 250 000 книг).
  • В 1923 году начались опытные работы по освоению электросварки.
  • 4 ноября 1924 года название завода изменено на «Николаевские объединённые государственные заводы им. Андре Марти».
  • 1925 год — на стапеле № 1 был заложен танкера «Эмбанефть» (первоначальное название «Красный Николаев»).
  • 6 апреля 1926 года, постановлением президиума Всеукраинского ЦИК завод и группа работников награждены орденом Трудового Красного Знамени УССР[5].
  • 1927
    • Создание бюро строителей судов (БСС).
    • Прибытие на завод Председателя ВСНХ СССР В. В. Куйбышева, решившего вопросы загрузки завода на длительное время.
    • Преобразование участка главного механического цеха в самостоятельный судомонтажный цех (цех № 15).
    • Черноморскому флоту сдан крейсер «Червона Украина».
    • Создание деревообрабатывающего цеха (цех № 14), выделенного из корпусного цеха.
  • В 1928 году начато производство серии малооборотных дизелей мощностью 1400 л. с. для своих танкеров и для других заводов отрасли.
  • 1929 год — создание самостоятельного малярного цеха (цех № 41).
    • Создание Судотреста (с 1930 года — Главморпром) и включение завода в его состав.

С 1930 года

  • В 1930 году Черноморскому флоту были переданы подводные лодки типа «Декабрист».
  • В 1932 году Черноморскому флоту сдан крейсер «Красный Кавказ».
    • Начало строительства серии цельносварных подводных лодок типа «М».
    • Ввод в эксплуатацию первого корпуса судомонтажного цеха. До 1932 года судомонтажный (44) цех помещался во временных деревянных строениях и в здании испытательной станции.
  • 1933 год — создание цеха озеленения. Начало благоустройства территории завода.
  • 1934 год — ввод в эксплуатацию второго корпуса судомонтажного цеха и создание Конструкторского отдела.
  • 1935 год — начало строительства крейсеровэскадренных миноносцевледоколов, подводных лодок серии IX, XI, XIII для Тихоокеанского и Черноморского флотов и Севморпути.
  • 1936 год — организация цеха судовых паровых турбин и турбоагрегатов на площадях бывшего вагоностроительного цеха (цех № 26).
  • 1937 год — создание достроечного цеха (цех № 34) и диспетчерского отдела.
  • 7 февраля 1938 года судомонтажный цех разделён на три цеха: судомонтажный (цех № 44), трубомедницкий (цех № 45), жестяницкий (цех № 46).

В августе этого же года закончено строительство надводной части стапеля «О» и заложен линейный корабль «Советская Украина».

  • Окончание постройки нового здания и организация второго арматурного цеха (цех № 12). В 1949 году здание было восстановлено и передано РУ-1 (ПТУ-5).
  • Выделение из главного механического арматурного цеха (цех № 25).
  • Август: Строительство за 22 дня силами ремонтно-строительного цеха двухэтажного здания и вселение в него такелажно-парусного цеха (цех № 42). До этого времени являлся участком корпусного цеха (в послевоенный период в этом восстановленном здании помещается цех № 41).
  • Октябрь: Создание отдела главного технолога завода.

Взорванные недостроенные подводные лодки (С-36 справа и С-37) типа «С» IX-бис, 1941

С 1941 года

  • 1941
    • Июнь: Организация производства авиабомб, переправочных понтонов, а также форсирование строительства судов на стапеле и на плаву.
    • Август: Эвакуация всех кораблей, находившихся на плаву, уникального технологического оборудования, инструментов, ценных материалов и высококвалифицированных рабочих и ИТР. На второй день после оккупации Николаева предприятие было объявлено собственностью Германии и переименовано в «Южную верфь»[6].
  • 1944
    • 28 марта: Покинувшие Николаев войска гитлеровской коалиции перед уходом полностью разрушили завод (из 784 зданий и сооружений сохранилось только два здания: здания медсанчасти и крепёжной мастерской, сейчас в нём станочный участок арматурно-крепёжного цеха).
    • Апрель: Начало восстановления завода силами особой строительно-монтажной части № 44 (ОСМЧ-44) и цехами завода.
    • сентябрь: начало занятий в РУ-1, ФЗО-3, ФЗО-7, судостроительном техникуме и кораблестроительном институте (во временных зданиях).
  • 1945
    • октябрь: начало достройки кораблей, эвакуированных на период временной оккупации.

После 1945 года

1947 год: внедрение рентгенографического контроля качества сварных соединений; начало строительства новых цельносварных судов из плоскостных и объёмных секций. Внедрение в широких масштабах автоматизированных видов электросварки и газовой резки металлов.

1948 год: Введение системы подготовки производства планирования судостроения и снабжения на технологической основе путём применения планово-учётных единиц технологических комплектов и этапов.

  • 8 февраля 1949 года завод награждён орденом Ленина, а 275 работников орденами и медалями за успешное выполнение заданий правительства и в связи с пятидесятилетием завода.  текст указа
    • 25 апреля: Разделение корпусного цеха на три: корпусообрабатывающий (цех № 17), корпусосборочный (цех № 18) и корпусно-стапельный (цех № 16).
    • Организация машиносчётной станции (МСС).
    • 7 декабря: создание второго судомонтажного цеха (цех № 40).

С 1950 года

  • 1950
    • Освоение процесса литья якорных цепей.
  • 1951
    • Создание сборочно-сварочного цеха (цех № 11).
  • 1951
    • Создание арматурно-крепежного цеха (цех № 39).
  • 1952
    • Создание корпусодостроечного цеха (цех № 12).
    • Создание второго малярного цеха (цех № 22).
    • Начало внедрения строительства судов среднего водоизмещения поточно-позиционным методом.
  • 1953
    • Открытие на заводе филиала Николаевского судостроительного техникума.
    • Создание цеха комплектации (ликвидирован в 1962 году).
  • 1954
    • Создание паропреобразовательных подстанций взамен паро-котельных.
    • Объединение кузнечно-прессового цеха со штамповочным (цех № 6).
  • 1955
    • Строительство регазификационной станции пропанбутана и подачи его цехам по трубопроводам.
    • Внедрение дробомётного способа очистки металла от окалины и ржавчины.
  • 1956
    • Внедрение процесса литья якорных цепей целыми смычками (изобретение П. Т. Кузьмина).
    • Название завода изменено на «Николаевский судостроительный завод имени И. И. Носенко».
    • Организация подготовки производства и начало серийного строительства рыбопромысловых судов поточно-позиционным методом.
    • Внедрение способа вычерчивания плаза в масштабе 1:10.
    • Начало строительства китобойных баз проекта 392, сухогрузных судов проекта 567, научно-исследовательских судов и других плавбаз различного назначения.
  • 1957
    • Июль: Упразднение министерства судостроительной промышленности СССР и включение завода в состав Херсонского совнархоза, а в 1963 году — в состав Черноморского совнархоза.
  • 1959
    • Создание Отдела главного сварщика.
  • 1959—1960
    • Спроектировано, изготовлено и установлено 43 стационарных козловых крана, заменивших железнодорожные краны.

С 1960 года

  • 1960
    • Внедрение высокотехнологичной сваривающейся низколегированной стали для изделий корпусного литья.
  • 1961
    • Внедрение ультразвуковой дефектоскопии. Внедрение предметной специализации участков и цехов на постройке единичных и малосерийных судов.
    • Постройка станции углекислого газа и подача газа цехам по трубам.
    • Замена сплошных наружных лесов местными подвесными этажерками, люльками и др.
  • 1962
    • Внедрение в широких масштабах электросварки в среде CO2.
    • Замена твёрдого и жидкого топлива, а также привозного пропанбутана природным газом (Шибилинского месторождения), подаваемым по магистральным трубам (газификации завода).
    • Перебазирование медсанчасти завода в трёхэтажное здание общей площадью 5400 м².
    • Начало строительства авианесущих крейсеров проектов 1123, 1143, 1143.3, 1143.4, 1143.5. Строительство продолжалось более тридцати лет.

1964 год

  • Начало строительства рыбопромысловых и сухогрузных судов и изделий машиностроения на экспорт.
  • Перебазирование в новое здание инструментального цеха (цех № 10).

1965 год

  • Создание лаборатории НОТ. Начало систематической разработки планов научной организации труда.
  • Упразднение совнархозов и подчинение завода министерству судостроительной промышленности СССР.
  • 1966 год:
    • Окончание стадиона «Судостроитель».
    • Окончание строительства Западной и Южной набережной.

1967 год

  • Открытие Дворца культуры и техники завода.
  • Организовано строительное управление хозспособа.
  • Построено здание и организован учебный комбинат завода.
  • Построен новый корпусообрабатывающий цех (цех № 17).

1968 год

  • Создан участок по производству огнестойких слоистых пластиков для деталей зашивки судовых помещений.
  • Название завода изменено на «Черноморский судостроительный завод».
  • Начало строительства кораблей особого назначения — проектов 394, 994, 10221, 1288.4. Строительство продолжалось более двадцати лет.

1969 год

  • Организация на заводе вычислительного центра (ВЦ).
  • На площадях старого корпусообрабатывающего цеха организован цех металлоконструкций для судового машиностроения (цех № 3).

С 1970 года

1970 год

  • Организация управления заводом по видам производств: судостроительного, машиностроительного, рыбопромысловых судов.
  • Декабрь: Награждение завода орденом Октябрьской Революции за успешное выполнение пятилетнего плана и организацию новой техники.  текст указа
  • Окончена постройка научно-исследовательского судна «Академик Сергей Королёв».
  • Организация службы АСУП на базе ЦЛОЭ, ВЦ и МСС.
  • Построены и введены в эксплуатацию очистные сооружения.

1971 год

  • Создание цеха технологического автотранспорта (цех № 28).

1972 год

  • Реорганизация цехов: первого малярного, деревообрабатывающего и модельного и образование цехов модельно-мебельного (цех № 1) и первого столярно-малярного (цех № 41).
  • Окончена постройка здания инженерно-лабораторного корпуса (ИЛК). Перебазирование отделов заводоуправления в ИЛК.

1973 год

  • Внедрение комплекса испытаний рыбопромысловых судов у стенки завода без выхода в море.

1976 год

  • Создание и внедрение новой конструкции спускового устройства, механизирующего спусковые работы.
  • Начало строительства нового жилого массива завода на намывной территории («Намыв»).

1977 год

  • Сентябрь: Награждение завода вторым орденом Ленина за успешное выполнение планов десятой пятилетки.

1978 год

  • Внедрение системы групповой гидравлики в конструкцию тележечных поездов для передвижки и накатки судов на плавдок.

1979 год

  • Внедрение технологии изготовления якорных цепей из проката с применением электросварки.
  • Внедрение в широких масштабах агрегатированного монтажа механизмов, устройств и систем на постройке БМТР.
  • Построен и введён в эксплуатацию цех крупнопанельного домостроения (цех № 47).

С 1980 года

1980 год

  • Создание в арматурном цехе (цех № 25) специализированного участка обработки на станках с ЧПУ.

1981 год

  • Начало развития бригадных форм организации труда с оплатой за конечный результат.

1983 год

  • Создание совета бригадиров завода.
  • Внедрение процесса оконтуровки секций и блоков с помощью оптических приборов.
  • Завершение монтажа кранов грузоподъёмностью 900 тонн, реконструкции стапелей и начало внедрения крупноблочного строительства судов.

1984 год

  • Создание цеха автоматики (цех № 30).
  • Внедрение транспортировки объёмных секций массой до 200 тонн автотрейлерами.

1985 год

  • Внедрение транспортировки объёмных секций массой до 200 тонн автотрейлерами.
  • На северной набережной для подъёма и схода работающих установлены эскалаторы.

1986 год

  • Промышленное внедрение рекуперации электроэнергии в заводскую сеть при швартовных испытаниях.

1987 год

  • Создание рабочей группы по подготовке завода к внедрению хозрасчёта и самофинансирования.
  • В Мисхоре построен и начал действовать восьмиэтажный первоклассный дом отдыха «Судостроитель» на 200 мест.
  • В районе северной набережной построена и внедрена в эксплуатацию современная столовая на 860 мест.

1988 год

  • Создан совет трудового коллектива завода (СТК).
  • Начало строительства новой набережной и подготовки территории для размещения комплекса монтажно-достроечных цехов.
  • Включение в структурную схему управления заводом должности заместителя директора завода по экономике.
  • Состоялась выставка «Опыт ЧСЗ» на ВДНХ.
  • 25.11.1988 спущен на воду ТАКР «Рига», в последующем переименован в «Варяг», не достроен, продан в КНР.

1989 год

С 1990 года

1991 год

  • Сдан ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».
  • На Украине создана судостроительная корпорация «Укрсудстрой», куда вошли такие предприятия и организации как ПО «ЧСЗ», ПО имени 61-го Коммунара, ЦКБ «Черноморсудопроект» и др.

1992 год

  • Резко сократились объёмы производства на заводе. Но завод выходит из тяжёлого положения, в сборочно-сварочном цехе изготавливаются секции для рефрижераторов завода имени 61 коммунара, секция траулеров для завода «Океан». 12 февраля была сдана ОТК и Регистру первая секция заказ 201.
  • Вышло решение о порезке ТАКР «Ульяновск», находящегося на стапеле.
  • Первый корабль ВМС Украины «Славутич», построенный черноморцами, поднял флаг и вышел на ходовые испытания.
  • Первый диффузионный аппарат, изготовленный на ЧСЗ, отправился во Львовскую область в посёлок Красный на сахарный завод.
  • Май: Открылся спорткомплекс на Намыве, построенный «ЧСЗ» для обслуживания заводчан и их семей.

1993 год

  • ЧСЗ подписал контракт с греческой компанией Avin International SA на строительство трёх танкеров.
  • Июнь: На ЧСЗ побывали премьер-министр Украины Л. Д. Кучма и председатель Совета Министров РФ B. C. Черномырдин. Они побывали на ТАКРе «Варяг».
  • Июль: На улице Крылова открылся новый магазин-салон «Наваль». В нём продаётся продукция народного потребления, выпускающаяся на ПО «ЧСЗ».
  • В Коблево на заводской базе отдыха открыт новый современный корпус, рассчитанный на отдых 250 черноморцев и членов их семей в один заезд.

1994 год

  • Спущен на воду первый танкер-продуктовоз Kriti Amber, строящийся по заказу греческой компании Avin International SA.

1995 год

  • 11 февраля: Сошёл со стапеля на воду Kriti Amethyst — второй танкер, строящийся по заказу греческой компании Avin International SA.
  • Сдан головной танкер-продуктовоз Kriti Amber для греческой компании Avin International SA[7].

1996 год

  • Сдан второй танкер-продуктовоз Kriti Amethyst для греческой компании Avin International SA[8].
    • Сдан третий танкер-продуктовоз Platinum для греческой компании Avin International SA[9].

1997 год

  • Достройка и сдача четвёртого танкера-продуктовоза Pearl для греческой компании Avin International SA[10].
  • На стапеле строится и готовится к спуску пятый танкер-продуктовоз Theodoros для греческой компании Avin International SA (сдан в 1999 году[11]).

С 2000 года

2002: сдан шестой танкер-продуктовоз Nicos для греческой компании Avin International SA[12].

В 2003 году Черноморский судостроительный завод исключён из списка стратегических предприятий, не подлежащих продаже; начались переговоры о продаже предприятия.
С 2005 года это предприятие занималось арендой своих площадей для фирм, подрядчиков, ремонтирующих суда. Из 40 тыс. работников осталось чуть более 2 тыс. человек (в основном администрация).

В 2018 году хозяйственный суд Николаевской области признал банкротом ПАО «Черноморский судостроительный завод»[13]. В том же году завод был продан за 120 млн гривен (4,2 млн долл.)[14][уточнить].

В июле 2021 хозяйственный суд Николаевской области утвердил отчёт об окончательной ликвидации ПАО «Черноморский судостроительный завод», которое несколько лет назад признали банкротом. Была завершена вся хозяйственная и предпринимательская деятельность ЧСЗ, а также все технологические циклы деятельности предприятия. У завода не осталось никакого имущества, всё оно инвентаризировано и распродано, а полученные от реализации средства направили на погашение долгов. Все сотрудники уволены, печать предприятия уничтожена.[15][16][17]

Продукция

№ п/пНазначениеКоличество, ед.Примечание
Построено до 1917 года
1.Линейный корабль1 (+1 строился)технические данные не сохранились
2.Крейсеры2
3.Миноносцы24
4.Подводные лодки3
5.Подводный минный заградитель1
6.Землечерпалки3
7.Различные другие суда72
Итого106
Построено в период 1917—1941 гг.
8.Крейсеры6технические данные не сохранились
9.Эсминцы17
10.Лидеры эсминцев4
11.Сторожевики4
12.База подводных лодок1
13.Средние подлодки21
14.Малые подлодки43
15.Военный транспорт4
16.Танкеры11
17.Ледоколы2
Итого113
№ п/пНазначение№ проектаВодоизмещение, тКоличество, ед.Примечание
Построено в период 1948—1997 гг.
1. КОРАБЛИ
18.Подводные лодкисер.98371
613105072
19.Крейсеры лёгкие68 к150002
68-бис151203
68-бис151201«Адмирал Корнилов» (не достроен)
20.Крейсеры тяжёлый82500001«Сталинград» (не достроен)
21.Плавбазы ремонтно-технические31035007
32340002
323 А40901
323 Б43401
323 В43401
179840461
188683107
1886 Э83501
1886 У79802
2020139003
200140501
22.Морской ракетовоз323 В40451
23.Корабли особого назначения394 Б43504
99442802
24.Корабли специального назначения1288. 458301
25.Плавмастерские72547503
725 А59502
26.Разведывательный корабль1022156201
27.Морской кабелеукладчикМКУ-0111441
28.Авианесущие крейсеры1123144002«Москва» «Ленинград»
1143397001«Киев»
1143.21«Минск»
1143.3424401«Новороссийск»
1143.4444901«Баку»
1143.5455001«Тбилиси»
1143.5455001«Варяг» (не достроен)
1143.7720001«Ульяновск» (не достроен)
2. СУДА
29.Нефтетанкеры5631625013
30.Сухогрузы564102506
567222255
594185002
595185008
15682300022
1609434604
31.Траулеры3943510194
394 А367575
394 АМ380083
12885600108
1288.356107
1288.3 М3
3. СПЕЦИАЛЬНЫЕ СУДА
32.Научно-экспедиционные22432002
33.Научно-поисковые39938101
34.Китобазы392450002
35.Плавучий измерительный комплекс1908207001
36.Плавстенд185301
37.Танкеры-продуктовозы17012450003
4. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СУДА
38.Буксиры145416301
5. НЕСАМОХОДНЫЕ СУДА
39.Понтоныг/п 400 т.4
г/п 200 т.31
г/п 80 т.10
40.Баржиг/п 700 т.1
г/п 500 т.5
г/п 250 т.26
г/п 200 т.2
41.Технологические плавсредства и инженерно-технические плавсооруженияг/п от 100 до 1600 т.16
42.Ботопорт стапеля 0г/п 380 т.1
43.Понтон-проставки для авианосцев4
6. ДОКИ
44.Плавдоки2812
Итого с начала основания завода1004 ед.

Директоры

Награды

23 ноября 2020 года со стены возле главной проходной завода были демонтированы металлические конструкции, изображающие четыре ордена, которыми ЧСЗ был награжден в годы советской власти и которые являлись символом трудовой славы нескольких поколений работников предприятия [19].

См. также

Литература

  • Рождённый в краю корабельном / Плясков Л. А., Кучеренко Л. М. и др. — К.: Издательский дом «Компьютерные системы» ЗАО, 1997. — 400 с. — ISBN 978-966-95240-1-0.
  • Наш Черноморский. 1897-1987 / Плясков Л. А., Кучеренко Л. М. — М.: Мысль, 1989. — 481 с.
  • Черноморский Судостроительный завод 1897-1988 / Плясков Л. А., Золотарева В. А. — 1989.

Ссылки

Примечания

  1. ↑ 1 2 Юрий Крючков. Промышленные и хозяйственные объекты // История улиц Николаева: топонимический путеводитель по городу и окрестностям. — Николаев: Возможности Киммерии, 1997. — 160 с.
  2.  Барышников М. Н. Деловой мир России: Историко-биографический справочник. / Рецензент — действ. чл. РАН Б. В. Ананьич. — СПб.: Искусство-СПБ, Logos, 1998. — 448 с. — ISBN 5-210-01503-3.
  3.  Николаевская стачка 1916 // Советский энциклопедический словарь. редколл., гл. ред. А. М. Прохоров. 4-е изд. М., «Советская энциклопедия», 1986. стр.889
  4.  Оранский Д.А. Николаевский след французского масона.
  5.  Николаевский завод — герой трудового фронта // Бурят-Монгольская правда № 124 (797) 4 июня 1926 года. стр. 2
  6.  Чернявский В. В. Депортация гражданского населения юга УССР на принудительные работы в Третий рейх и Румынию в 1941—1944 гг.// Военно-исторический журнал. — 2013. — № 12. — С. 18.
  7.  details (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 июля 2008.Архивировано 8 ноября 2005 года.
  8.  details (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 июля 2008.Архивировано 8 сентября 2005 года.
  9.  details (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 июля 2008.Архивировано 8 ноября 2005 года.
  10.  details (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 июля 2008.Архивировано 8 ноября 2005 года.
  11.  details (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 июля 2008.Архивировано 8 ноября 2005 года.
  12.  details (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 июля 2008.Архивировано 20 апреля 2005 года.
  13.  Суд признал Черноморский судостроительный завод банкротом. Информационно аналитическая интернет газета MK.MK.UA. Дата обращения: 5 июля 2018.
  14.  В десять раз дешевле: Николаевский СРЗ продали на торгах за 120 миллионов гривен. timer-odessa.net. Дата обращения: 4 декабря 2018.
  15.  Ликвидирован один из старейших судостроительных заводов Украины // sharij.net, 5 июля 2021
  16.  На Украине ликвидирован завод, построивший все советские авианосцы. «Незалежная» разбазарила все судостроительное наследство СССР // МК, 5.07.2021
  17.  В Николаеве окончательно ликвидировали Черноморский судостроительный завод, построенный 124 года назад // strana.ua, 5 июля 2021
  18.  Легендарный кораблестроитель
  19.  У главной проходной ЧСЗ демонтировали заводские ордена // МК